Содержание.................................................................................................................................... 1
Об авторе........................................................................................................................................ 5
Предисловие.................................................................................................................................. 5
Об этой книге................................................................................................................................ 6
Почему «сачки» стремятся работать в коллективе?................................................................... 6
Вступительное слово автора........................................................................................................ 8
Замечания о психологическом экспериментировании.............................................................. 9
Благодарность.............................................................................................................................. 10
Анкета........................................................................................................................................... 10
Раздел I. Восприятие, память и контекст.................................................................................. 18
Глава 1. Избирательное восприятие.......................................................................................... 18
Назовём вещи своими именами................................................................................................ 18
Сила ожиданий............................................................................................................................ 19
Когда игра становится грубой................................................................................................... 20
Эффект средств массовой информации.................................................................................... 21
Заключение.................................................................................................................................. 22
Глава 2. Когнитивный диссонанс.............................................................................................. 22
Притча о когнитивном диссонансе........................................................................................... 23
И скучать можно с удовольствием............................................................................................ 23
Теория самовосприятия.............................................................................................................. 24
Пример предваряющего диссонанса......................................................................................... 25
Другой пример предваряющего диссонанса............................................................................ 26
Примеры последующего после решения диссонанса............................................................. 27
Заключение.................................................................................................................................. 27
Глава 3. Память и ретроспективные субъективные смещения............................................... 28
Разрушенные воспоминания...................................................................................................... 28
Приятные воспоминания........................................................................................................... 29
Я все это знал............................................................................................................................... 31
Ослабление ретроспективного предубеждения....................................................................... 32
Заключение.................................................................................................................................. 32
Глава 4. Зависимость от контекста............................................................................................ 33
Эффект контраста........................................................................................................................ 33
Эффект первичности.................................................................................................................. 35
Эффект недавности..................................................................................................................... 35
Эффект ореола............................................................................................................................. 37
Заключение.................................................................................................................................. 38
Раздел II. Как вопросы влияют на ответы................................................................................ 39
Глава 5. Гибкость......................................................................................................................... 39
Эффекты порядка........................................................................................................................ 40
Псевдомнения.............................................................................................................................. 41
Псевдомнения в политике......................................................................................................... 42
Отфильтровывание псевдомнений........................................................................................... 43
Несогласованность установок................................................................................................... 44
Снова в пути................................................................................................................................ 45
Притча для нашего времени...................................................................................................... 46
И вновь несогласованность........................................................................................................ 46
Заключение.................................................................................................................................. 47
Глава 6. Последствия формулирования и построения вопросов............................................ 47
Хитрое назначение...................................................................................................................... 48
Открытые приоритеты............................................................................................................... 49
Социальная желательность........................................................................................................ 50
Позволить или не позволить?.................................................................................................... 51
Оформление................................................................................................................................. 51
Горькая пилюля........................................................................................................................... 53
Логика вычитания....................................................................................................................... 53
Психологический учет................................................................................................................ 54
Заключение.................................................................................................................................. 55
Раздел II. Модели принятия решений....................................................................................... 56
Глава 7. Теория ожидаемой полезности.................................................................................... 56
Теория ожидаемой выгоды......................................................................................................... 57
Дополнения.................................................................................................................................. 58
Заключение.................................................................................................................................. 59
Глава 8. Парадоксы рациональности......................................................................................... 59
Парадокс Аллайса....................................................................................................................... 59
Парадокс Эллсберга.................................................................................................................... 61
Нетранзитивность....................................................................................................................... 62
Обратимость предпочтений....................................................................................................... 63
Действительно ли нарушения теории ожидаемой выгоды нерациональны?...................... 64
Заключение.................................................................................................................................. 65
Глава 9. Описательные модели принятия решений................................................................. 65
Удовлетворенность...................................................................................................................... 65
Теория перспективы.................................................................................................................... 66
Эффект убежденности................................................................................................................ 68
Псевдоуверенность..................................................................................................................... 69
Теория раскаяния......................................................................................................................... 70
Выбор со множеством атрибутов.............................................................................................. 70
Некомпенсирующие стратегии.................................................................................................. 71
Более важные параметры........................................................................................................... 72
Заключение.................................................................................................................................. 72
Раздел IV. Эвристика и субъективные смещения.................................................................... 73
Глава 10. Эвристика репрезентативности................................................................................ 73
Клинический прогноз в сравнении с предположительным................................................... 74
Заключение.................................................................................................................................. 74
Глава 11. Эвристика доступности.............................................................................................. 75
Доступность выходит боком...................................................................................................... 75
Отречение.................................................................................................................................... 75
Заключение.................................................................................................................................. 76
Глава 12. Вероятность и риск..................................................................................................... 77
Рекомендации.............................................................................................................................. 77
Заключение.................................................................................................................................. 78
Глава 13. Привязка и подгонка.................................................................................................. 78
Думая о невообразимом.............................................................................................................. 79
Заключение.................................................................................................................................. 80
Глава 14. Восприятие случайностей.......................................................................................... 81
Невероятное совпадение............................................................................................................ 81
Учиться поступать случайно...................................................................................................... 82
Заключение.................................................................................................................................. 82
Глава 15. Корреляция, причинность и контроль...................................................................... 83
Помощь, которая не помогает.................................................................................................... 83
Заключение.................................................................................................................................. 84
Глава 16. Теория атрибуции........................................................................................................ 84
Недостаток консенсуса............................................................................................................... 86
Выпуклость.................................................................................................................................. 87
Фундаментальная ошибка атрибуции....................................................................................... 88
Моя ситуация — это ваша диспозиция..................................................................................... 89
Перемена мест............................................................................................................................. 90
Клинические импликации......................................................................................................... 91
Другие предрассудки атрибутивности...................................................................................... 92
Заключение.................................................................................................................................. 93
Раздел V. Социальная сторона оценки и принятия решений................................................. 94
Глава 17. Социальные воздействия........................................................................................... 94
Социальная фасилитация........................................................................................................... 94
Социальная леность.................................................................................................................... 95
Сцена 1: «отстань от девушки!»................................................................................................ 96
Сцена 2: видение в тоннеле....................................................................................................... 97
Сцена 3: собрать кусочки........................................................................................................... 97
Вмешательство свидетеля.......................................................................................................... 97
Теория социального сравнения.................................................................................................. 98
Сигналы тех, кто похож............................................................................................................. 99
Социальное болеутоляющее.................................................................................................... 100
Конформизм............................................................................................................................... 101
Влияние меньшинства.............................................................................................................. 102
Групповое мышление............................................................................................................... 103
Заключение................................................................................................................................ 103
Глава 18. Групповые оценки и решения................................................................................. 104
Ошибки и предубеждения групп............................................................................................ 104
Групповая поляризация............................................................................................................ 105
Заключение................................................................................................................................. 110
Раздел VI. Типичные ловушки................................................................................................. 110
Глава 19. Самоуверенность....................................................................................................... 110
Случай Джозефа Кидда............................................................................................................. 111
Экстремальная самоуверенность............................................................................................. 113
Когда самоуверенность становится уголовным преступлением.......................................... 114
Градуирование........................................................................................................................... 114
Тест для самопроверки переоценки себя................................................................................. 116
Корреляция между уверенностью и точностью..................................................................... 116
Как можно снизить переоценку?............................................................................................. 118
Заключение................................................................................................................................. 119
Глава 20. Пророчества, сбывающиеся сами собой................................................................. 120
Опять угадал.............................................................................................................................. 120
Самосохраняющиеся социальные убеждения........................................................................ 121
Эффект Пигмалиона................................................................................................................. 122
В умах людей............................................................................................................................. 123
Расовые стереотипы.................................................................................................................. 123
Заключение................................................................................................................................ 124
Глава 21. Поведенческие ловушки.......................................................................................... 125
Классификация ловушек.......................................................................................................... 126
Ловушки отсрочки.................................................................................................................... 126
Ловушки неведения.................................................................................................................. 126
Ловушки вклада......................................................................................................................... 127
Ловушки ухудшающейся ситуации......................................................................................... 128
Коллективные ловушки............................................................................................................ 129
Сколько вы заплатите за доллар?............................................................................................. 130
По колено в грязи...................................................................................................................... 131
Великий исход........................................................................................................................... 132
Заключение................................................................................................................................ 133
Послесловие: взгляд назад........................................................................................................ 133
Предубеждения не всегда иррациональны............................................................................. 133
Рекомендуемая литература....................................................................................................... 140
Дополнительная литература..................................................................................................... 141
Заимствованные рисунки и таблицы...................................................................................... 162
Авторский указатель................................................................................................................. 163
Предметный указатель.............................................................................................................. 167
Предисловие 9
Почему «сачки» стремятся работать в коллективе? 11
Вступительное слово автора 15
Анкета 19
Раздел I: Восприятие, память и контекст 29
Глава 1: Избирательное восприятие 31
Глава 2: Когнитивный диссонанс 39
Глава 3: Память и ретроспективные субъективные смещения 49
Глава 4: Зависимость от контекста 58
Раздел II: Как вопросы влияют на ответы 71
Глава 5: Гибкость 73
Глава 6: Последствия формулирования и построения вопросов 89
Раздел III: Модели принятия решений 105
Глава 7: Теория ожидаемой полезности 107
Глава 8: Парадоксы рациональности 113
Глава 9: Описательные модели принятия решений 124
Раздел IV: Эвристика и субъективные смещения 139
Глава 10: Эвристика репрезентативности 141
Глава 11: Эвристика доступности 155 (8:)
Глава 12: Вероятность и риск 166
Глава 13: Привязка и подгонка 183
Глава 14: Восприятие случайностей 192
Глава 15: Корреляция, причинность и контроль 202
Глава 16: Теория атрибуции 217
Раздел V: Социальная сторона оценки и принятия решений 235
Глава 17: Социальные воздействия 237
Глава 18: Групповые оценки и решения 254
Раздел VI: Типичные ловушки 267
Глава 19: Самоуверенность 269
Глава 20: Пророчества, сбывающиеся сами собой 285
Глава 21: Поведенческие ловушки 296
Послесловие: взгляд назад 310
Рекомендуемая литература 321
Дополнительная литература 323
Заимствованные рисунки и таблицы 353
Авторский указатель 355
Предметный указатель 360