IX. Библейские методы

Катехетические библейские методы служат более внимательному изучению Библии. Используя на занятиях различные методы, катехизаторы должны сами изучить их и пользоваться ими при ежедневном чтении Священного Писания.

Метод lectio divina рекомендовался на протяжении всей истории Церкви, его следы можно обнаружить еще в библейских текстах. К.М.Мартини упоминает о пророках, которые применяли lectio divina для изучения ранних преданий, мудрецах, использовавших данный метод для анализа сочинений пророков и раввинов (в Новом Завете их называют "книжниками"). Пример человека, размышляющего над Словом Божиим и хранящим его - Мария (Лк 2, 19; 51), наиболее совершенный пример- Сам Христос (Лк 24, 27).

Отцы Церкви и средневековые мыслители определили структуру lectio divina. Она состоит из трех этапов: lectio (понимание текста), meditatio (переживание содержания) и contemplatio (общение с Богом, присутствующим в Слове).

А.Янковский выделяет три способа изучения Священного Писания в рамках lectio divina: курсорное изучение (чтение всей Библии целиком), систематическое (чтение Библии в каком-либо аспекте, например в соответствии с указаниями библейского богословия или симфонии), а также прагматическое изучение (прослеживается эволюция Божественного Откровения, развивающегося на этапах истории спасения).

Катехизаторам рекомендуется использовать все эти способы изучения текста в рамках духовного чтения.

Курсорное чтение Библии необходимо для понимания общего характера всех библейских книг. Оно также способствует появлению навыка ежедневного чтения Библии. Можно несколько раз прочитать всю Библию. Комментариями могут служить краткие предисловия к отдельным книгам и их анализ- в этом случае чтение проходит гармонически и упорядоченно. Катехизаторам рекомендуется ознакомиться с комментариями к Библии, с многотомными комментариями, в том числе, изданными Люблинским Католическим Университетом, схемами структур отдельных книг и предисловиями к ним, например: А.Леппле (Lapple). Катехизаторы могут также подготовить собственные вспомогательные материалы для отдельных библейских книг с упоминанием катехетической проблематики, при этом должна учитываться специфика пророческой миссии. Кроме того, катехизируемым можно предложить записывать собственные замечания и вопросы, возникающие во время чтения, а также самостоятельно готовить предисловия к книгам.

Систематическое чтение Библии поможет катехизаторам обобщить определенную библейскую тематику. Рекомендуется, чтобы человек выбирал проблему, которая интересует лично его. Важен контакт с библейским текстом. Вспомогательные материалы - комментарии и исследования- могут в этом случае затруднять изучение Священного Писания и отвлекать от него.

Вначале читатель сам находит все библейские тексты, касающиеся данной темы. Он может это сделать во время курсорного чтения Священного Писания или использовать симфонии и словари. Затем он объединяет отдельные тексты, выбрав один из критериев: критерий содержания (прежде всего, обращается внимание на сходство и различия фрагментов Библии), хронологический (изучается время и обстоятельства появления этих фрагментов) или жанровый критерий (в этом случае данный текст относят к Ветхому или Новому Завету, к историческим, пророческим книгам или книгам Премудрости - если используется христианская классификация, или к Торе, книгам Ранних пророков и к книгам Писаний мудрецов согласно иудейской классификации; далее тексты можно отбирать по литературным жанрам). Читатель объединяет собранные фрагменты и указывает, откуда они взяты, чтобы в любой момент можно было найти данный текст. Для верной интерпретации иногда необходимо обратиться к непосредственному или к более широкому контексту.

Для прагматического чтения Священного Писания необходима некоторая предварительная библейская подготовка (например, чтобы прослеживать развитие Божественного Откровения, нужно достаточно хорошо знать хронологию отдельных библейских книг, этапы их редактирования, хотя бы бегло ориентироваться в истории Израиля и т.д.). На первых порах при таком изучении можно использовать хорошие комментарии и научные исследования. Однако, даже не имея достаточного опыта, стоит заниматься богословскими размышлениями, самостоятельно изучая Библию. Библейское богословие - это синтез, в котором можно представить совокупность доктрины. С.Гжибек указывает, что отправная точка для создания библейского богословия - это хронологический метод, дополненный типологией, а также анализом отношений "обещание-выполнение".

Катехетические библейские методы, которые следует использовать при чтении Священного Писания, разделяются на три группы: драматургические, экзегетические (интерпретационные) и экзистенциальные. Для эффективного обучения чтению и пониманию Библии не следует отказываться от какой-либо группы методов и нельзя ограничиваться методами только одного типа (например, драматургическими).

1. Драматургические методы

Драматургические методы используются в основном при работе в группах, так как большая их часть основана на различных формах совместной инсценировки. Эти методы служат активному вовлечению участников групп в представление различных сцен из Библии. Однако использование двигательной активности не означает, что эти методы подходят только для детей младшего возраста, напротив, некоторые из них могут применяться только в старших группах или на занятиях со взрослыми.

Наиболее простой драматургической формой является ЧТЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ ПО РОЛЯМ. Этот метод может использоваться в группах младшего возраста. Непременное условие - умение бегло читать.

ОБЫЧНАЯ ИНСЦЕНИРОВКА заключается в точном представлении библейских сцен. Участники должны запомнить свои роли. Этот метод также предназначен для младших групп.

Другой вид инсценировки - ИМПРОВИЗИРОВАННАЯ ИНСЦЕНИРОВКА: в ней только через некоторое время приводятся подлинные слова Иисуса.

Пример. Инсценировка "Хождение по морю". Часть учеников подражает шуму волн, бури, другие изображают лодку, в центре находятся Двенадцать. Проходит Иисус. Начинается диалог Иисуса с Петром. Петр встает на воду, идет, начинает тонуть. Восклицает: "Господи, спаси меня!" Следуют ответы: "Сейчас не могу", "Помоги себе сам", "Я спешу на другую встречу". Эта сцена повторяется несколько раз. Только в конце Иисус отвечает словами из Библии.

ПАНТОМИМА может использоваться как в младших, так и в старших группах. Она хорошо иллюстрирует притчи. Больше всего эмоций возникает при подготовке и переодевании. На основе прочитанного текста участники разыгрывают сценку. В младших группах нужно читать притчу во время представления. В старших - пантомима может быть более сложной, например, без чтения текста. Участники мимикой и жестами должны передать содержание притчи.

ДРАМА - это инсценировка событий, не описанных в Евангелии, в которых участвуют библейские персонажи: например, встреча Самарянина и спасенного им человека через четыре года; встреча спасенного со священником, который ему не помог; беседа Марфы и Марии после того, как Иисус вышел из их дома; Пилат и его жена через месяц после Воскресения.

Порядок действий таков: сначала читается библейский отрывок, повествующий о произошедших событиях. Ведущий приглашает участников соотнести себя с участвующими в сцене лицами. Можно также ввести персонажи, о которых в тексте прямо не сказано. Участники пишут сценарий встречи, беседы. План сценария может быть изменен. Участники сцены сами определяют ход событий. После представления можно взять интервью у тех, кто участвовал в драме. Они говорят не от своего имени, а о том, что чувствовали люди, которых они играли, например: "О чем думал спасенный, когда узнал Самарянина?" Ответ: "Тогда спасенный думал…".

Следует помнить, что участники сцен прочно соотносят себя с персонажами, которых играют. Они очень эмоционально относятся к своим ролям, поэтому инсценировки, в которых речь идет об оскорблениях, страданиях, беспомощности, могут разыгрываться только в старших группах (начиная с пятого класса начальной школы), чтобы не вызвать у детей эмоции, которые потом будет трудно "погасить". В младших группах следует разыгрывать только те сцены, в которых персонажи испытывают радость.

Используя этот метод, следует помнить, что он занимает много времени. На занятиях можно представить максимум две драмы (следовательно, группу необходимо поделить). Драмы следует разыгрывать в центре комнаты для занятий. Необходимо учитывать тот факт, что если катехизатор вводит культурный контекст (например, отношение евреев к самарянам), он, тем самым, направляет ход событий (в этом случае легче включить драму в структуру катехизации). Однако полностью предусмотреть сценарий, который напишут участники, невозможно. Следовательно, использование этого метода связано с некоторым риском, что тоже следует учитывать.

Следующий драматургический метод - СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Для постановки выбирается событие из Священного Писания. Сценарий не должен в точности ему соответствовать: передается характер поведения персонажей, а не их действия. Рекомендуется, чтобы слова Господа Иисуса Христа читал рассказчик. Тогда можно сконцентрироваться на реакции разных людей на Слово Божие, на встречу с Иисусом Христом.

БИБЛЕЙСКОЕ ИНТЕРВЬЮ. Один или несколько участников изображают библейских персонажей. Задавая вопросы и отвечая на них, участники находят в Священном Писании актуальные идеи и ответы на свои вопросы. Вопросы может задавать любой из группы и выбранные лица: репортер и свидетель. Интервью должно быть основано на конкретном библейском событии. Этот метод позволяет правильно воспринимать учение Библии.

ПИСЬМО. Этот метод напоминает интервью. Необходимо написать личное письмо библейскому персонажу, с которым участник наиболее полно соотносит себя или которому хочет задать вопросы. Лучше всего дать ему возможность выбрать адресата из нескольких лиц, фигурирующих в данном отрывке.

В инсценировке и пантомиме разыгрываются конкретные библейские события, чтобы участники групп могли с ними ознакомиться. По этой причине данные методы используются в младших группах. В драме представлены полностью вымышленные ситуации, только персонажи взяты из Библии. Сценическое представление - это инсценировка истории из Библии с добавлением диалогов и сценическим оформлением, о котором из библейского текста ничего неизвестно. Два последних метода можно использовать только в старших группах, когда их участники уже хорошо знают содержание данного отрывка. К подобным методам относится и импровизированная инсценировка.

Драматургические методы способствуют повышению активности участников и их эмоциональному вовлечению. Соотнесение себя с библейскими персонажами дает возможность личной встречи со Словом Божиим. Эти методы позволяют по-новому взглянуть на библейские события и рассматривают их в новом экзистенциальном аспекте.

Если говорить о структуре керигматическо-антропологической катехизации, то в первой части встречи рекомендуется исполнять библейские песнопения, псалмы и песни в качестве молитвы. В начале занятий может быть разыграна драма, отражающая проблемы участников. Для второй части встречи можно выбрать те методы, которые знакомят с текстом Библии, то есть пантомиму, различные инсценировки, а также сценическое представление. Для третьей части наиболее подходит драма - в ней внимание сосредотачивается на анализе взглядов и мотиваций персонажей. Можно также использовать интервью или письмо.

2. Экзегетические (интерпретационные) методы

К методам, облегчающим понимание отдельных книг, фрагментов Священного Писания, относятся те, которые помогают раскрыть содержание керигмы. Из-за высокой степени сложности они предназначены для участников старших групп, за исключением метода библейского рассказа, смысл которого соответствует ментальности ребенка.

БИБЛЕЙСКИЙ РАССКАЗ - это проповедь библейской керигмы в настоящем времени свидетелем, откликнувшимся на евангельскую проповедь. Это не репортерское изложение событий, а повествование, указывающее на керигму и поощряющее слушателей к активному отклику. В принципе, этот метод предназначен для катехизатора: в группе именно он - свидетель Воскресшего Христа.

ПАРАФРАЗА - это точный пересказ библейского текста своими словами. В парафразе необходимо тщательно обдумывать каждое слово и предложение. Важно использовать как можно больше своих слов, но вместе с тем не искажать смысла керигмы. Нужно строго следовать библейскому тексту и не добавлять своих предложений или дополнений. Парафразу лучше всего записать, например, можно парафразировать какой-нибудь фрагмент из посланий св. апостола Павла, адресуя письмо современному человеку, который спрашивает, как жить по-христиански. Можно призвать к духовной борьбе, используя отрывок из Послания апостола Павла к Ефесянам (6, 10 и сл.).

МЕТОД КРАТКИХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ВЕРЫ используется в небольших группах. Каждая из групп получает свой отрывок из Библии, причем все отрывки посвящены одной теме. Учитывая общую тему, на основе библейского текста, каждая группа формулирует краткие высказывания, говорящие о том, Кто такой Бог и каков Он. Позже все участники систематизируют отдельные высказывания, устанавливая их очередность в зависимости от степени важности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ БИБЛИИ заключается в подготовке сообщения, касающегося определенной проблемы, взятой из текста Священного Писания. Читая текст, участники сначала находят предложения, относящиеся к данной теме, затем возвращаются к этим предложениям и готовят сообщение, раскрывающее проблему.

Приведем пример тематического чтения Библии в небольших группах.

Текст: Первое Послание Иоанна

Участники занятия делятся на четыре группы. Каждая группа получает одно предложение:

· 1. Мы - дети Бога.

· 2. Бог прощает нам грехи.

· 3. Кто верит во Христа, имеет жизнь, то есть пребывает в Боге.

· 4. Кто пребывает в Боге, любит братьев.

Один из членов группы читает весь текст Послания. Остальные выбирают предложения, в которых говорится о данной истине, и выписывают на отдельный листок номера глав и стихов. Затем читаются только выбранные предложения, и на их основе готовится сообщение для всех участников занятия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - используется для индивидуального чтения Библии. Читается вся Библия, ее часть или книга с точки зрения интересующей нас темы (например, пророки, имена Бога, встречи Иисуса с разными людьми и т.д.).

Пример тематического исследования.

Поставленный вопрос: от чего зависит выполнение обещаний? Почему некоторые обещания не выполняются?

Наблюдение на основе жизнеописания следующих персонажей: Авраама, Иакова, Соломона, Саула, Давида, Иеровоама, Иегухала.

Заключительный вопрос: как я осуществляю призвание Божие? В чем заключается верность Богу?

БИБЛЕЙСКИЕ АНАЛОГИИ. Данный метод заключается в поиске фрагментов, похожих на прочитанный текст. Он помогает вспомнить цитаты из Библии, способствуя более полному пониманию читаемого отрывка. С его помощью человек может пересмотреть жизнь с точки зрения Евангелия (см. главу, посвященную экзистенциальным библейским методам). Метод библейских аналогий предназначен для тех, кто уже хотя бы немного знает Священное Писание.

БИОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - разновидность тематического исследования, изучение какого-либо библейского персонажа. Сначала необходимо найти все фрагменты, в которых говорится о нем, затем систематизировать их (например, Давид: важнейшие события в его жизни, поступки, обещания, данные Богом). При наличии групп можно распределить работу: каждый занимается только одной книгой или одним аспектом, а затем подводятся итоги индивидуальной работы.

Пример биографического исследования. Портрет Илии.

Основной текст: 3 Цар 17, 14 Цар 2, 18; следует найти и другие тексты в Ветхом Завете; тексты в Новом Завете.

· 1. Биография [кем был, события, связанные с ним места, персонажи, посланничество];

· 2. Характеристика персонажа;

· 3. Тексты, в которых говорится о его личностной связи с Богом.

Заключительный вопрос: какие выводы я могу сделать для себя?

МЕТОДЫ ДАУЭЛЛА

Данные методы помогают запомнить и постичь Священное Писание, дают возможность ориентироваться в Библии. К ним относятся таблицы Книги, таблицы наблюдений и таблицы параллельных мест.

Таблица Книги включает названия, присваиваемые отдельным главам данной книги, затем названия фрагментов. Вначале следует прочитать всю книгу, с которой участники занятия будут работать. Это можно сделать несколько раз (например, первый раз можно научиться ориентироваться в содержании, затем искать повторяющиеся обороты и т.д.). Затем всю книгу нужно разделить на более мелкие части, не обращая внимания на границы, выделенные группой переводчиков. Часто структуру книги определяют персонажи книги (1 и 2 Цар, 3 и 4 Цар), место (Деян, Ис Нав), события (Евангелия), идеи (Послание к Римлянам). После общего ознакомления с книгой составляется таблица. На занятиях, для примера, можно сделать таблицу одной главы.

Образец таблицы Книги:

Главы        
Названия глав        
Названия фрагментов        
Важнейшие термины        

Образец таблицы Книги для Ин 1:

Главы        
Названия глав свидетельства об Иисусе Христе      
Названия фрагментов 1-5 признанный Словом 6-8 свидетельство Иоанна 9-13 свидетельство верующих 14-18 свидетельство о Его славе 19-28 свидетельство фарисеям 29-34 признанный Агнцем Божиим 35-42 свидетельство Андрея 43-51 свидетельство Нафанаила      
Важнейшие термины Слово, Агнец Божий, Мессия      

Таблица Книги может иметь упрощенную форму: 2 Цар

Главы        
Названия глав Давид оплакивает Саула и Ионафана Давид - царь над Иудою в Хевроне смерть Авенира, начальника войска Саула смерть Иевосфея, сына Саула
Главы        
Названия глав Давид - царь всего Израиля в Иерусалиме ковчег в Иерусалиме обещание Давиду победы Давида

Таблицу Книги можно изменять в зависимости от границ и цели поиска.

Таблица Книги 2 Цар (Б)

Глава Название Главные персонажи
  Давид после смерти Саула и Ионафана Давид, посланец амаликитян
  Давид над Иудою, Иевосфей в Израиле Давид, Иевосфей, жители Иависа, Авенир, Иоав, Авесса, Асаил

Таблица Книги (В)

Текст Название Вопросы и задания
2 Цар 1 Давид после смерти Саула и Ионафана 1. Какие более ранние события предвещали такую реакцию Давида на смерть Саула? 2. Насколько успешно удалось Давиду решить проблему союза, заключенного с Ионафаном (см. Мериббаал). 3. Найди в этой книге персонажей, которых оплакивает Давид. 4. Найди в этой Книге другие фрагменты, в которых к царю прибывает человек с известиями: - какое известие он приносит? - как ведет себя царь? 5. Поищи в этой книге другие описания битв, в которых погибает полководец.

В таблице наблюдений задаются вопросы к небольшому фрагменту Библии (отрывку или нескольким стихам): кто? что? когда? где? почему? как? С правой стороны нужно оставить место для своих дополнительных вопросов, на которые необходимо ответить (с помощью приведенной ниже таблицы параллельных текстов): например, кто такой фарисей? Как правоверные евреи относились к мытарям? Этот метод приучает замечать мелкие, но важные детали, которые способствуют более глубокому пониманию текста. Можно сравнить таблицы наблюдений различных отрывков и проанализировать сходства и различия (например, встречи Иисуса: с Никодимом и с Самарянкой). Это помогает понять замысел евангелиста, развитие действия. Участники занятий могут составлять таблицы наблюдений в небольших группах, а затем сравнивать их все вместе. Следует помнить, что, как детей, так и взрослых необходимо приучать пользоваться этим методом постепенно.

Обучение этому методу может проходить в три этапа: сначала все много раз заполняют таблицу наблюдений на доске, затем это происходит в небольших группах (можно проверить навыки заполнения таблицы), и лишь затем катехизатор дает задание самостоятельно заполнить таблицу (это можно сделать в виде домашнего задания). Постепенное введение новых элементов способствует радостям познания и обучения. Чтение Библии и работа с текстом не должны превышать способностей участников.

Образец таблицы наблюдений

Текст Наблюдения Дополнительные вопросы
     

Пример таблицы наблюдений (Неем 8,2-3.8)

Текст Наблюдения Дополнительные вопросы
кто? Ездра, народ Кто такой Ездра? Почему именно он читает закон?
что? чтение закона  
когда? во время литургического собрания  
где? в святом городе Иерусалиме, в храме  
для чего? чтобы руководствоваться им в жизни  
как? с объяснением Для чего необходимы объяснения?

Составление таблицы параллельных текстов заключается в поиске текстов, посвященных одной и той же проблеме, раскрывающих значение определенных слов и терминов, указывающих контекст, в котором встречается какое-либо слово. При составлении таблиц параллельных текстов можно воспользоваться комментариями к брюссельской Библии, в которых объясняются некоторые слова и часто приводятся параллельные тексты, а также симфониями (конкордансами), словарями и библейскими энциклопедиями. Таблицу параллельных текстов можно использовать в методе СЛУШАЕМ БОГА (об этом экзистенциальном методе будет рассказано ниже).

Стих текст термин Параллельные тексты Значение
     

Таблица параллельных текстов (А)

Термин Параллельные тексты Значение
праведник Пс 1 Мф 25, 35-40 Иов, Тов Мф 5, 6 Мф 25, 46 Мф 27, 24 Лк 23, 47 Деян 3, 14 характеристика праведника характеристика праведников примеры праведников блаженные, ожидающие правды достигнут жизни вечной Пилат называет Иисуса праведником сотник называет Иисуса праведником Петр называет Иисуса праведником

Таблица параллельных текстов (Б)

Событие Главный текст Дополнительные тексты
Давид и Вирсавия 2 Цар 11-12 Пс 51

МЕТОД ЦИТАТ. В Новом Завете необходимо найти цитаты из Ветхого Завета и изучить контекст. Затем следует найти эти предложения в Ветхом Завете и также изучить их контекст. Необходимо задуматься над тем, почему авторы Нового Завета процитировали эти слова, а также над тем, что нового вносит Новый Завет в наши представления о событиях и персонажах, описанных в Ветхом Завете.

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, к которым относятся глоссы (филологические комментарии) и схолии (примечания), для обучения правильному применению герменевтических правил. Следует пользоваться комментариями, словарями, библейскими атласами. Благодаря этим пособиям катехизируемые знакомятся с историческим, географическим и культурным контекстом возникновения отдельных фрагментов Библии. Необходима помощь катехизатора, который должен следить за процессом поиска и давать советы. Предусматривается, что катехизатор обладает элементарными знаниями Библии и умеет пользоваться источниками.

Глоссы - это филологические комментарии, объясняющие слова, трудные выражения, указывающие литературный жанр и структуру. Информацию для занятий можно взять из библейских или языковых словарей, воспользоваться экзегетическими комментариями.

С помощью схолий решаются исторические, географические и логические проблемы. В них содержатся сведения об авторе и адресатах. Они могут быть очень краткими. Можно получить богатую информацию, изучая карту данной страны (например, определить расстояние между местностями, чтобы попытаться установить, например, сколько дней необходимо для конкретного путешествия какого-либо из библейских героев, Иисуса Христа или апостолов).

Замечания. Приводятся высказывания Отцов Церкви, а также современных экзегетов, объясняющие данный текст. Важно так подбирать высказывания экзегетов, чтобы они были краткими и понятными катехизируемым.

Практические комментарии могут быть аналитическими или синтетическими, что зависит от выбранного метода. В аналитических комментариях предложения и слова объясняются в том порядке, в котором появляются. В синтетических- к одной главной и основной мысли отрывка сводятся все его предложения. Практические комментарии могут иметь форму краткого введения в Библию.

Пример.

В книгах поздних пророков (Ис Нав, Суд, 1-4 Цар) преобладают размышления о прошлом. Их авторы интерпретировали исторические факты под влиянием изгнания, в свете Завета (Втор 5-28). Фоном для представленной богословской мысли были исторические события (поэтому эти книги также относятся к историческим). Автор этих книг комментировал события двумя способами:

- составляя речи персонажей, сыгравших важную роль в истории (например, Иисуса Навина: Ис Нав 23-24; Самуила: 1 Цар 12; Соломона: 3 Цар 8);

- приводя собственные размышления (Ис Нав 12; Суд 2, 11-19; 4 Цар 17, 7-23).

Упражнения:

· Прочитай внимательно три речи: Ис Нав 23-24; 1 Цар 12; 3 Цар 8. Ответь на вопросы:

- Кто такой оратор?

- При каких обстоятельствах была произнесена речь?

Сравни тексты и укажи сходство:

- в конструкции;

- в выборе исторического материала;

- в аргументации.

· 2. Внимательно прочитай три фрагмента: Ис Нав 12; Суд 2, 11-19; 4 Цар 17, 7-23. Ответь на следующие вопросы:

- Что можно сказать об их авторе?

- В каком контексте приводятся эти размышления?

Сравни эти тексты и укажи сходство:

- в конструкции;

- в выборе исторического материала;

- в аргументации.

· 3. Сравни прочитанные речи и комментарии к ним. Выпиши главные замечания по пунктам.

· 4. Сравни сделанные выводы с Втор 5, 23.

· 5. Напиши краткое предисловие к книгам ветхозаветных пророков.

Примечания к упражнениям.

Если ты работаешь самостоятельно, выполняй упражнения по очереди.

Если ты работаешь в небольшой группе, можно разделиться на две команды. Существуют два варианта работы:

ü а) Обе команды по отдельности работают над двумя первыми пунктами (одна занимается упражнением № 1, а вторая - упражнением № 2), начиная с третьего упражнения, обе команды работают вместе;

ü б) Обе команды вначале работают по отдельности (одна занимается 1-м и 4-м упражнением; вторая - 2-м и 4-м), а затем подводят итоги работы, выполняя вместе 3-е и 5-е упражнения.

СИНОПСА - это сопоставление одних и тех же отрывков синоптических Евангелий или текстов, в которых описываются одни и те же события (например, описания заключения Завета на Синае, повествования о царях Израиля). Это сопоставление облегчает поиски сходства и различий с целью постижения богословского содержания данных текстов.

МЕТОД БИБЛЕЙСКИХ СРАВНЕНИЙ заключается в сравнении двух персонажей (например, Давида и Саула) или двух событий из Библии (например, беседы Иисуса с Никодимом с беседой Иисуса с Самарянкой). Следует выбирать таких персонажей или такие события, которые объединяет место, время или обстоятельства. Главная цель метода - анализ позиций и поведения конкретных лиц. В ходе сравнения необходимо сначала показать сходство и различия данных ситуаций. Затем следует найти главную проблему и подробно обсудить позиции сравниваемых лиц. Все это завершается обобщающими выводами. Можно также сравнить несколько текстов, чтобы объединить их или сделать богословские выводы.

Пример 1.

На основании текстов 1 Цар 15, 16-24 и 2 Цар 12, 7-13 сравни позицию Давида и Саула после того, как они поняли, что согрешили перед Богом.

Изначально ситуации схожи: они выбраны и помазаны Богом на царство. В собственных глазах они ничтожны, но Бог их превозносит и возвеличивает.

Пример 2.

Сравни евангельские речи из Деяний:

- св. Петра (2, 14, 39; 3, 12-26), св. Стефана (7, 51-56) и св. Павла (13, 16-41) к евреям;

- св. Петра (10, 34-43) к язычникам в доме Корнилия;

- св. Павла (17, 22-31) к язычникам в Ареопаге.

Выбери общие для всех этих речей высказывания об Иисусе.

ЗАУЧИВАНИЕ ОТРЫВКОВ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ. Этот метод применяется в школе раввинов. Первоначально также lectio divina заключалось в заучивании наизусть фрагментов Библии. В настоящее время этот способ рекомендуется, прежде всего, протестантами, но иногда и католиками. Вспомогательные методы - это головоломки, кроссворды со словами из библейского отрывка или другого текста. Можно также разделить предложения на две части: участники занятия достают листки с частью цитаты из Священного Писания и заучивают этот фрагмент наизусть, затем ходят по комнате, декламируют текст и ищут человека, у которого находится вторая часть предложения. Запоминанию также способствует заполнение пропусков в библейском тексте.

ЧТЕНИЕ ПЕРЕВОДОВ БИБЛИИ на современный русский язык и переводов на современные иностранные языки, которые дети изучают в школе. Известны переводы Библии польских авторов, например, литературные: Яна Кохановского, Чеслава Милоша, Романа Брандштаттера, а также научные. С помощью данного метода можно по-новому взглянуть на известные тексты, а также уловить смысловые оттенки слов и целых выражений из Библии. Рекомендуется также знакомить учеников с некоторыми выражениями из древнееврейского или греческого оригинала.

ПЕРЕПИСЫВАНИЕ НЕБОЛЬШИХ ОТРЫВКОВ - каждое предложение, выписанное отдельно, более заметно. Этот метод используется для размышлений.

МЕТОД СТРУКТУРАЛЬНОГО АНАЛИЗА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ заключается в обсуждении согласно следующим критериям:

ü - персонажи повествования и отношения между ними (симпатия - враждебность - безразличие, господин - слуга, знакомый - незнакомый, личность - толпа);

ü - определение времени, изучение контекста (раньше - позже - после - через некоторое время);

ü - определение пространства, места (близко - далеко, названия населенных пунктов, расстояния между ними, употребление глаголов движения: бежал, шел);

ü - определение устремлений, мотивировки действий персонажей рассказа;

ü - образцы поведения, иерархия ценностей.

МЕТОД АНАЛИЗА ПРИТЧЕЙ

Метод Г.Бодлера (G.Baudler). Обсуждение происходит в следующем порядке:

ü - изучение экзистенциальной ситуации, в которой появилась притча;

ü - изучение структуры текста;

ü - определение основной идеи;

ü - творческое преобразование притчи (например, запись в виде комикса).

Метод К.Х.Соргера (K.H.Sorger). Приводятся следующие указания:

ü - Экзегеза: текст (хороший перевод), определение редакторских рамок (непосредственный контекст, в который евангелист поместил данную притчу), определение жанра (собственно притча, аллегория, символ), объяснение контекста (исторический фон, условия жизни), структура и развитие мысли, причины, по которым Иисус рассказал именно эту притчу, определение значения притчи как итог всей проведенной экзегезы.

ü - Дидактический анализ: богословские идеи, экзистенциальная связь с ситуацией учеников.

ü - Методические указания: размышления над тем, насколько подробно следует объяснять значение данной притчи (понятия и термины), выбор средств обучения.

Метод О.Кноха (O.Knoch). Дискуссионный метод, предназначенный для библейских кружков. Отправная точка - текст, жанр и форма, хронологические рамки, исторический фон. Для работы выбирается один из перечисленных аспектов. С точки зрения выбранного аспекта рассматриваются и интерпретируются другие библейские тексты. Встреча заканчивается размышлениями, медитативным чтением какой-либо притчи.

МЕТОД АНАЛИЗА ПОСЛАНИЙ И РЕЧЕЙ используется для обсуждения всех неповествовательных текстов, то есть высказываний пророков, речей, посланий, притчей. Анализ проводится согласно приведенной ниже схеме:

ü - Кто автор? Что он говорит о себе?

ü - Кто его адресаты?

ü - Какие отношения возникают у автора с адресатами?

ü - Каковы мотивы высказывания? Что представляет собой контекст?

ü - Какой литературный жанр выбрал автор? Какими стилистическими приемами и формами он пользуется? Какие он приводит аргументы?

ü - Что можно сказать о других персонажах текста? Как они связаны с автором и адресатами? Почему они упоминаются?

ü - Какие богословские понятия встречаются в тексте?

МЕТОД ФИЛИППА - это чтение мессианских текстов из Ветхого Завета и их христологическая интерпретация. Прежде всего, имеются в виду тексты, в которых говорится о Мессии.

ТЕСТЫ, ЗАГАДКИ И ИГРЫ НА ОСНОВЕ БИБЛИИ с помощью игровых элементов и элементов соперничества способствуют закреплению различных знаний, полученных при чтении Библии.

Виды тестов:

"Открытые" задания:

· Небольшая статья

Пример: Что произошло благодаря освобождению израильтян из египетского плена?

· 2. Краткий ответ

Пример: Перечисли двенадцать апостолов.

· 3. Задание с пропуском

Необходимо вписать недостающие в предложении слова.

"Закрытые" задания:

· Альтернативные задания типа «правда-неправда».

· 2. Задание на выбор правильного ответа. В предложенных ответах на вопрос есть только один правильный.

· 3. Задание с несколькими вариантами. Следует выбрать несколько элементов, чтобы получить правильный ответ.

· 4. Задание на подбор элементов. Необходимо подобрать для слов из первой колонки соответствующие им явления из второй колонки.

· 5. Задание по упорядочиванию заключается в размещении в хронологическом порядке событий и действий.

Примеры некоторых загадок и игр:

ü Кто это?

· 1.Участник или вся группа подготавливают характеристику библейского персонажа. Кто-нибудь один читает описание, делая короткие паузы после каждого предложения. Когда кто-то из группы угадывает, кто имеется в виду, он просит прервать чтение и называет этого персонажа. Следует объяснить участникам, что характеристики начинают с предложений общего характера, относящимся ко многим персонажам, а затем переходят к более детальным. Этот метод основан на соперничестве. Выигрывает группа, которой удастся прочитать больше всего предложений, прежде чем персонаж будет узнан. Отгадывающие должны говорить по очереди (нельзя отвечать хором).

· 2. Нескольким участникам прикрепляют на спину листки с именами библейских персонажей. Каждый старается отгадать своего персонажа, задавая вопросы всей группе. В выборе персонажей можно придерживаться определенной логики.

· 3. Один из учеников выбирает библейский персонаж. Все пробуют отгадать, кто он.

ü О ком этот текст?

1. Следует перечислить как можно больше библейских персонажей, которые могут отнести к себе слова Псалма (40, 2-3).

2. Чтение какого-либо фрагмента без упоминания имен.

Аукцион

Метод основан на соперничестве. Все участники делятся на две группы. Каждая по очереди старается назвать как можно больше библейских книг, имен пророков, царей, упомянутых в Библии женщин... Чтобы избежать повторений, нужно записывать ответы. Для этого выбирают одного-двух секретарей.

Посол

Все участники делятся на две группы. Каждая выбирает посла и отправляет его в другую группу. Задача посла - изобразить перед своей группой в виде пантомимы название притчи, выбранной другой группой. Если группа не может отгадать содержание притчи, то она имеет право посылать по очереди нескольких послов. Однако бывший посол до конца игры остается "на чужбине". Этот метод также основан на соперничестве групп. Все активно участвуют в игре.

Викторина

Представляет собой вопросы на библейские темы.

Кроссворд

Хорошо, если в кроссворде зашифрована фраза, которую позже можно использовать для развития или закрепления темы.

Суд

Участники выбирают адвоката (адвокатскую группу), прокурора (прокурорскую группу), судью, присяжных заседателей и свидетелей. Можно проводить судебный процесс, судя персонажей Библии, например, Иоанна Крестителя, Пилата, Павла, Иисуса.

Экзегетические (интерпретационные) методы в основном предназначены для старших групп. Во всех возрастных группах можно использовать только тщательно подготовленные игры и загадки. Данные методы повышают активность участников и включают их интеллект. Они учат интерпретировать библейские тексты с использованием принципов герменевтики, а также способствуют изучению Библии. Благодаря им участники занятий знакомятся с различными научными пособиями (атласами, словарями и библейскими энциклопедиями), которыми можно пользоваться при чтении Священного Писания, чтобы глубже постичь лексический и богословский смысл данных фрагментов. В связи с тем, что многие из этих методов предусматривают самостоятельный анализ и синтез библейских текстов, участники приучаются к индивидуальному lectio divina. Катехизатор должен помнить, что эти методы всегда следует соотносить со способностью восприятия участников. Чрезмерная сложность методов может привести к тому, что у них пропадет желание работать самостоятельно. Разумное постепенное усложнение материала вызовет интерес к книгам Священного Писания, а использование различных методов принесет радость.

Необходимо помнить, что основой для практических выводов из Библии, то есть экзистенциального прочтения, может стать только правильное постижение ее лексического и богословского смысла. Этому способствуют экзистенциальные методы, относящиеся к библейским.

Экзегетические (интерпретационные) методы необходимо использовать во второй части занятий. Игры и загадки можно использовать не только в первой части, а также и в третьей - для закрепления материала.

3. Экзистенциальные методы

Библейские экзистенциальные методы способствуют постижению Слова Божиего с учетом событий собственной жизни. Их главная цель - вызвать вопросы личного характера, чтобы сделать выводы и принять решения, следующие из библейских текстов, которые должны повлиять на изменение нашей жизни в соответствии с требованиями Евангелия.

Многие из них предназначены для небольших групп и возникли в подобной среде. Следует стремиться к тому, чтобы человек размышлял над собственной жизнью и во время чтения Священного Писания, и при самостоятельном изучении Библии.

МЕТОД ВЕСТЕРОСА (VASTERАS) (название происходит от города Вестерос в Швеции, где появился этот метод) предназначен для размышления над словами Библии как в больших, так и в малых группах.

Всем участникам занятия раздают фрагмент текста Священного Писания (лучше всего из Евангелия или Посланий Нового Завета). Они читают про себя текст и используют три графических символа: вопросительный знак, восклицательный знак и стрелку. Рядом с непонятными предложениями ставится знак вопроса. Если какое-то предложение кажется очевидным, участники ставят восклицательный знак, а рядом с предложением, которое они считает призывом, обращенным к ним, рисуют стрелку. Ведущий просит кого-нибудь прочитать предложение, рядом с которым стоит знак вопроса. Затем он спрашивает поставившего восклицательный знак. Участник объясняет, как он понимает это предложение. Это очень важно. Роль ведущего заключается в предоставлении слова. Предложения, рядом с которыми ставятся стрелки, читать необязательно. На призыв, обращенный к ним лично, участники могут откликнуться своим решением.

МЕТОД НЕОКАТЕХУМЕНАЛЬНЫХ ОБЩИН предназначен для небольшой группы или нескольких команд. В качестве пособия необходим Словарь Библейского Богословия под редакцией К. Леон-Дюфура (Leon-Dufour).

Сначала читается одна из статей Словаря. Участники выписывают на листок нумерацию глав и стихов, а также названия книг, из которых взяты библейские тексты, и делят их на четыре группы: цитаты из пророческих книг, цитаты из остальных книг Ветхого Завета, цитаты из Евангелий, цитаты из остальных книг Нового Завета. Из каждой группы выбирается один текст, оказывающий наиболее сильное воздействие на участников встречи с экзистенциальной точки зрения. Предложения выбираются большинством голосов. Затем тексты читают еще раз, и участники делятся своим пониманием слов Священного Писания. Это экзистенциальный обмен Словом Божиим.

Этот метод можно использовать, разделив всех участников на четыре группы. Каждая группа готовит один вид цитат. Разрешается разделить задание на две части. На первой встрече только выбираются цитаты, к ним можно возвращаться в течение недели, а на второй встрече ученики сообщают, какой текст им наиболее близок.

ОБМЕН ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ОТ ЕВАНГЕЛИЯ (метод движения "Свет и Жизнь") предназначен для небольшой группы. Участники делятся личными впечатлениями от прочитанного отрывка из Священного Писания. Сначала каждый размышляет над прочитанным текстом. Рекомендуется, чтобы у каждого был экземпляр Священного Писания. Затем участники делятся впечатлениями. Первым выступает ведущий, затем он дает слово остальным. Нельзя никого принуждать, все должны делиться впечатлениями добровольно. Необходимо поощрять выступающих. Никого нельзя прерывать и начинать дискуссию. Все выступление или его заключительную часть можно изложить в виде молитвы.

ПЕРЕСМОТР ЖИЗНИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕВАНГЕЛИЯ также относится к методам, используемым движением "Свет и Жизнь". Он заключается в обсуждении какого-нибудь события в свете Евангелия. Встреча не готовится заранее. Удачнее всего, если рассмотреть какую-либо ситуацию предлагают сами участники. Все размышляют над ответом, найденным в Евангелии. Затем ищут похожую ситуацию. Если не удается найти соответствующий отрывок, рассматривается вся Библия, ее общая идея. Этот метод требует высокой активности и слаженности членов группы. Размышления проходят по трем пунктам: видеть, оценивать, действовать. Рассматривается конкретное событие повседневной жизни, затем оно оценивается в свете Библии, после чего принимается конкретное решение. Можно начать дискуссию, посвященную повседневной жизни, отношениям с родителями и т.п.

БИБЛЕЙСКИЙ КРУЖОК предназначается для старшей молодежи, интересующейся Библией. Занятиями в группе руководит ведущий, встречи состоят из двух частей:

- экзегетическое объяснение текста;

- практическое применение.

СЛУШАЕМ БОГА. Участники занятия учатся лично принимать Слово Божие. На стенде или листах бумаги пишутся цитаты из разных книг Библии, посвященные одной теме (любви, милосердию, прощению…). Членов группы просят внимательно сначала прочитать все фрагменты, а затем выбрать один текст, который на них сильнее всего воздействует. Они могут не комментировать свой выбор, только прочитать выбранный текст.

СЛОВО ЖИЗНИ (метод движения Фоколяров) может использоваться в группе или индивидуально. Использование данного метода в общине помогает людям поддерживать друг друга. Выбирается мысль, стих из Священного Писания. Катехизатор дает краткий экзегетический комментарий. Необходимо стараться жить в свете этой истины, следовать этому призыву в течение определенного времени. Затем участники встречи рассказывают, насколько им удалось выполнить эту задачу.

БИБЛЕЙСКАЯ МЕДИТАЦИЯ может проводиться различными способами. Наиболее практический способ медитации слова Божиего на катехетических встречах - lectio divina, молитвенное чтение. Оно заключается в спонтанном чтении предложений, стихов, которые производят на нас наиболее сильное впечатление. Эти предложения могут повторять разные лица, даже несколько раз. Для такой молитвы подходят псалмы и гимны из Нового Завета (например, 1 Кор 13). Другая форма медитации - размышления над словами и деяниями Иисуса - заключается в соотнесении себя с людьми, с которыми встречался Иисус.

МОЛИТВА СЛОВАМИ ПСАЛМОВ - это поиск в псалмах собственных переживаний и опыта, а также вознесение молитв в единении с Иисусом через вдохновенные молитвы.

БИБЛЕЙСКИЙ ДНЕВНИК - запись личных замечаний на основе ежедневного чтения Священного Писания. Метод можно использовать при курсорном чтении. Можно также размышлять над текстами литургии.

Экзистенциальные методы можно использовать в тех группах, где участники уже умеют принимать самостоятельные решения и оценивать свои поступки. Размышления над библейскими текстами повышают их активность и мобилизуют волю. Экзистенциальные методы учат личному контакту со Священным Писанием, использованию слова Божьего для интерпретации событий повседневной жизни, принятию решений и освещению некоторых жизненных проблем. Из-за их специфики эти методы необходимо использовать в третьей части встречи. Только метод неокатехуменальных общин применяется во второй и третьей части, а пересмотр жизни с точки зрения Евангелия проходит в течение всей встречи.

Необходимо помнить, что катехетические библейские методы не дают права делать научных и экзегетических выводов, касающихся интерпретации библейских текстов. Они носят дидактико-катехетический характер: служат повышению интереса к Священному Писанию, облегчают понимание текста и приучают к ежедневному чтению Библии. Использование этих методов на встречах поддерживает дидактико-воспитательный процесс. Они служат реализации требования активного и сознательного включения в процесс приобретения знаний и навыков. Катехизатор должен помнить, что, стремясь приучить участников занятий к осознанному чтению Священного Писания, он не может пренебрегать другими библейскими методами, а напротив, должен использовать их пропорционально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: