Тема 5. Общественное мнение. 1. Раскройте сущность общественного мнения как выразителя массового сознания

Вопросы и задания:

1. Раскройте сущность общественного мнения как выразителя массового сознания.

2. Охарактеризуйте содержание и функции общественного мнения.

3. Опишите основные факторы, определяющие содержание общественного мнения.

4. Выделите основания для классификации общественного мнения.

5. Дайте характеристику основным каналам и формам выражения общественного мнения.

Основная литература:

1. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., Новая школа, 1996. – 352 с.

2. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб, Питер, 2001. – 368 с.

Дополнительная литература:

1. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Т. Парсонса /Пер. с англ. – М., Прогресс, 1972. – 392 с.

2. Политико-психологические проблемы исследования массового сознания / Под ред. Е.Б. Шестопал. – М., Аспект Пресс, 2002. – 203 с.

Интернет-источники (издания, размещенные в электронном виде на портале www.auditorium.ru):

1. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., Новая школа, 1996. – 352 с.

Тема 6. Формирование массового сознания.

Вопросы и задания:

1. Раскройте психологическое содержание подражания как механизма формирования массового сознания.

2. Охарактеризуйте основные виды и формы подражания.

3. Дайте характеристику заражению как механизму передачи эмоционального состояния в массе.

4. Раскройте сущность внушения как целенаправленного неаргументированного воздействия.

5. Определите основные формы внушения.

6. Выделите основные институты и факторы формирования массового сознания.

Основная литература:

1. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., Новая школа, 1996. – 352 с.

2. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб, Питер, 2001. – 368 с.

3. Почебут Л.Г. Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос). – СПб., СпбГУ, 2002. - 176 с.

Дополнительная литература:

1. Бехтерев В.М. Внушение и толпа. – М.: Изд –во Эксмо; СПб: Terra Fantastica, 2003. - 31с.

2. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР / Пер. с англ. – М., 1976. – 165 с.

3. Политическая реклама. - М., Центр политического консультирования «Никколо М», 1999. – 240 с.

4. Тард Г. Время толпы./ Пер. с фр. – Л.: ЛГУ, 1964. – 210с.

5. Тард Г. Преступная толпа – М.: Прогресс, 1976. – 312с.

Интернет-источники (издания, размещенные в электронном виде на портале www.auditorium.ru):

1. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / РАН. Ин-т философии. - М., 1999. - 235 с.

2. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., Новая школа, 1996. – 352 с.

3. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Основные структурные элементы информационно-психологического воздействия, определяющие содержание информационно-психологической войны // Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. - М., 2003. - 8 с.

Темы докладов и рефератов:

1. Понятие «харизмы» в психоаналитической традиции.

2. Психотехники достижения измененного состояния сознания.

3. Наркоанализ и наркогипноз.

4. Основные приемы массовой пропаганды как словесно-логической формы внушения.

5. Приемы и техники манипулирования массовым сознанием.

Тема 7. Социально-исторические типы массового сознания.

Вопросы и задания:

1. Продемонстрируйте на примерах социокультурную детерминированность поведения человека.

2. Раскройте понятия «базовой» и «модельной» личности.

3. Охарактеризуйте основные подходы к определению социального характера.

4. Дайте характеристику основным типам «непродуктивной» и «продуктивной» ориентации по Э. Фромму.

5. Раскройте психологическое содержание типологии социальных характеров Д. Рисмена.

Основная литература:

1. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб, Питер, 2001. – 368 с.

2. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. 1993, №5, №7. – С. 144-151.

3. Фромм Э. Психоанализ и этика / Пер. с англ. - М., Республика, 1993. – 415 с.

Дополнительная литература:

1. Парсонс. Т. Система современных обществ / Пер. с англ. – М., Аспект Пресс, 1997. – 270 с.

2. Современная западная социология: Словарь. - М., Политиздат, 1990. - 432 с.

Интернет-источники (издания, размещенные в электронном виде на портале www.auditorium.ru):

1. Арутюнян Ю.В. Симптомы исторической трансформации социально-политического сознания русских // Отеч. история. - М., 1994. - N 3. - С. 126-142.

2. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. / Общ. науч. ред. Н.М. Смирновой. - 2-е изд., испр. - М.: Идея-Пресс, 2001. - 327 с.

3. Сознание личности в кризисном обществе / РАН. Ин-т психологии; Под ред. А.А. Абульхановой-Славской и др. - М., 1995. - 193 с.

4. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики: Коллектив. моногр. / РАН. Ин-т психологии; Под ред. К.А. Абульхановой и др. - М., 1997. - 333 с.

Темы докладов и рефератов:

1. Предмет, задачи и методы культурно-исторической психологии.

2. «Советская ментальность» как специфическая форма массового сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: