Наиболее распространенной формой проявления скоростно-силовых способностей являются упражнения прыжкового характера и метания.
Но в одних видах результат в большей мере зависит от силовых компонентов движения, в других – от скоростных. Так при метании копья спортсмен реализует 20% силовых качеств и 90% скоростных от абсолютных величин, а при поднятии штанги – 80% силовых качеств и 30% скоростных.
Можно сделать вывод о том, что с увеличением веса преодолеваемого отягощения скорость сокращения мышц снижается.
I зона – большая скорость с максимальным отягощением – воспитываем скоростной компонент;
II зона – низкая скорость и значительное отягощение – воспитываем силовой компонент;
III зона – комплексное совершенствование скоростно-силовых способностей.
Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяют выполнять их серийно и по несколько серий. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно-силовых возможностей, необходимость не ухудшать скоростных характеристик движений существенно лимитируют объем нагрузки. Отсюда правило использования скоростно-силовых упражнений: «лучше заниматься чаще, но понемногу».
Реализация скоростно-силовых способностей связана со спецификой конкретного вида спорта, т.е. упражнения должны соответствовать соревновательному. Критериями такого соответствия являются:
- амплитуда и направление движения;
- режим работы мышц;
- максимальность динамического усилия и быстрота его развития.
При контроле уровня развития скоростно-силовых способностей выполняют три попытки в идентичных условиях:
- выпрыгивание вверх толчком двумя ногами с места (высота);
- прыжок в длину с места;
- бег 20-30 м с ходу;
- бросок ядра из-за головы двумя руками, снизу вперед, снизу назад.
Определяя уровень силового компонента – увеличивают внешнее сопротивление, скоростного – уменьшают сопротивление.
ВЫНОСЛИВОСТЬ И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ
Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.