Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно.
Типы координационных способностей
I. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений («чувство пространства», «чувство времени»).
II. способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
III. Способность выполнять двигательное действие без изменений мышечной напряженности (скованность).
Факторы определяющие проявление координации
1) способность человека к точному анализу движений;
2) деятельность анализаторов и особенно двигательного;
3) сложность двигательного задания;
4) уровень развития других физических способностей;
5) смелость и решительность;
6) возраст;
7) общая подготовленность учащихся (запас двигательных умений и навыков);
8) 13-14 лет – улучшение всех координационных характеристик, 11-12 лет - возраст, наиболее поддающийся спортивной тренировке.
Задачи развития координационных способностей
I группа – разностороннее развитие. Решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся (подвижные и спортивные игры, метания в цель, гимнастика, различные ациклические упражнения) – база для II группы.
II группа – специально направленное развитие координационных способностей – спортивная тренировка и профессионально-прикладная подготовка.