Для трех ступеней принимаем:
Колесо: материал – сталь 40Х, термообработка – улучшение; .
Шестерня: материал – сталь 40Х, термообработка – улучшение; .
Для расчета принимаем: , .
Рассчитаем допускаемые контактные напряжения:
,
где - предел контактной выносливости, МПа;
N – коэффициент долговечности;
R – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости;
v – коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости;
H – коэффициент запаса прочности H=1,1 [3].
.
МПа;
МПа.
Определяем коэффициент долговечности для колеса и шестерни
N = ,
где – число циклов, соответствующих перелому кривой усталости;
– эквивалентное число циклов перемены напряжений.
Определяем число циклов для колеса и шестерни
= 30×HB ,
2 = 30×250 =1,71×10 ,
1 = 30×270 =2,05×10
Определяем ресурс передачи для колеса и шестерни
= 60 × n×nз×Lh,
где n – частота вращения, мин ;
nз – число вхождений в зацепление зуба колеса за один его оборот;
Lh – суммарное время работы передачи.
Суммарное время работы передачи
|
|
Lh = nгnнnр.д.nсмt,
где nг – количество рабочих лет;
nн – количество рабочих недель;
nр.д. – количество рабочих дней в неделе;
nсм – количество смен;
t – продолжительность смены, ч.
Lh =5×52×6×3×8=37440
2 = 60×13×1×37440 =29203200,
1 = 60×94×1×37440 =211161600.
Так как получилось, что для шестерни > , а в соответствии с кривой усталости напряжения H не могут иметь значений меньших Hlim, следовательно принимаем = , то есть N=1.
;
.
.
Рассчитаем допускаемые напряжения изгиба:
,
где - предел выносливости зубьев при изгибе, МПа;
YN – коэффициент долговечности;
R – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости;
A – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения на грузки;
F – коэффициент запаса прочности [3].
.
МПа;
=450 МПа.
Определяем коэффициент долговечности
YN = ,
где – число циклов, соответствующее перелому кривой усталости, =4× [3].
В соответствии с кривой усталости напряжения F не могут иметь значений меньших Flim, поэтому при > принимают = .
Следовательно, для колеса и шестерни YN = 1.
=286 МПа;
=265 МПа.
Расчет тихоходной ступени.
Ориентировочное значение диаметра начальной окружности шестерни:
,
где =770 МПа;
u – передаточное отношение передачи;
T1 – момент на шестерне, Н*м;
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;
- допускаемые контактные напряжения, МПа;
- коэффициент ширины шестерни относительно межосевого расстояния.
=0,5 (u+1),
где - коэффициент ширины шестерни относительно межосевого расстояния =0,4 [3].
=0,5×0,4×(4,6875+1)=1,2.
|
|
.
Определяем ширину шестерни
b = × d1 = 1,2×147,13 = 176 мм
Определяем модуль передачи
m = b / = 176/30=5,86 мм,
где – коэффициент, учитывающий конструкцию редуктора [1].
Принимаем m = 6 мм.
Определяем число зубьев шестерни
Z1 = d1 /m = 147,13/6 = 25>17.
Определяем число зубьев колеса
Z2 = Z1u = 25*4,6875= 117.
Определяем фактическое передаточное число
Uф = Z2/ Z1 = 117/25=4,68;
.
Межосевое расстояние:
=426.
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
;
6*25=150мм,
6*117=702 мм.
Диаметры вершин зубьев:
=150+2*6=162 мм,
=702+2*6=714 мм.
диаметры впадин:
=150-2,5*6=135 мм,
=702-2,5*6=687 мм.
Ширина колеса:
.
Окружная скорость колеса
.
Силы, действующие в зацеплении ступени:
Окружная:
Радиальная
Осевая
Проверка расчетных контактных напряжений тихоходной ступени
Расчетные контактные напряжения
H
где u –передаточное отношение передачи;
T1 – момент на шестерне, Н*м;
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;
Епр – приведенный модуль упругости для материалов колес, Епр =2,15×105 МПа;
d1 – диаметр шестерни, мм;
b - ширина шестерни.
= ,
где - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки одновременно зацепляющихся пар зубьев, =1 [1];
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, =1,07 [1];
- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, =1,04.
=1*1,07*1,04=1,11.
501< H=518.
.
Следовательно, принимаем ранее рассчитанные параметры.
Проверка зубьев по напряжениям изгиба.
Расчетное напряжение изгиба в зубьях колес
F2 = YFS2×Y ×Y F2,
где КF – коэффициент нагрузки;
Ft – окружная сила в зацеплении, Н;
YFS – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений;
Y – коэффициент, учитывающий угол наклона зуба, Y =1;
Y – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев.
КF = KFV×KF ×KF = 1,1×1,05×1=1,155,
где KFV – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения, KFV =1,1 [1];
KF – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца, KF =1,05 [1];
KF – коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями, KF =1 [1].
При эквивалентном числе зубьев колеса YFS2 =3,75 [1, рис. 8.20].
.
При эквивалентном числе зубьев шестерни YFS1 =3,95 [1].
Расчетное напряжение изгиба в зубьях шестерни
F1 = F2× YFS1/YFS2 F1,
F1 = 89×3,95/3,75 = 94 МПа <286 МПа.
Условия прочности выполняются.
Список использованной литературы
1. Иванов М.Н. Детали машин. – М.: Высш. шк., 1991. – 382 с.
2. Курсовое проектирование деталей машин: Справочное пособие. Часть 2. / А. В. Кузьмин, Н. Н. Макейчик, В. Ф. Калачев и др. - Минск: Высшая школа, 1982. - 334 с.
3. Детали машин: Атлас конструкций./Под редакцией Д. Н. Решетова. - М.: Машиностроение, 1979. -367 с.
5. Кузьмин А.В., Чернин И.М., Козинцев Б.С. Расчёты деталей машин. – Мн.: Выш. шк., 1986. – 400 с.