Механизмы религиозного преследования

Трудно указать на религиозную группу, которая не подвергалась бы пре­следованиям, или как то не критиковала другие религии. В свое время хри­стиан разыскивала и преследовала верхушка иудаизма. Как только христиане обрели силу, то они обратили карательную силу против иудеев. Католическая церковь искала евреев, ведьм, еретиков и протестантов. Когда настал черед протестантов, то они принялись искать евреев, ведьм и еретиков. Лютер и Кальвин усилили поиск ведьм. Преследование не ограничилось Старым све­том. Например, появление квакеров в Массачусетс в 1650 году было воспри­нято как нашествие неверных. Квакеры верили во “внутренний свет” и в идею того, что человек может лично почувствовать волю Господа. Пуритане считали их еретиками и принимали меры по пресечению их деятельности. В октябре 1656 был издан закон, предусматривавший наказание за сочувствие взглядам кввакеров в виде битья кнутом и 5 фунтов штрафа. В этом же за­коне говорилось о взимании штрафов с капитанов судов, перевозящих кваке­ров. Приток квакеров, однако, не уменьшился, поэтому в 1657 году издается еще более жесткий закон, карающий за квакеризм отрезанием уха, а за воз­вращение в эту группу — “выжиганием железом языка”. В 1858 году гене­ральный суд данной колонии постановил приговаривать к смерти всех при­верженцев квакеризма. Квакеры продолжали прибывать, все тюрьмы были переполнены. Тогда власти решились применить смертную казнь и трое по­следователей были повешены.

Здесь же в городе Салем в Массачусетсе в 1692 году был прецедент пре­следования за колдовство. Группа молодых женщин общалась с рабыней по имени Титуба, которую привезли из Вест-Индии. Титуба считалась знатоком магии. Скоро женщины, которые общались с ней, стали вести себя необычно: кричали, бились в конвульсиях, ползали по земле и лаяли. Трое женщин и Титубу посадили в тюрьму. За колдовство полагалась смерть, а для уличения в нем применялись пытки. Арестованные быстро выдали своих “коллег”. Су­дья выписал 40 ордеров, но, будучи здравомыслящим человеком, отказался оформлять другие. Тогда его объявили колдуном. К концу лета 19 человек было казнено, 7 — приговорены к пожизненному заключению, а один живым завален камнями, за то, что хранил молчание и не раскаялся во время суда. Такими примерами можно наполнить не один десяток томов, причем история эта продолжается. Все это позволяет говорить о том, что в человеческом соз­нании укоренены психологические комплексы. Их можно обозначить как мифы, в смысле неправдоподобной семиотической конструкции. Мифы структурируют реальность для индивида или группы, они помогают прини­мать решения. Мифы, интерпретирующие поведение людей в религиозных группах появляются во все времена, когда к этим группам начинают присое­диняться влиятельные люди или большое количество молодежи.

1.1. Миф “политическая угроза”

В этом мифе осуществляется редукция преследуемой группы до полити­чески опасной клики. Само обоснование преследования базируется на пред­полоагаемой угрозе, которую несут, якобы, религиозные диссиденты для го­сударства, монархии, семье и другим институционализированным ценностям общества. Такие религиозные группы представляются как символ хаоса, бес­порядка. Именно это позволяет обосновывать прследование религиозных меньшинств. Как только делается вывод в отношении опасности кого-либо для государства, следующий шаг состоит в том, чтобы признать, что это и есть основное намерение этой религиозной группы, в этом смысл ее деятель­ности, значит эти группы — просто шпионы. Их религиозные и духовные идеи есть просто прикрытие для незаконной деятельности. Таким образом получается разрешение на преследование этих групп. Так, методисты пред­ставлялись как шпионы, а также англиканская церковь. Даже в Новом завете, Христос обвиняется именно на основании его опасности для римской импе­рии, чтобы затем опереться на императорскую власть в его преследовании. Квакеры и баптисты рассматривались как угроза теократии в Массачусетсе. Никто не интересовался их убеждениями, достаточно было лишь того, что они отказывались снимать шляпы в присутствии правителей и судей.

В XX веке депрограмматор Патрик в США, преследовавший религиоз­ные группы, считал, что они есть происки мировых сил коммунизма, а служба безопасности в СССР была убеждена, что новые религии были за­сланы из США в целях разложения молодежи. Даже сейчас, в одной из теле­визионных передач российский “борец с сектами” показав сюжет о бесплат­ной раздачи обедов в Грозном благотворительной организацией “Харе Кришна Пища Жизни” связал это с активизацией террористической деятель­ности на территории. Таким образом действуют глубинные структуры этого мифотворчества.

1.2.“Оргия”

С точки зрения этой модели мифотворчества диссидентская группа представляется как нравственно неустойчивая. Объектами этого мифотвор­чества становятся особенно группы с высокой степенью экзотеричности. Ночные радения, сексуальные излишества и другие отклонения сопутствуют, якобы, этим группам. Они обвиняются в каннибализме, а также всевозмож­ных формах проявления варварства. Так, о ранних христианах было распро­странено мнение, что они пьют кровь и едят плоть (истоки этого мифа ясны). Среди римлян не было принято целоваться среди родственников. Поэтому христианское троекратное лобызанье воспринималось как кровосмешенье.

О евреях в средневековой Европе говорили, что они похищают и по­едают христианских детей. В России в 1911 году киевского еврея Бейлиса обвинили в ритуальном убийстве русского мальчика. Дело были инспири­ровано черносотенцами, они пытались доказать, что евреи с помощью хри­стианской крови готовят мацу. Суд присяжных оправдал Бейлиса, хотя и не отверг версию о ритуальном характере убийства. Цель была доказать злокоз­ненность евреев, не осуждая конкретного человека.

В Средние века было распространено гонение на ведьм, одним из обви­нений которых состояло в том, что они вступали в связь с дьяволом.

Когда бы ни соприкасались близко мормоны и не-мормоны, о мормонах распространяются слухи о том, что они делают во время своих тайных вен­чаний в храмах. Да и мало ли мы слышали историй о тайных туннелях, со­единяющих женские и мужские монастыри.

Поскольку наблюдается активное существование этого мифа можно сде­лать предположение о его укорененности в психике индивида. Психоанализ говорит о проекции, экстериоризации страхов и импульсов индивида, кото­рые принято считать неприличными, что приводит к эффекту “козла отпуще­ния” в виде готовых штампов в отношении к религиозным меньшинствам. Так, в официальных источниках Китая специально неправильно записывали иероглифы, передававшее имя Мани, в результате чего оно читалось то как “монахиня-демон”, то просто как “демон” или “злой дух”. Самих манихеев именовали как “вегетарианцев и поклонников злых духов”. Ходили слухи, что демоны помогают манихеям. Рассказывали, что те, кто вступили в секту бедными затем оказывались чудесным образом богатыми. Чиновники расска­зывали, что руководители манихеев занимаются поборами с рядовых членов и за счет этого “богатеют без меры”, поклоняются некоему Правителю демо­нов и Демонической матери. В Китае чиновники докладывали, что руководи­тели манихеев занимаются поборами с рядовых членов и за счет этого "бога­теют без меры"…

1.3. “Лживость”

Этот миф сосредотачивается на том, что религиозная группа неблагона­дежна вследствие ее сознательной нечестности. Религиозная группа объявля­ется неспособной вести диалог в силу этого обстоятельства, т.к. чтобы эти люди не говорили, чему бы ни учили — это будет сознательная фальсифика­ция. И, как гласит структурная компонента этого мифа, такая сознательная фальсификация обосновывается теологией этой группы. Так, в протестант­ских странах долгое время не терпели католиков, т.к. считалось, что они не будут преданы государству, если страной управляет не-католик. То же недо­верие было обращено против евреев, поскольку у них существовал День Прощения, когда можно было освобождаться от данных в течение года обе­щаний.

Пожалуй, наиболее ярким примером этого можно назвать иезуитов, чье имя автоматически вызывает ассоциации с людьми, использующими все средства для достижения своих целей, в том числе и ложь. В настоящее время таким обвинениям подвергались члены церкви Объединения.

Суть этого мифа заключается в том, что он определяет заочное воспри­ятие какой-либо группы, как заведомо лживой и, во-вторых, устанавливает барьер в коммуникации. Возможно предположить, что во всех религиозных группах надутся такие, которые лгут. Когда это происходит в мажоритарных религиозных группах, такое поведение может рассматриваться как исключе­ние, в то время как, если этот поступок совершает человек, принадлежащий к новому религиозному движению, вывод будет, в основном такой, что вся эта группа — лжецы. Часто бывает, что чем больше преследуется определенная религиозная группа, тем более они вынуждены прибегать к утаиванию ин­формации о себе. Таким образом, преследование может заставлять религиоз­ные группы к распространению неправдивой информации о себе. В социоло­гии этот феномен получил название “само-исполняющееся пророчество”.

1.4. “Дурной глаз”

Этот миф использует аллегорию вампира, или ведьмы, якобы способных воздействовать на человека мистическими силами: достаточно вампиру уку­сить в шею другого человека, как он становится вампиром и начинает кусать других людей в шею; достаточно ведьме сглазить другого человека, как он становится сам не свой. Иногда сам Сатана представляется как изначальный источник этой силы. Вера в сверхъестественную способность захватывать ум и сердце другого человека принимает разные формы. Христианские теологи всерьез обсуждали способы изгнания духов из одержимого. Лишь недавно римская католическая церковь приостановила эту практику. На бытовом уровне, значительны страхи о “порче”, “сглазе” и т.п. Вместе с тем, характе­ристика НРД часто повторяет это предубеждение. Какие сегодня предлага­ются объяснения воздействия НРД на индивида? “Зомбирование”, “промывка мозгов”, “психологический терроризм”, “программирование”, “тоталитарная обработка”. Все эти объяснения подразумевают некоторое не просто внера­циональное, но, порой и мистическое воздействие на сознание человека. Сторонники мистификации обращения индивида в НРД отмечают, что с уча­стником НРД происходят психо-эмоциональные изменения. Члены новых религиозных движений находятся "на взлете" первое время, проявляют гипе­рактивность. Родственники могут отмечать, что их близкий человек сам на себя не похож. Вместе с тем, исследование показывает, что изменения с уча­стником НРД мало чем отличаются от описаний преображений "рождённых заново" христиан, обретших веру мусульман, буддистов. В целом, процессы убеждения не очень отличаются от тех процессов, которые имеют место в семье, армии и т.д. Убеждение без физического воздействия широко распро­странено в нашем обществе.

1.5. “Благожелательный инквизитор”

Эта мифологема заключается в том, что возвращение еретика в лоно родной. Среды делается для его блага. Ведьм сжигали и мучили не просто для того, чтобы причинить им страдания. Это делается для того, чтобы обес­печить их спасение, очистить их от греха. Религиозных диссидентов привле­кают к покаянию, чтобы ои вошли в Царство Бога. Все средства для возвра­щения индивида в “нормальное” состояние. Сейчас мы можем воспринимать “спасителей” как людей корыстных или садистов, однако, по-видимому, эти исторические и современные депрограмматоры искренне верили в то, что они действуют во благо своей жертвы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: