Рекомендации для подготовки к зачету

Итоговой формой проверки усвоения слушателями учебного материала по истории органов внутренних дел России является зачет.

Основными функциями зачетов являются обучающая, оценивающая и воспитательная.

Обучающее значение зачетов состоит в том, что слушатель в период зачетной сессии вновь обращается к пройденному учебному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники информации. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и приобретает новые. Новые знания слушатель получает в процессе самостоятельного ознакомления с рекомендуемой научной литературой, а также при изучении отдельных тем, не рассматривавшихся на лекциях и семинарских занятиях.

Оценивающая функция зачетов заключается в том, что они подводят итоги, как знаниям курсантов, так и в определенной степени всей учебной работе по данному предмету.

Зачёты играют существенную воспитательную роль: стимулируют трудолюбие, ответственное отношение к делу, развивают чувство уважения к науке и преподавателям.

На зачете преподаватель проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как слушатель понимает те или иные международно-правовые категории и реальные проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать усвоенную дефиницию своими словами. Таким образом, для зачетов необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли.

Для того чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти.

В идеале к зачету необходимо начинать готовиться с началом учебного процесса по данному курсу (с первой установочной лекции). Однако далеко не все курсанты сразу хотят "включаться" в такую долгосрочную работу. Чаще они выбирают "штурмовой метод", когда учебный материал закрепляется в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы сдать зачет. Однако представления, полученные таким способом, не могут образовать в уме прочных ассоциаций с другими понятиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, менее прочные и надежные, бессистемны и формальны.

Материал, усваиваемый постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные знания.

При подготовке к зачету следует главное внимание уделить конспектам лекций, а уж затем учебникам, курсам лекции и т.п. печатной продукции.

На самом зачете большую помощь слушателю оказывает рабочая учебная программа. Важно понять, что она составляется по определенным правилам: имеет логику изложения основного учебного материала, обладает структурой, в которой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго отведенное ему место и играет конкретную роль, ранжируется по значимости, смысловой соподчинённости. Если проанализировать, где расположен вопрос (в каком, разделе, в какой теме), как он связан и соотносится с другими вопросами и применить приемы систематического и логического толкования, можно гораздо увереннее и грамотнее построить свой ответ.

На зачете преподаватель имеет право задать слушателю дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов билета и связаны, как правило, с неудовлетворительным ответом, то вторые - в рамках билета и направлены на уточнение мысли слушателя.

Можно выделить следующие критерии оценок, которыми обычно руководствуются преподаватели на зачете:

- правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

- полнота и в то же время лаконичность ответа;

- новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;

- умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;

- логика и аргументированность изложения;

- грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

- культура речи.

Таким образом, преподаватель оценивает как знания данного предмета (содержания), так и форму изложения их слушателем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: