«...Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета и нового величия. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!»
И.П. Ильин. Спасение в качестве., ж. «Русский колокол», 1928 г.
Реклама является старейшим видом продукции, к качеству которой предъявляются довольно строгие требования. В рекламной деятельности рассматриваются три уровня качеств:
• качество самой рекламной мультимедии и сопутствующей ей технологии (производства и распространения);
• управление качеством;
• качество управленческой деятельности в целом (системное качество).
Первый уровень качества рекламы включает текущие оценки четырех взаимосвязанных составляющих:
• качество профессионализма персонала (креаторов, дизайнеров, ко-
пирайтеров, менеджеров, технологов и др.);
• качество рекламных технологий;
• качество самой рекламы (рекламной мультимедии);
• качество организации рекламных кампаний.
Второй уровень качества включает набор мероприятий по управлению перечисленными составляющими с целью их улучшения или приведения в соответствие с требуемыми значениями.
|
|
Третий уровень качества рекламы предполагает ориентацию миссии компании на достижение качества всех элементов ее деятельности. Эти уровни качеств являются взаимосвязанными. Пренебрежение какой-либо группой приводит либо к увеличению затрат для достижения требуемого качества рекламы, либо к не достижению требуемого качества.
Приведенные уровни согласуются с государственным подходом к улучшению качества продукции.
Существует два способа воздействия на качество продукции:
1) государственное нормирование требований к техническому уровню и качеству продукции — стандартизация как специфическая правовая форма регулирования качества;
2) регулирование организации и деятельности государственных органов, предприятий, объединений и организаций в области управления
качеством продукции — государственное законодательство о качестве.
Общая логическая схема системы управления качеством рекламы приведена на рис. 2.1. Эта схема имеет пять основных частей, следующих друг за другом.
Первая часть схемы: «Методологические основы управление качеством» призваны формировать научную и законодательную базу для возможности практического управления качеством рекламы. Достаточно хорошо разработан первый блок этой части «Качество как процесс и
как явление». Блок «Приемы оценки качества рекламы» находится в стадии разработки в виду новизны проблемы. Блок «Законодательная база по качеству рекламы» разработан достаточно хорошо. В приложении приведены законодательные акты, способствующие развитию процесса управления качеством рекламы. Блок «Законодательная база по управлению качеством рекламы» разработан концептуально и основан на стандартах серии ИСО 9000. Законодательные акты, подготавливаемые заинтересованными организациями, должны реализовывать концепцию всеобщего управления качеством (TQM).
|
|
Вторая часть схемы: «Основные элементы, определяющие качество рекламы» требует составления перечня ключевых элементов, составляющих весь процесс подготовки и реализации рекламы. В этом процессе выделяют три блока. Блок «Основные группы элементов, определяющих качество рекламы». В литературе имеется достаточно информации о составляющих элементах рекламы. К ним относятся:
• технические и эксплуатационные характеристики технологического оборудования для производства рекламы;
• элементы, входящие в медиапланирование;
• элементы рекламной мультимедиа форма подготовки и реализации, звук, текст, изображение, цвет и др.
Блок «Качество рекламных технологий, кампаний и мультимедии» является самым насыщенным и противоречивым. Качество рекламных технологий обеспечивают сертификаты соответствия. Качество рекламных кампаний в большей мере находится на уровне искусства. Качество рекламной мультимедии преимущественно оценивается экспертными методами, что явно недостаточно и этим процессом трудно объективно управлять. Блок «Качество профессионализма персонала» является весьма важным, так как дальнейшее развитие рекламного бизнеса не может базироваться только на сообществе одаренных людей, нужны технократы даже в области креатива.
Третья часть схемы: «Стандартизация ключевых элементов, составляющих рекламу как процесс и явление» направлена на создание критериев для оценки значений качества элементов, составляющих рекламу, и управления ими. Эти критерии должны реализоваться в виде стандартов. В законе РФ «О стандартизации» стандартизация рассматривается как деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений.
Третья часть включает четыре блока. Блоки «Рекламные технологии» и «Профессионализм персонала» имеют достаточный набор стандартов для управления качеством рекламы. Для блоков «Рекламные кампании» и «Рекламная мультимедиа» имеются лишь принятые в профессиональной
среде рекламистов принципы, правила и приемы. Обеспечение базой стандартов находится в начальной стадии.
Четвертая часть схемы: «Организационные основы управления качеством рекламы» — неотъемлемая сторона управления качеством. Она включает четыре блока. Блок «Риски» включает перечень возможных объективных и субъективных ошибок в рекламном бизнесе, приводящих к рискам. Блок «Управление рисками» теоретически разработан достаточно хорошо, однако практическая сторона обработки рисков при подготовке и реализации рекламы еще только разрабатывается. Блок «Организационные структуры управления» содержит сведения о вариантах эффективного построения системы управления качеством рекламы. Среди возможных структур рассматриваются матричные, иерархические, партнерские и др. Блок «Роль общественных рекламных организаций в управлении качеством» формирует системный подход к деятельности рекламных агентств и сопутствующих им организаций. Каждая компания должна формировать благоприятную внешнюю и внутреннюю среду для эффективной деятельности.
Пятая часть схемы: «Сертификация рекламы» является логическим результатом управления качеством. Эта часть включает четыре блока. Блок «Экспертиза рекламы» формирует методы экспертизы и варианты набора экспертов. Блок «Функциональный аудит рекламы» — новое направление в контрольной деятельности. В нем приводятся сведения об организации объективного и независимого контроля. Блок «Принципы добровольной сертификации» определяет порядок проведения сертификации по инициативе заявителя. Блок «Сертификация формализованных процедур» определяет набор согласованных процедур, технология которых устоялась для сертификации.
|
|