Закон «О рекламе» устанавливает дополнения к профессиональной и уголовной ответственности рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя — объектов ответственности. В статье 30 записано, что рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушения в части оформления, производства, подготовки рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
Конкретный механизм ответственности приведен в статье 31 этого же закона. В частности, юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства РФ о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в
соответствии с законодательством РФ. При этом лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обра-виться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. Важной стороной закона является то, что истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Производство или размещение ненадлежащей рекламы, или отказ от контр рекламы, или непредставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа (его территориального органа) влекут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. Если при этом ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, то ее исполнители могут нести уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также недопустима заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан. Ее появление влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Субъектом ответственности является также федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), который вправе налагать штрафы на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспро-странителей за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и решений об осуществлении контррекламы в размере до 5 000 минимальных размеров Ьплаты труда, установленных федеральным законом. Сумма штрафа, уплаченная рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспро-странителем в соответствии с настоящим федеральным законом, зачис-[пяется в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:
40 процентов — в федеральный бюджет;
60 процентов — в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — рекламодатель, рекламопроизво-дитель или рекламораспространитель. Взыскание штрафа производится в судебном порядке, если уплата штрафа объектами ответственности не произведена добровольно. Уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя или
рекламораспространителя от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррекламы.
Объекты ответственности вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа) в соответствии с законодательством РФ. При этом подача указанного заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа), если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов.
В международной практике за несоблюдение действующих запретов и ограничений рекламодатель также несет юридическую ответственность. Например, в Великобритании, Франции, Австралии и Финляндии рекламодатель может быть привлечен к суду за ложные сведения в рекламе. В Канаде такое же положение действует при распространении рекламы, направленной на детей.
В Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Италии рекламодатель несет ответственность за сравнительную рекламу. В Швейцарии не разрешается реклама спиртных напитков во всех СМИ.
Согласно закону, действующему в ЕС, возбуждать иск против обмана в рекламе имею право не только лица, которым был нанесен ущерб, но и конкуренты, различные ассоциации и организации. Обычно суды штрафуют виновников либо требуют публикации заявлений с указанием поправок к рекламным сообщениям. Так, по иску Федеральной комиссии по торговле США к корпорации STP за обман в рекламе суд обязал корпорацию опубликовать опровержение в 11 журналах и 8 газетах с охватом 80 млн. читателей, что обошлось рекламодателю в 200 тыс. долларов.
В США существует Национальный совет по наблюдению за рекламой. Подобные организации имеются и в странах Латинской Америки.
Резюме
Обязанность — это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. Выделяют служебные, общественные и всеобщие воинские обязанности. Ответственность — это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера).
Многообразие сфер деятельности компаний сформировал следующий типовой набор видов ответственности: профессиональная, юридическая (в том числе уголовная), социальная, экологическая, экономическая, этическая, политическая, партийная, дисциплинарная, административная, материальная.
Профессиональная ответственность и обязанность руководителя отражается в должностных инструкциях компании. Типовая должностная инструкция руководителя включает четыре раздела: общие положения, обязанности, права и ответственность.
Социальная ответственность отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм и отвечать за результаты их исполнения.
Юридическая ответственность частично или полностью касается тех видов ответственности, в которых закреплены регламенты, входящие в состав государственных законов и норм государственного регулирования. Дисциплинарная ответственность за бездействие или ненадлежащее выполнение задания реализуется в форме взыскания, замечания, выговора, перевода на другую работу, увольнения.
Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, нарушения прав и свобод граждан. Экономическая ответственность призвана компенсировать полный или частичный ущерб, нанесенный руководителем в материальной или денежной форме.
Этическая ответственность наступает в случае нарушения руководителем этических норм, представляющих систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых является обязательным для всех работников организации.
Политическая ответственность наступает за неправильную или ненадлежащую деятельность субъекта государственной власти и управления, а также деятельность субъекта общественных группировок.
Партийная ответственность наступает за деятельность партийного функционера, существенно расходящуюся с уставными документами и решениями представляемой им политической организации.
Материальная ответственность обычно применяется по отношению к компаниям (ПТ, ООО, ОДО, ОАО, ЗАО и др.) за нарушение договорных обязательств.
Системный подход при формировании социальной ответственности базируется на двух способах представления социальной действительности: многоуровневое вертикальное разделение социальных групп по доходу, интересам, образованию;
набор областей горизонтальной общественной жизни, в которых принимаются решения: экономика, политика, нравственность, сферы искусства и др. Социальная ответственность является свойством (чертой) характера личности, наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью и т.д. Характерными чертами характера, придающими личности ответственность, являются: точность, пунктуальность, верность, честность, [справедливость, принципиальность.
Социальная ответственность возникает при выполнении служебных, семейных, гражданских, общественных и личных обязанностей. Она отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм и отвечать за результаты их исполнения.
Социальная ответственность компании явно или неявно отражается в ее уставных документах. Важными параметрами социальной ответственности являются: широта, временной интервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала.
Широта определяет диапазон функций производства и управления, по которым компания берет на себя социальную ответственность. Например, техническую безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и др.
Временной интервал — это период устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок.
Придаваемое значение — это важность социальной ответственности перед технологическими целями компании.
Вовлеченность персонала — это уровень участия персонала компании в реализации социальных целей.
Экологическая ответственность возникает из-за угрозы экологического кризиса локального и стратегического характера. Экологический кризис — критическое состояние окружающей среды, вызванное ее загрязнением и хищническим отношением к природе.
Закон «О рекламе» устанавливает дополнения к профессиональной и уголовной ответственности рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя — объектов ответственности.
Конкретный механизм ответственности приведен в статье 31 этого же закона
Контрольные вопросы
1. Каково соотношение между обязанностью и ответственностью?
2. Перечислите виды ответственности и дайте им краткую характеристику.
3. Каковы суть и формы профессиональной ответственности руководителя.
4. Какова суть, социальной ответственности руководителя и организации?
5. В чем заключаются способы представления социальной действительности.
6. Какие черты характера человека способствуют повышенному чувству
ответственности?
7. Дайте углубленное представление о следующих параметрах социальной ответственности: широта, временной интервал, придаваемое
значение и вовлеченность персонала.
8. Каковы причины появления экологической ответственности?
9. В чем заключается суть стратегии устойчивого развития?
10. Какие характеристики имеет ответственность?