Реакция на события на Балканском полуострове со стороны ООН

Внимание на складывавшуюся тогда в бывшей Югославии ситуации обратила ООН, в связи с чем, в рамках Совета Безопасности ООН были приняты соответствующие резо­люции.

Так, уже в соответствии с резолюцией № 713 от 25 сентября 1991 г. было ус­тановлено эмбарго на поставки оружия и военных материалов в бывшую Югославию.

Резолюция Совета Безопасности ООН №713 – резолюция, принятая всеми пятнадцатью государствами-членами Совета Безопасности ООН 25 сентября 1991 г. в связи с началом распада и войн в Югославии и накладывающая эмбарго на поставки оружия в Югославию. Кроме того Совет высоко оценивал усилия Европейского сообщества по мирному разрешению конфликта. Это первая резолюция, принятая в свете распада Югославии.

В этой резолюции Совет Безопасности ООН выразил полную поддержку механизмов и мер, предпринимаемых Европейским сообществом и ОБСЕ для прекращения боевых действий, шедших в Югославии, приглашая Генерального секретаря ООН Хавьера Перес де Куэльяра и югославское правительство принять участие в консультациях, чтобы помочь в этом процессе. Он также настоятельно призвал все стороны строго соблюдать соглашения о прекращении огня от сентября 1991 года и вступить в переговоры на Конференции по Югославии и избегать совершать какие-либо действия, которые могут усилить напряженность в регионе.

Эмбарго на поставки оружия накладывалось до тех пор пока Совет не примет другое решение, исходя из VII главы устава ООН. Резолюция применялась в отношении всех государственных образований, образовавшихся на месте Югославии, даже несмотря на признание их независимости. В связи с этим это вызывало протесты Боснии и Герцеговины, так в руководстве страны считали, что резолюция распространяется только на Югославию, до её распада.

13 мая 1992 г. генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали направил в Совет Безопасности ООН письмо, в котором, основываясь на данных предоставленных ему прибывшими из Югославии сотрудниками ООН, подчеркнул, что в настоящее время «трагическая, опасная и наполненная насилием» ситуация сложилась в Боснии и Герцеговине.

После этого в рамках Совета Безопасности ООН был принят целый ряд резолюций, посвященных ситуации в Боснии и Герцеговине, среди которых особую важность имеет резолюция № 757 от 30 мая 1992 г., в соответствии с которой в наказа­ние за участие ЮНА в военных действиях на территории Боснии и Герцего­вины в отношении СРЮ был введен режим международных санкций. В ней, в частности, указывалось следующее: «Совет Безопасности, … заявляя, что положение в Боснии и Герцеговине и в других частях бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии представляет собой угрозу международному миру и безопасности, действуя на основании главы VII Устава, 1. осуждает тот факт, что власти в Союзной Республике Югославии (Сербия и Черногория), включая Югославскую народную армию, не принимают эффективных мер во исполнение требований резолюции 752 (1992); …3. постановляет, что все государства примут изложенные ниже меры, которые будут применяться до тех пор, пока Совет не постановит, что власти в Союзной Республике Югославии (Сербия и Черногория), включая Югославскую народную армию, приняли эффективные меры во исполнение требований резолюции 752 (1992)…». При этом, впоследствии режим международных санкций в отношении СРЮ постоянно ужесточался.

Позднее, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН от 25 мая 1993 г. в Гааге был создан Международный трибунал бывшей Югосла­вии, который в соответствии со своим Уставом должен был осуществлять судебное преследование лиц, ответственных эа серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г.

29 июня 1992 г. появилась резолюция № 761 Совета Безопасности ООН, в которой подчеркивалась важность урегулирования ситуации, сложившейся тогда вокруг Сараево, в том числе речь шла о необходимости отправки туда гуманитарной помощи.

Ранее, еще в конце 1991 г. в Совете Безопасности ООН была рассмот­рена возможность посылки контингента миротворческих войск в Югосла­вию.

Речь идет о Резолюции №721 Совета Безопасности ООН от 27 ноября 1991 г. В ней указывалось: «Совет Безопасности, вновь подтверждая свою резолюция 713 (1991) от 25 сентября 1991 года, принимая во внимание просьбу правительства Югославии об учреждении операции по поддержанию мира в Югославии, содержащуюся в письме Постоянного представителя Югославии при Организации Объединенных Наций от 26 ноября 1991 г. на имя Председателя Совета Безопасности, будучи глубоко обеспокоен боевыми действиями в Югославии и серьезными нарушениями ранее заключенных соглашений о прекращении огня, которые привели к многочисленным человеческим жертвам и широкомасштабному материальному ущербу, и их последствиями для стран региона, отмечая, что сохранение и обострение такого положения представляет собой угрозу международному миру и безопасности,… 1. одобряет усилия Генерального секретаря и его личного посланника и выражает надежду, что они в скорейшем порядке продолжат свои контакты с югославскими сторонами, с тем чтобы Генеральный секретарь смог в ближайшее время предоставить Совету Безопасности рекомендации, в том числе о возможном учреждении операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира в Югославии».

Резолюция Совета Безопасности ООН №743 – резолюция, принятая всеми пятнадцатью государствами-членами Совета Безопасности ООН 21 февраля 1992 года, подтверждающая положения резолюций 713 (1991), 721 (1991), 724 (1991), 727 (1992) и 724 (1991), 740 (1992). Учитывая, что ситуация в Социалистической Федеративной Республике Югославия представляет собой угрозу международному миру и стабильности, Совет учредил миротворческую миссию в стране, известной как Силы ООН по охране (СООНО), с целью достижения мирного политического урегулирования в регионе.

Совет также постановил развернуть силы на первоначальный период двенадцать месяцев, также решив о том, что эмбарго на поставки оружия в Югославию не должно применяться к вооружениям и военной технике, предназначенной для СООНО. Совет также просил Генерального секретаря Бутрос Бутрос-Гали принять меры по развертыванию сил как можно скорее, при условии одобрения Советом, в том числе бюджета, который будет частично компенсирован югославской стороной, которая отметила, что СООНО эта временная мера. Финансирование СООНО обсуждалось на заседании Генеральной Ассамблеи 19 марта 1992 г. В резолюции также требуется представлять доклады по мере необходимости и не реже чем каждые шесть месяцев с первого доклада, в течение двух месяцев развития ситуации в регионе.

Резолюция также требовала, чтобы все стороны конфликта в регионе соблюдали прекращение огня и обеспечить безопасность СООНО, и призывала все стороны югославского конфликта сотрудничать с Конференцией по Югославии. Она также просила международную поддержку для Сил, особенно в отношении транзита персонала и оборудования.

Начальная численность Сил Организации Объединенных по Охране, согласно главе VII устава ООН, определялась из около 13 000 военнослужащих, 100 военных наблюдателей и 530 полицейских.

Это были вторые по величине Силы Организации Объединенных Наций по поддержанию мира в истории, охватывающие территорию всей Югославии, за исключением Словении. Они действовали до подписания Дейтонских соглашений, вступивших в силу 20 декабря 1995 г.

В результате, в соответствии с резолюцией № 743 Совета Безопасности ООН от 21 февраля 1992 г. были созданы Силы Организации Объединенных Наций по охране (СООНО), мандат которых постоянно расширялся. Численность СООНО в конечном счете достигла 38 599 военнослужащих, включая 684 военных наблюдателя Организации Объединенных Наций. При этом, СООНО включали также 803 гражданских полицейских, 2017 других международных гражданских служащих и 2615 местных сотрудников. Расходы СООНО составили 4616725556 долларов США в чистом исчислении. Число погибших участников СООНО составило 167 человек.

Первоначально СООНО были развернуты в Хорватии, а в июне 1992 г. после того, как конфликт в бывшей Югославии усилился, численность СО­ОНО увеличилась, а их мандат распространился также на Боснию и Герцего­вину. В декабре 1992 г. СООНО были также развернуты в Бывшей югослав­ской Республике Македония для осуществле­ния контроля и информирования о любых событиях в ее приграничных рай­онах, которые могли подорвать до­верие и стабильность в этой Республике и угрожать ее территории.

Перечень миротворческих миссий и операций ООН на территории бывшей Югославии:

1991-1995 гг.: Силы ООН по охране (СООНО), Бывшая Югославия, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, СР Югославия.

1995-2002 гг.: Миссия ООН в Боснии и Герцеговине (МООНБГ), Босния и Герцеговина.

1995-1999 гг.: Силы превентивного развертывания Организации Объединенных Наций (СПРООН), Республика Македония.

1995-1996 гг.: Операция Организации Объединенных Наций по восстановлению доверия в Хорватии (ОООНВД), Хорватия.

1996-1998 гг.: Временная администрация Организации Объединённых Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАООНВС), Хорватия.

1996-2002 гг.: Миссия наблюдателей ООН на Превлакском полуострове (МНООНПП), Хорватия.

1998 г.: Группа Организации Объединенных Наций по поддержке гражданской полиции (ГППООН), Хорватия.

С 1999 г. по настоящее время: Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК), СР Югославия (Сербия), Республика Косово.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: