В различных социологических теориях

Значительный вклад в коммуникативный про­гресс принадлежит А. Тоффлеру. Он провел параллель между тремя волнами общественного развития — доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной и «революциями» в СМИ. Тоффлер отмечает, что в аграрных обществах первой волны большая часть коммуникаций осуществляется внутри очень маленьких групп людей, поэтому главными средствами массовой информации являются толпа и церковь. Во второй волне - фабричное производство - происходит усиление ком­муникации. Она распространяется на большие расстояния с помощью газет, журналов, кинофильмов, радио и телевиде­ния. Новые СМИ стали орудием массификации в индуст­риальных обществах. Третья волна отражает потребности пост­массового производства и, подобно предприятиям с гибким производством, изготовляет образную продукцию по специаль­ным заказам и рассылает различные образцы, идеи, символы группам населения, подобранным в соответствии с каким-либо общим признаком. Такое разнообразное производство требует разнообразной гетерогенной информации.

Ю. Хабермас рассматривал коммуникацию и психические процессы восприятия и раскодирования информации чело­веком как сложную логическую конструкцию актов комму­никации. В своем научно-теоретическом обосновании комму­никативной теории Хабермас использовал логическую конст­рукцию остиновского (Дж. Остин - английский философ, представитель лингвистической философии) различия локутивных, перлокутивных и иллокутивных актов коммуникации.

Локутивный акт — речевое сообщение, которое осуществ­ляется с помощью языковых средств.

Перлокутивный акт — речевое сообщение, при помощи ко­торого говорящий вызывает ответную реакцию у реципиента информации; посредством перлокутивных актов происходит преобразование речевых сообщений в стратегические дейст­вия, т.е. осуществляется вмешательство в мир, достигается эф­фект, посредством которого делается то, что говорится.

Иллокутивный акт — речевое выражение, высказывание, такое как признание, приказ, полагание, обещание, предупреж­дение, т.е. это двойной акт, заключающий в себе полагание и сообщение. Можно сказать, что иллокутивный акт - манифе­стированная цель, коррелированная рядом условий ее осуще­ствления. Именно в иллокутивных актах Хабермас находит расхождение оценки, которая поступает извне о событии, с коммуникативным эффектом события, исходящим изнутри. В этой ситуации между пониманием сказанного и реакцией на него возникает разрыв (понимание — необходимая реакция).

Данная реакция не предрешена и не определена. Именно с непредзаданностью Хабермас связывает огромные возможности коммуникативных действий в отличие от стратегических дей­ствий по М. Веберу, основанных на калькуляции выгод и про­исходящих на этой основе перемещений по шкале цель—сред­ство—результат. С точки зрения понимания содержания вы­сказывания иллокутивные акты принимаются как внутреннее подтверждение речевых актов и последующее взаимодействие на основе установленной коммуникативной связи. Условием взаимодействия является «предугадывание» заложенного в ре­чевом акте притязания на значимость.

Усвоение значимости реципиентом речевого акта делает его понимаемым и приемлемым вследствие интерсубъектного признания речевых намерений. Коммуникативные действия реализуются в жизненном мире, когда два взаимодействующих субъекта (а возможно, и больше) в процессе коммуникации связаны культурой и языком. Понимание строится на отнесе­нии высказываний к трем мирам: внешнему миру, состоящему из объективных фактов; социальному миру первого коммуни­канта и социальному миру второго коммуниканта; внутрен­ним, субъективным мирам каждого из субъектов коммуника­ции. В процессе расчленения информации между мирами про­исходят формирование проблемы и ее институционализация в обществе как основы для преобразования и перестройки мыш­ления, изменения коммуникации.

Н. Луман в своих фундаментальных исследованиях рас­сматривает коммуникацию в свете теории аутопоиетических систем. Аутопойезис - социальная организация, которая порож­дает свое «собственное состояние», т.е. определяется таким «производительным взаимодействием компонентов системы, результатом которого становятся именно эти компоненты» как самостоятельные социальные явления. В этом смысле, с одной стороны, «общество является системой, определяющей себя полностью и исключительно при помощи себя самой»,[ Луман Н. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004. С. 102] а с дру­гой — «общество — это коммуникативно закрытая система. Об­щество состоит из коммуникаций — событий, сменяющих и воспроизводящих друг друга во времени. На динамику такого общества воздействует коммуникация с помощью языка как одной из исторически первых развитых коммуникативных систем. Язык как особая система «позволяет говорить о языке, то есть о себе самой и через себя решать вопрос о том, что надо говорить, какие слова произносить». В лингвистике в этом слу­чае различают язык (объект) и метаязык («язык второго поряд­ка»), на котором говорят о языке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: