Экспрессивные движения лица и тела... прежде
всего служат коммуникации между матерью и ее
дитем... Экспрессивные движения придают живость
и энергию нашим словам. Они выдают мысли и на-
мерения других гораздо правдивее, чем это делают
слова, которые бывают лживы... Свободная экспрес-
сия внешних проявлений эмоции усиливает ее. С
другой стороны, подавление, насколько это возмож-
но, всех внешних проявлений ослабляет наши эмо-
ции, Кто дает дорогу проявлениям ярости, усилива-
ет свой гнев; кто не контролирует проявления стра-
ха, испытывает еще больший страх; а кто остается
пассивным, когда переполнен горем, упускает свой
лучший шанс вновь обрести эластичность ума.
Чарльз Дарвин, 1872
Выражение эмоций у человека и животных
Сегодня мы являемся свидетелями атаки на психоанализ со стороны
психиатров и других специалистов, не отрицающих его основные прин-
ципы. Критицизм проистекает скорее из разочарования результатами пси-
хоаналитической терапии. Даже если оставить в стороне серьезные про-
блемы, связанные со стоимостью, временем и доставляемыми неудобства-
ми, желанные изменения личности, чувств и поведения больного зачастую
не достигаются. Многим пациентам, правда, помогли; некоторым стало
лучше. Однако число пациентов, годами подвергающихся анализу или ко-
чующих от одного аналитика к другому без каких-либо заметных изме-
нений в своем недуге, своей неудовлетворенности или в своих реальных
проблемах, внушает тревогу.
Буквально на днях я консультировал молодую женщину, которая в
течение четырех лет посещала аналитика и более года подвергалась дру-
гой форме терапии. Ее комментарий по поводу полученного опыта явля-
ется типичным: «То, с чем я пришла, фактически не изменилось. Мне
всегда казалось, что я могу чувствовать гораздо больше, чем чувствовала
на самом деле. Хотя анализ помог мне понять многие вещи, я не стала
чувствовать больше. Этим я была разочарована».
Реакция психиатров-аналитиков на эту ситуацию неоднозначна. Одни
предлагают усовершенствованные формулировки, тогда как другие про-
сто полагаются на здравый смысл. К сожалению, ни один из этих подходов
не дает решения проблемы. Никто не вправе обвинить Фрейда, что
великие открытия, которые он дал миру, оказались относительно неэф-
фективными для преодоления тяжелых эмоциональных расстройств, от
которых страдают многие люди. Сам Фрейд таких обещаний не давал.
Он знал ограничения своей техники.
Ситуация, в которой находится сегодня психоанализ, ничем не отли-
чается от ситуации, в которой оказывается любая другая молодая меди-
цинская дисциплина. Можно ли сравнивать результаты, достигнутые в
кабинете врача теперь, с теми, что были сто лет назад? Прогресс есть
результат изменения техник, лучшего понимания проблем и лучших на-
выков. Если современный психоанализ обвиняют в нынешней ситуации,
то только за его нежелание менять свои традиционные процедуры,
В истории психоанализа были экспериментаторы и теоретики. Если
большинство посвятило себя развитию теории, то некоторые, прежде всего
Шандор Ференци и Вильгельм Райх, внесли существенные изменения в
технические процедуры. Своей «активной техникой» или «анализом сни-
зу» Ференци пытался подступиться к сложным проблемам характера,
которые в то время не поддавались психоаналитическому методу. Вклад
Райха более полно мы обсудим в дальнейшем.
Проблема, с которой сталкивается психоанализ, проистекает из того
факта, что аналитик имеет дело с телесными ощущениями и чувствами на
вербальном и психическом уровне; что касается предмета анализа, то им
являются чувства и поведение индивида. Его мысли, фантазии и мечты
исследуются исключительно с целью понять чувства и изменить поведение.
Разве мы не можем представить себе, что существуют и другие способы и
средства повлиять на чувства и поступки? В 1899 году в письме Флиссу Фрейд
проявил свой неизменный интерес к этому вопросу: «Время от времени я
отчетливо представляю себе вторую часть лечебного метода-провокацию
чувств и мыслей пациента, как будто это совершенно необходимо».
Фрейду не удалось изобрести метод лечения, который бы воплотил его
идею. Эту неудачу можно приписать сложности взаимоотношений меж-
ду душой и телом. До тех пор пока концепция дуализма души и тела
оказывает влияние на мышление, эта трудность непреодолима. Можно
предположить, что Фрейд всю свою жизнь бился над этой проблемой. В
этой борьбе возникли четкие формулировки, составляющие психологию
Я. Но та же проблема стоит перед нынешними аналитиками столь же
остро, как она стояла перед Фрейдом.
Я не намереваюсь в этом кратком предисловии предложить ответ на
этот громадный вопрос. Скорее я бы хотел пояснить тезис, который ле-
жит в основе данного исследования и указывает путь для решения этой
проблемы. Аналитики сознают идентичность многих соматических про-
цессов с психологическими феноменами. В области психосоматической
медицины полно таких примеров. В результате возникла идея, что живой
организм выражает себя в движении гораздо яснее, чем в словах. Но не
только в движении! В позе, осанке, мимике и жестах организм говорит
языком, который предвосхищает и превосходит его вербальное выраже-
ние. Более того, имеется множество специальных исследований, в кото-
рых показана связь между структурой тела и эмоциональными установ-
ками. Тело может быть столь же ценным объектом аналитической тех-
ники, как сновидения, обмолвки и свободные ассоциации.
Если структура тела и темперамент взаимосвязаны, как это может
установить всякий, кто изучает человеческую природу, вопрос тогда явля-
ется следующим; можно ли изменить характер индивида, не изменяя
структуру тела и его функциональную подвижность? Или наоборот: если
можно изменить структуру тела и улучшить его подвижность, нельзя ли
этим добиться необходимых для пациента изменений темперамента?
В своей эмоциональной экспрессии индивид представляет собой еди-
ное целое. Не разум злится, и не тело борется. Это индивид выражает
себя. Поэтому мы изучаем, как конкретный индивид выражает себя, каков
спектр его эмоций и в чем его ограничения. Это исследование подвиж-
ности организма вследствие эмоционального переживания основано на
способности «выдвигаться».
Здесь находится ключ к пониманию относительной неудачи психоана-
лиза. Он сравнительно мало помогает понять, почему человек ведет себя.
именно так, а не иначе. Человек, который боится войти в воду, может
прекрасно знать, что с ним ничего не случится. Мы должны понять и
научить преодолевать страх движения.
Если детерминанты личности и характера структурированы физичес-
ки, не должны ли терапевтические устремления равным образом быть
ориентированы и на тело? Знание есть прелюдия действия. Чтобы быть
более эффективной, аналитическая терапия должна способствовать как
осознанию, так и действию в терапевтической ситуации. Принципы тео-
рии и техники, используемые в рамках этого нового подхода, образуют
то, что мы называем биоэнергетическим анализом и терапией.
Одним из тех, кому принадлежит особая заслуга в расширении рамок
аналитической техники, был Вильгельм Райх, который ввел в анализ изуче-
ние физической экспрессии и активности пациента. Многие, возможно, не
согласны с поздними работами Райха, но его разработки являются важным
вкладом в психиатрию. Многочисленными ссылками на его идеи в этой книге
я выражаю свою признательность Вильгельму Райху, который был моим учи-
телем. С другой стороны, биоэнергетическая терапия появилась независимо
от Райха и его последователей и отличается от теорий и техник Райха во
многих важных аспектах - некоторые из них изложены в этой книге.
Пожалуй, будет интересно указать различия между биоэнергетической
терапией и традиционными психоаналитическими техниками. Во-первых
и прежде всего, исследование пациента является целостным. В биоэнер-
гетической терапии врач анализирует не только психологическую проблему
пациента, как и каждый аналитик, но и физическое выражение этой
проблемы в том виде, как она проявляется в структуре тела и движении
пациента. Во-вторых, все техники ориентированы на высвобождение
физического напряжения, которое проявляется в хронически контракти-
рованных и спастичных мышцах. В-третьих, отношения между терапев-
том и пациентом в сравнении с психоанализом имеют еще одно измере-
ние. Поскольку помимо анализа на вербальном уровне проводится рабо-
та и на физическом, возникающая в результате активность вовлекает
аналитика гораздо глубже, чем это делают традиционные техники.
Чем же являются в такой ситуации перенос и контрперенос? Они
являются мостом, по которому мысли и чувства от одного человека пере-
ходят к другому. В биоэнергетической терапии благодаря физическому
контакту перенос и контрперенос сфокусированы более строго. Это, од-
нако, требует от аналитика умения справляться с возникающим эмоцио-
нальным напряжением. Если эта способность отсутствует, аналитик не
готов к выполнению своей задачи. Только будучи скромным и честным,
можно осмелиться встретиться лицом к лицу с великими источниками
чувства, которые находятся в сердце человека.
Данная книга не претендует на полное изложение теорий и техник
биоэнергетического анализа и терапии. Эта область столь же обширна,
как и сам субъект жизни. В качестве введения в тему необходимо устра-
нить разрыв между психоанализом и концепцией физического подхода к
эмоциональным расстройствам. Дальнейшие исследования ведутся как в
теоретическом, так и в практическом аспекте этой работы.
Мне бы хотелось выразить признательность моему ассистенту доктору
Джону Пиерракосу, помощь которого в формулировке идей, представлен-
ных в этой книге, трудно переоценить, и доктору Джоэлу Шору за его
терпеливое и критическое изучение рукописи. Кроме того, я хотел бы по-
благодарить членов семинара по динамике структуры характера за советы
и критические замечания, которые сделали мои идеи более отточенными.
Благодарю также мисс Дору Акчим, любезно согласившуюся напечатать
рукопись этой книги.
Александр Лоуэн
Нью-Йорк