ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
для 10-11 классов общеобразовательной школы
Астана
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая культура как учебная дисциплина выполняет в общеобразовательной школе важную роль, способствует формированию личности, готовой к активной творческой самореализации в сфере общечеловеческой культуры.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; совершенствование технико-тактических действий в базовых видах спорта;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребностей в его укреплении и длительном сохранении,
|
|
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Структура и содержание учебной программы. Данная программа состоит из двух разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент) и «Физическое совершенствование и мастерство» (операциональный компонент).
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История развития физкультуры и спорта в Казахстане», «Физическая культура и спорт в современном обществе», «Физическая культура человека». В этих темах приводятся сведения по развитию физкультуры и спорта в Казахстане, по становлению национальных видов спорта в республике, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Физическое совершенствование и мастерство» ориентирован на повышение физической и тактической подготовленности учащихся и включает в себя информацию о средствах специальной физической подготовки. В качестве этих средств, в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, спортивных игр, лыжных гонок, плавания), имеющих относительно выраженное прикладное значение.
|
|
Данная программа предлагает материал для уроков физической культуры, состоящий из базового компонента. Базовый (инвариативный) компонент отражает государственный стандарт общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры.
Вариативный компонент нацеливает учителя на использование разнообразных форм учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий. Так как вариативный компонент обусловлен необходимостью учета региональных особенностей места расположения материальной базы школы, возможностей учителя и интересов учащихся, то учебный материал рекомендуется местными органами образования и разрабатывается учителями физической культуры.
Завершается программа изложением Требований к уровню подготовки учеников по физической культуре. Эти требования задаются преимущественно по четырем базовым основаниям: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни».
Исходя из программных требований и ориентируясь на индивидуальные возможности и особенности полового развития каждого ученика, учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оценивать успеваемость учащихся в течение года. Использование такого подхода является оправданным, поскольку позволяет учителям физической культуры на протяжении всего периода обучения осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с учетом индивидуальных возрастных особенностей их развития.
Формы организации и планирование учебного процесса. Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в средней школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние задания). Вместе с тем уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры.
В соответствии с государственным общеобразовательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) (№1080 от 23.08.2012г.) программой предусмотрено раздельное обучение учащихся по гендерному принципу (группы мальчиков и девочек независимо от наполняемости класса). Это необходимо учитывать при организации учебного процесса.
Объем учебной нагрузки по предмету «Физическая культура» в соответствии с типовым учебным планом составляет:
10 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
11 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа.
В процессе проведения занятий по физической культуре осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:
«Казахским, русским языками»: пополнение словарного запаса терминами из области физической культуры.
«Физикой»: использование знаний, полученных о понятиях «механическая работа», «сопротивление воздуха», «масса тела», «неравномерное и равномерное скольжение», «мощность».
«Алгеброй, геометрией»: измерение длины, высоты, скорости, расстояния, времени, расчет разбега при прыжках в длину и высоту.
«Биологией»: использование материала о негативном влиянии курения и алкоголя на организм; обмен веществ.
|
|
«Историей мира», «Историей Казахстана»: история олимпийского движения; история возникновения казахских национальных видов спорта.
«Географией»: знание сторон света, умение ориентироваться на местности по различным признакам, по карте.
«Начальной военной подготовкой»: использование строевых упражнений; прохождение полос препятсвий; воспитание патриотизма, любви к своей Родине.
«Технологией»: обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.
БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Всего – 102 часа (3 часа в неделю)
Распределение часов для прохождения разделов программы
по четвертям учебного года
Части программы | Разделы программы | Учебные четверти | ||||
Σ | ||||||
Базовая | 1. Легкая атлетика | - | - | |||
2. Спортивные игры | ||||||
3. Гимнастика | - | - | - | |||
4. Лыжная подготовка* | - | - | - | |||
5. Плавание** | - | - | - | |||
Всего по базовой части | ||||||
Вариативная | 1. Обусловленные климатом региона | - | ||||
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта) | ||||||
Всего часов по вариативной части | - | |||||
Общее количество часов за учебный год (Σ) |
Примечание:
* В отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять кроссовой подготовкой.
** При отсутствии возможности заниматься плаванием время отведенное на реализацию программы по плаванию, по решению педагогического совета школы используется для дальнейшего совершенствования навыков в других видах физической подготовки.