Учебная программа. для 10-11 классов общеобразовательной школы

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

для 10-11 классов общеобразовательной школы

Астана


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Физическая культура как учебная дисциплина выполняет в общеобразовательной школе важную роль, способствует формированию личности, готовой к активной творческой самореализации в сфере общечеловеческой культуры.

Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:

- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; совершенствование технико-тактических действий в базовых видах спорта;

- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребностей в его укреплении и длительном сохранении,

- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Структура и содержание учебной программы. Данная программа состоит из двух разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент) и «Физическое совершенствование и мастерство» (операциональный компонент).

Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История развития физкультуры и спорта в Казахстане», «Физическая культура и спорт в современном обществе», «Физическая культура человека». В этих темах приводятся сведения по развитию физкультуры и спорта в Казахстане, по становлению национальных видов спорта в республике, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

Раздел «Физическое совершенствование и мастерство» ориентирован на повышение физической и тактической подготовленности учащихся и включает в себя информацию о средствах специальной физической подготовки. В качестве этих средств, в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, спортивных игр, лыжных гонок, плавания), имеющих относительно выраженное прикладное значение.

Данная программа предлагает материал для уроков физической культуры, состоящий из базового компонента. Базовый (инвариативный) компонент отражает государственный стандарт общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры.

Вариативный компонент нацеливает учителя на использование разнообразных форм учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий. Так как вариативный компонент обусловлен необходимостью учета региональных особенностей места расположения материальной базы школы, возможностей учителя и интересов учащихся, то учебный материал рекомендуется местными органами образования и разрабатывается учителями физической культуры.

Завершается программа изложением Требований к уровню подготовки учеников по физической культуре. Эти требования задаются преимущественно по четырем базовым основаниям: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни».

Исходя из программных требований и ориентируясь на индивидуальные возможности и особенности полового развития каждого ученика, учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оценивать успеваемость учащихся в течение года. Использование такого подхода является оправданным, поскольку позволяет учителям физической культуры на протяжении всего периода обучения осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с учетом индивидуальных возрастных особенностей их развития.

Формы организации и планирование учебного процесса. Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в средней школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние задания). Вместе с тем уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры.

В соответствии с государственным общеобразовательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) (№1080 от 23.08.2012г.) программой предусмотрено раздельное обучение учащихся по гендерному принципу (группы мальчиков и девочек независимо от наполняемости класса). Это необходимо учитывать при организации учебного процесса.


Объем учебной нагрузки по предмету «Физическая культура» в соответствии с типовым учебным планом составляет:

10 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;

11 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа.

В процессе проведения занятий по физической культуре осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:

«Казахским, русским языками»: пополнение словарного запаса терминами из области физической культуры.

«Физикой»: использование знаний, полученных о понятиях «механическая работа», «сопротивление воздуха», «масса тела», «неравномерное и равномерное скольжение», «мощность».

«Алгеброй, геометрией»: измерение длины, высоты, скорости, расстояния, времени, расчет разбега при прыжках в длину и высоту.

«Биологией»: использование материала о негативном влиянии курения и алкоголя на организм; обмен веществ.

«Историей мира», «Историей Казахстана»: история олимпийского движения; история возникновения казахских национальных видов спорта.

«Географией»: знание сторон света, умение ориентироваться на местности по различным признакам, по карте.

«Начальной военной подготовкой»: использование строевых упражнений; прохождение полос препятсвий; воспитание патриотизма, любви к своей Родине.

«Технологией»: обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.


БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 класс

Всего ­– 102 часа (3 часа в неделю)

Распределение часов для прохождения разделов программы

по четвертям учебного года

Части программы   Разделы программы   Учебные четверти
        Σ
Базовая 1. Легкая атлетика   - -    
2. Спортивные игры          
3. Гимнастика -   - -  
4. Лыжная подготовка* - -   -  
5. Плавание** - - -    
Всего по базовой части          
Вариативная 1. Обусловленные климатом региона       -  
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта)
Всего часов по вариативной части         -  
Общее количество часов за учебный год (Σ)          

Примечание:

* В отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять кроссовой подготовкой.

** При отсутствии возможности заниматься плаванием время отведенное на реализацию программы по плаванию, по решению педагогического совета школы используется для дальнейшего совершенствования навыков в других видах физической подготовки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: