Воспитание физических качеств

Физические качества – это те функциональные свойства организма, которые предопределеляют двигательные возможности организма (5 – гибкость, сила, быстрота, ловкость (координац.способности), выносливость).

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Различают два вида силы: абсолютная (суммарная сила всех мышечных групп) и относительная (величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена). Благоприятное развитие силы в 17-18 лет, увеличивается от рождения до 30 лет. Средства развития силы – это упражнения с отягощениями и упражнения взрывного характера (например, штанга – толчок, рывок).

Методы оценки мышечной силы:

  • Отжимания (количество раз);
  • Подъем туловища из исходного положения лежа на спине;
  • Подтягивание;

Ручная динометрия

Становая динометрия (сила мышц спины)

Виды спорта, развивающие силу:

  • Тяжелая атлетика;
  • Армреслинг;
  • Боевые искусства (борьба);
  • Бодибилдинг.

Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени. Наиболее благоприятный возраст от 7 до 15 лет.

Упражнения для развития быстроты: бег на короткие отрезки с максимальной скорости; семенящий бег, бег с опорой, бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени. Характерны прыжки и упражнения в быстроте ответных действия на внезапный сигнал.

Методы оценки быстроты:

  • Бег на 10, 20, 30 и 60 м (в зависимости от возраста);
  • Прыжки на скакалке на время в теч.1минуты;
  • Челночный бег 3 по 10 м, 4 по 9, 5 по 10;
  • Бросок набивного мяча.

Виды спорта, развивающие быстроту:

  • Спринт;
  • Легкая атлетика;

Гибкость – способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения, ее выражают в угловых градусах.

Виды гибкости:

· Активная – проявляется за счет собственных усилий;

· Пассивная – проявляется за счет внешних усилий партнера или отягощения;

· Динамическая гибкость проявляется в движении.

Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, от психического состояния, от разминки, массажа, от возраста, от уровня силы и от спортивной специализации.

Наиболее благоприятный возраст от 4 до 6 лет.

Упражнения на растягивания надо выполнять семьями по несколько повторений; в каждой амплитуду движений увеличивают от серии к серии. Упражнения на гибкость удобнее всего давать занимающимся в виде самостоятельных заданий на дом. В утренние часы гибкость снижена.

Методы оценки гибкости:

  • Выкрут рук – гимнастическая палка, сантиметры между кистями;
  • Наклон туловища вперед (на скамейке или сидя на полу);
  • Гимнастический мост и шпагат;

Виды спорта, развивающая гибкость:

  • Плавание;
  • Фигурное катание;
  • Легкая атлетика (прыжки в высоту – через планку);
  • Спортивные танцы, бальные танцы.

Выносливость – это способность выполнять какую-либо деятельность не снижая ее эффективности. Характеризуется противостоянием организма человека утомления.

Утомление это вызванная нагрузкой временное снижение работоспособности.

Типы утомления:

  • Умственная;
  • Сенсорная;
  • Эмоциональная;
  • Физическая (в результате мышечной деятельности).

Физическое утомление – локальное (1/3 всего объема мышц), региональная (2/3). Выносливость связано с дыханием и его постановкой.

Выносливость общая – по отношению к продолжительным, умеренным мощностям работам, включающим функционирование большей части мышечного аппарата. Специальная выносливость – выносливость по отношению к определенной деятельности. Наиболее благоприятный возраст – от 14 до 20 лет. Выносливость сохраняется в течение 5-6 лет, а быстрота утрачивается в течение года.

Методы оценки выносливости:

Тест Купера – это 12 минутное плавание или 12 минутный бег.

Виды спорта, называющие выносливость:

  • Бег на длинные дистанции;
  • Плавание;
  • Гребля;
  • Лыжные гонки;
  • Велоспорт;

Ловкость (координация) – способность человека быстро, оперативно, рационально решать и осваивать новые двигательные действия. Ловкость – это сложное двигательное качество, уровень развития которого определяется факторами: высокоразвитое мышечное чувство и пластичность корковых нервных процессов.

Наиболее благоприятный возраст развития ловкости от 11 до 14 лет.

Методы оценки ловкости:

  • Прыжок на 360 град.на точность;
  • Жонглирование мячами или другими предметами;
  • Бег с кувырком вперед (величина времени).

Виды спорта, развивающие ловкость:

  • Спортивные игры;
  • Акробатики;
  • Фигурное катание и др.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФК).

- это специализированный вид физического воспитания, который осуществляется в соответствии потребностями и особенностями данной профессии.

Цель – психофизическая готовность успешной профессиональной деятельности. В нашей стране она зародилась в 30-е гг. 20в.

Задачи:

  1. Приобретение и формирование необходимых прикладных знаний (связь с будущей профессией).
  2. Освоение и развитие прикладных умений и навыков.
  3. Воспитание волевых качеств связанных с данной профессией.

Основные формы трудна – это физическая и умственная деятельность. Рациональный режим труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, производительность, работоспособность и здоровье людей. Профессиональ-прикладная физическая подготовка проводится в форме теоретических и практических занятий, в форме массовых оздоровительных и спортивных мероприятиях (соревнованиях).

Средства ППФК:

  • Закаливания;
  • Общеразвивающие упражнения;
  • Профессионально прикладные виды спорта.

Формы занятий:

Учебные занятия;

  1. Занятия во время учебной практики;
  2. Спортивно-прикладные занятия;
  3. Самостоятельные занятия по заданию преподавателя;

Производственно-техническая физическая культура – физические упражнения используются как средства активного отдыха во время работы. Они обладают широкиб диапазоном влияния и оказывают благоприятное воздействие на организм занимающегося. Стимулируют многие физиологические процессы, улучшают реакцию организма на производственные факторы. Физические упражнения обладают мощным оздоровительным эффектом: регулирует мозговое кровообращение; совершенствуют дыхание, укрепляют и развивают мышечную систему, увеличивают подвижность суставов и позвоночного столба. Физические упражнения на производстве доступны всем работающим любого возраста, пола, уровня физической подготовки и уровня здоровья. Основное назначение физических упражнений во время работы – это понижение и профилактика утомления.

Виды производственной физической культуры:

  1. Утренняя гимнастика (занимает особое место, выполняется на рабочем месте;
  2. Восстановительно-профилактические занятия (вне работы)

Формы производственной гимнастики:

Водная гимнастика – 7-9 упражнений в течении 5-7 минут могут быть как индивидуальными так и коллективными и эффект после их выполнения сохраняется после 2-3 часов.

Физкультурная пауза – 6-7 упражнений, продолжительностью 5 минут и эффект охраняется в течении 1,5-чосв.

Физкультминутка. 3-4 упражнения, которые можно выолнять на рабочем месте. Эффект может созранять 1,5 часами

физкультураня микропаузадля сняия нпраяжения чтобы отлечься.

Общее физическое упражнение

Специальные физические упражнения:

  1. На расслабление;
  2. На растягивание;
  3. На внимание;
  4. На координацию;
  5. На точность движений;
  6. Дыхательные упражнения;
    • Профессии легкого физического труда
    • Профессии физического труда средней тяжести (продавец и др.)
    • Профессии тяжелого физического труда – упражнения на расслабления, дыхательные упражнения
    • Профессии умственного физического труда – широкая амплитуда движений.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: