Живая система характеризуется двумя осн. чертами: сохранением тождественности с самой собой и непрерывным направленным изменением. Наиболее простые и наименее значимые для организма действия целиком определяются пусковым стимулом-сигналом. По мере возрастания сложности действия оно все меньше по своему смыслу зависит от сигнала, за к-рым сохраняется лишь пусковая роль. В самых сложных, произвольных действиях их программа и инициатива начала целиком определяются изнутри организма.
Одним из центральных в Ф. а. является понятие цели. Для объяснения процессов в неживой природе достаточно ответить на вопросы, как происходит то или иное явление (т. е. дать его науч. описание) п почему, по каким причинам оно совершается. Для объяснения же целесообразности живой системы необходимо ответить еще на один вопрос: для ч е-г о необходима та или иная последовательность действий, к какой цели направлено действие организма. Иными словами, именно цель оказывается детермина-тором поведения.
|
|
Проблема активности рассматривается в Ф. а. прежде всего на материале движений организма, т. к. движение представляет собой тот вид жизнедеятельности, посредством к-рого живое существо взаимодействует с окружающим миром и воздействует на него. Организм осуществляет действие в определ. последовательности: воспринимает и расценивает ситуацию, в к-рую он включен; определяет, во что надо превратить эту ситуацию, что должно стать вместо того, что есть,— иначе говоря, возникает дви-гат. задача, к-рая содержит в себе больше информации, чем воспринятая ситуация. Затем организм определяет, ч т о надо сделать и к а к, с помощью каких двигат. ресурсов, причем его ответ на побуждение, пришедшее из внешней среды, опять-таки, как правило, содержит в себе больше, чем само это побуждение; это резко отличает организм от робота. Эти два микроэтапа представляют собой программирование решения определившейся задачи. Создав программу, организм борется за ее осуществление. Предпосылкой всякого акта превращения воспринятой ситуации в двигат. задачу является создание образа того, чего еще нет, но что должно быть. В памяти индивида запечатлены события прошедшего времени, его мозг отражает ситуацию настоящего момента и создает модель и р о ш е д ш е-н астоящего, или ставшего. Через экстраполирование того, что выбирается мозгом из информации о текущей ситуации, из «свежих следов», непосредственно предшествовавших восприятий, из прежнего опыта индивида и т. п., возникает модель потребного организму будущего. В отличие от модели ставшего, она не носит жесткого характера и динамична, т. к. организм сталкивается с дияамич. ситуацией, а потому постоянно встает перед необходимостью вероятностного прогноза и выбора наиболее целесообразного в данной ситуации поведения.
|
|
Модель потребного будущего, являясь целью организма, обусловливает целеустремленные процессы, включающие всю мотивацию борьбы организма за достижение цели, и обеспечивает развитие и закрепление целесообразных механизмов ее реализации. Понятие активности отражает динамику целеустремленной борьбы посредством этих механизмов и осн. особенности функцион. организации приспособит, акта жизнедеятельности организма. Цель определяет выбор действия и способ учета условий его осуществления. В этом отношении Ф. а. в корне отлична от бихевиоризма с его принципом проб и ошибок. Модель потребного будущего — самый верхний уровень иерархи, системы управления, «матрица», ведущая про-
грамма. Эта программа такова, что если нельзя или нецелесообразно преодолевать препятствие посредством коррекцпонных импульсов, направленных на восстановление заданного плана поведения, то происходит перестройка самой программы (она возможна в самом широком диапазоне), причем все это делается «на ходу».
Для осуществления намеченной программы необходима управляемость двигат. аппарата в сложных условиях, когда приходится преодолевать непреду-сматриваемые и неподвластные организму внешние или реактивные силы. Это возможно лишь с помощью гибкого приспособит, маневрирования. Организм использует богатейшую систему регулирования по обратным связям. Чем яснее и определеннее двигат. задача, чем важнее она для организма, тем гпбче, вариативнее должны быть программа и работа механизмов ее осуществления, тем выше активность организма. Сенсорная коррекция эффекторных импульсов, управляющих мышечной активностью, строится так, чтобы равнодействующая всех участвующих в движении факторов (внешних, реактивных и внутренних) вела движущуюся систему в требуемом направлении, с требуемой силой и скоростью. Присущая движениям вариативность обусловлена приспособптельностью, непрерывным учетом изменчивых внутр. состояний организма и поисковой вариативностью — поисками управляющим и программирующим аппаратом мозга наилучших приемов для решения данной двигат. задачи. Большое число степеней свободы, характерное для исполнит, аппарата высших животных, обусловливает чрезвычайно высокую функцион. пластичность их поведения, создает огромное множество доступных траекторий движения и возможность реализации многообразных предметных двигат. программ. Но для осуществления каждой отд. программы действия необходимо ограничить эту избыточность и строго определить единств, исход из ситуации. Координация движений и есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа и превращение последнего в управляемую систему.
Работа по принципу рефлекторного кольца, т. е. непрерывного цпклпч. взаимодействия со средой, обеспечивает возможность того, что афферентная информация о двигат. акте мобилизует центровые настроечные системы, функционирование к-рых как бы опережает фактич. выполнение каждой фазы движения на какой-то отрезок времени. Кольцевой процесс одинаково может быть начат с любого пункта кольца, в отличие от рефлекторной дуги, где процесс начинается только с афферентного полукольца.
Возникновение Ф. а. означает смену принципов понимания жизнедеятельности организма и переосмысление важнейших понятий физиологии на основе достижений нейрофизиологии за последние три десятилетия. Вместо утративших силу понятий «рефлекторная дуга», «равновесие организма и среды» н т. п. концепция Ф. а. выдвинула понятия рефлекторного' кольца, сенсорной коррекции, модели потребного организму будущего, активности организма как его коренной характеристики. Эти понятия оказались весьма плодотворными не только в нейрофизиологии, психофизиологии и психологии, но также в нейро-кибернетике, теэретич. биологии, бионике, эвристике, общей теории регулирования и др. направлениях совр. науч. мысли. Ф. а. подвергла критике принципы атомизма п однозначно-детерминистского объяснения в физиологии и противопоставила им новые принципы исследования, основанные на подходе к организму как к сложной, иерархически организованной системе, на использовании вероятностных и теоретико-игровых методов при изучении функционирования динамич. подсистем в организме.
|
|
«ФИЗИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ»—ФИКЦИОНАЛИЗМ
Хотя далеко еще не раскрыты все конкретные физиологии, механизмы активности живых систем, тем не менее многие из положений Ф. а. нашли глубокое экспериментальное обоснование в работах самого Бернштейна и его последователей. Они хорошо согласуются с новейшими теоретич. идеями, выросшими из многочисленных электрофизиологич. исследований. Поэтому Ф. а. имеет неоспоримое эвристич. значение как плодотворная попытка преодоления эмпирия, этапа в развитии физиологии и создания широких теоретич. обобщений.
Лит.: Бернштейн Н. А., Проблема взаимоотношений координации и локализации, «Архив биологич. наук», 1935, т. 38, вып. 1; его ж е, О построении движений, М., 1947; его же, Очередные проблемы Ф. а., в кн.: Проблемы кибернетики, вып. 6, М., 1961; его же, Пути и задачи Ф. а., «ВФ», 1961, № 6; е г о же, Очерки по физиологии движений и Ф. а., М., 1966; Фейгенберг И. м., Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга, «Вопр. психологии», 1963, М 2; Г у р ф и н к е л ь В. С, К о ц Я. М., Шик М. Л., Регуляция позы человека, М., 1965; Модели структурно-функциональной организации нек-рых биологич. систем. Сб. ст., Л., 1966; Кардашева А. С, Филос. анализ проблемы физиологич. активности, «ВФ», 196(5, „4i 8; Б а с с и н Ф.В., О подлинном значении нейрофизио-логич. концепций Н. А. Бернштейна, там же, 1967,,Ni 11; Чхаидзе Л. В., Координация произвольных движений человека в условиях космич. полета, 2 изд., М., 1968.
|
|
_ Г. Гургенидзе. Москва.
«ФИЗИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ» — тенденция в развитии философии и физики, выражающаяся в стремлении доказать, что успехи совр. науки якобы подтверждают правоту идеализма. Термин «„физический" идеализм» ввел Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. Соч., т. 14, с. 291). «Ф. п.» возник как один из продуктов кризиса в естествознании на рубеже 19—20 вв. Его непосредств. причинами были обнаружение относит, характера естеств.-науч, знания и широкое проникновение в естествознание мате-матич. методов исследования. Выявившаяся на этой основе ограниченность классич. картины мира и побудила часть физиков и философов подвергнуть сомнению объективность всякого знания вообще. Совр. формы «Ф. и,» стремятся свести содержание относительности теории, квантовой механики, физики элементарных частиц (см. Микрочастицы) к описанию переживаний наблюдателя и его воздействия на окружающий мир с помощью приборов. Вскрыв классовые и гносеологич. корни «Ф. и.», Ленин показал, что это временный зигзаг, «...преходящий болезненный период в истории науки, болезнь роста, вызванная больше всего крутой ломкой старых установившихся понятий» (там же). Через такого рода зигзаги совр. физика «...идет к единственно верному методу и единственно верной философии естествознания...» (там же, с. 299), т. е. к диалектнч. материализму.
Лит.: Свечников Г. А., Категория причинности
в физике, М., 1961; Филос. проблемы физики элементарных
частиц, [сб. ст., под ред. И. В. Кузнецова и М. Э. Омельянов-
ского], М., 1963. Ю. Молчанов. Москва.
ФИЗУЛЙ (правильнее Ф у з у л и), Мухаммед Сулейман оглы (р. в конце 15 в.— ум. 1556 или 1562) — азерб. поэт, классик азерб. лит-ры. Ф. создал три дивана (сборника) газелей, касыд, рубай н др. на азерб., перс, и араб, языках, а также ряд поэм. По-литич. сатира Ф. «Шикает-наме» («Книга жалоб») осуждала произвол, царивший при дворе тур. захватчика — султана Сулеймана. В лирич. стихах Ф. нашел отражение протест нар. масс против феод, гнета, угнетения человеческой личности. Вершина поэтич. творчества Ф.— ромаитич. поэма «Jleiijiir и Меджнун».
С о ч.: Эсэрлэри, ч. 1—2, Бакы, 1944—49; в рус. пер.— Избранное, Баку, 1958; Газели, М., 1959.
Лит.: А р а с л ы Г., Великий азерб. поэт Физули, пер. с азерб., Баку, 1958.
ФИКЦИОНАЛИЗМ (иллюзионизм) — филос. позиция, согласно к-рой наше представление о мире есть совокупность иллюзий, фикций. Свое происхождение Ф. ведет от Ницше, наиболее характерное выра-
жение он получил у Файхингера. Этот вариант Ф. продолжает агностич. и позитивистские традиции, однако от крайнего феноменализма (для к-рого чело-веч, представления оказываются последней реальностью) его отличает обращение к понятию «фикция» («как бы» знания, Als Ob), предполагающему принципиальную возможность истины (к-рую эта фикция замещает) и, след., существование «нефиктивной» действительности («на самом деле»), В основе этой концепции лежит характерное для бихевиоризма и развиваемое прагматизмом понимание мышления как органпч., целесообразной функции, служащей лишь приспособлению организма к среде — практич. ориентированию в мире. Но в отличие от прагматизма в целом, для к-рого вопрос об «истине» разрешается в связи с полезностью, Ф. сохраняет понимание теоретич. ценности идеи, подчеркивает разницу между эффективностью и истинностью: то, что прагматизм называет истиной, в Ф. оказывается, пусть необходимым, но все же заблуждением, только иллюзией знания. Ф., с одной стороны, сближается с неокантианскими идеями, напр., Кассирера с его трактовкой «знания» как удовлетворения духовной потребности, как способа устроения человеч. мира, с другой стороны — с развивающимся в русле неопозитивизма конвенционализмом. Концепция Файхингера неизбежно приводит к самоликвидации философии как одной из фикций.
Однако фикционалистская позиция имеет свое выражение и за пределами гносеологич. сферы, где уже не формы познават. деятельности, но пласты самой реальности оказываются в сомнит. положении с т. зр. своего существования. Так, в субъективном идеализме внешний мир,— назван ли он майей или комплексом ощущений, — существует только «как бы», а «на самом деле» является иллюзией. Так, позитивистски-на-туралистич.позиция оказывается фикционалистской по отношению к этической, эстетической и вообще аксиологической сфере. В утилитаризме, напр., нравственность, представленная пользой, так же лишена самост. реальности,как в прагматизме представленная пользой истина. В фрейдизме факт культуры, духовный факт реален лишь в качестве суррогата сексуального влечения, а в вульгарной социологии — в качестве завуалированного интереса. Эстетич. Ф. в форме совр. структурализма-редукционизма в литературоведении, к-рый, рассматривая поэзию как «особым образом организованный язык», а целостный образ (являющийся носителем худож. бытия) как систему сочленяющихся частей, как сумму «текстовых» проявлений, упраздняет эстетическое. Ибо свести художественный образ к материи, в к-рой он выражается, значит отрицать за эстетич. бытием собств. характер его устроения.
Т. о., та или иная реальность является в Ф. видимостью,— ее собств. качеством оказывается роль маски, вуали, прикрывающей др. бытие и стремящейся создать иллюзию самостоятельности, к-рую в глазах Ф. эта реальность не имеет.
Но лишая целые слои бытия их собств. смысла, превращая их в пустые эпифеномены бытия, Ф., при после-доват. развитии, должен вести к аморализму и нигилизму (ср. «классическое»: «Совесть — это химера») и к безнравств. жизненно-практич. отношению. Однако на самом деле фикционалистское сознание не всегда так последовательно, как этого требуют принципы, л на каждом шагу изменяет своему «здравому смыслу». Обесценив ценности и обессмыслив смыслы, оно тем не менее время от времени вынуждено обращаться к им же дезавуированному бытию как к последней авторитетной инстанции: так, напр., вульгарный социологизм, «обнаружив» за всяким человеч. устремлением определ. утилитарный интерес, продол-