Физиология активности




Живая система характеризуется двумя осн. чертами: сохранением тождественности с самой собой и непре­рывным направленным изменением. Наиболее прос­тые и наименее значимые для организма действия целиком определяются пусковым стимулом-сигналом. По мере возрастания сложности действия оно все меньше по своему смыслу зависит от сигнала, за к-рым сохраняется лишь пусковая роль. В самых сложных, произвольных действиях их программа и инициа­тива начала целиком определяются изнутри орга­низма.

Одним из центральных в Ф. а. является понятие цели. Для объяснения процессов в неживой природе достаточно ответить на вопросы, как происходит то или иное явление (т. е. дать его науч. описание) п почему, по каким причинам оно совершается. Для объяснения же целесообразности живой системы необходимо ответить еще на один вопрос: для ч е-г о необходима та или иная последовательность дейст­вий, к какой цели направлено действие организма. Иными словами, именно цель оказывается детермина-тором поведения.

Проблема активности рассматривается в Ф. а. прежде всего на материале движений организма, т. к. движение представляет собой тот вид жизнедеятель­ности, посредством к-рого живое существо взаимодей­ствует с окружающим миром и воздействует на него. Организм осуществляет действие в определ. последо­вательности: воспринимает и расценивает ситуацию, в к-рую он включен; определяет, во что надо превра­тить эту ситуацию, что должно стать вместо того, что есть,— иначе говоря, возникает дви-гат. задача, к-рая содержит в себе больше информа­ции, чем воспринятая ситуация. Затем организм опре­деляет, ч т о надо сделать и к а к, с помощью каких двигат. ресурсов, причем его ответ на побуждение, пришедшее из внешней среды, опять-таки, как пра­вило, содержит в себе больше, чем само это побужде­ние; это резко отличает организм от робота. Эти два микроэтапа представляют собой программиро­вание решения определившейся задачи. Создав программу, организм борется за ее осуществление. Предпосылкой всякого акта превращения восприня­той ситуации в двигат. задачу является создание об­раза того, чего еще нет, но что должно быть. В памяти индивида запечатлены события прошедшего времени, его мозг отражает ситуацию настоящего момента и создает модель и р о ш е д ш е-н астоящего, или ставшего. Через экстраполирование того, что выби­рается мозгом из информации о текущей ситуации, из «свежих следов», непосредственно предшествовав­ших восприятий, из прежнего опыта индивида и т. п., возникает модель потребного организму будущего. В отличие от модели ставшего, она не носит жесткого характера и динамична, т. к. организм сталкивается с дияамич. ситуацией, а потому посто­янно встает перед необходимостью вероятностного прогноза и выбора наиболее целесообразного в дан­ной ситуации поведения.

Модель потребного будущего, являясь целью орга­низма, обусловливает целеустремленные процессы, включающие всю мотивацию борьбы организма за достижение цели, и обеспечивает развитие и закреп­ление целесообразных механизмов ее реализации. Понятие активности отражает динамику целеустрем­ленной борьбы посредством этих механизмов и осн. особенности функцион. организации приспособит, акта жизнедеятельности организма. Цель определяет выбор действия и способ учета условий его осущест­вления. В этом отношении Ф. а. в корне отлична от бихевиоризма с его принципом проб и ошибок. Модель потребного будущего — самый верхний уровень иерар­хи, системы управления, «матрица», ведущая про-


грамма. Эта программа такова, что если нельзя или нецелесообразно преодолевать препятствие посред­ством коррекцпонных импульсов, направленных на восстановление заданного плана поведения, то про­исходит перестройка самой программы (она возможна в самом широком диапазоне), причем все это делается «на ходу».

Для осуществления намеченной программы необ­ходима управляемость двигат. аппарата в сложных условиях, когда приходится преодолевать непреду-сматриваемые и неподвластные организму внешние или реактивные силы. Это возможно лишь с помощью гибкого приспособит, маневрирования. Организм ис­пользует богатейшую систему регулирования по об­ратным связям. Чем яснее и определеннее двигат. задача, чем важнее она для организма, тем гпбче, вариативнее должны быть программа и работа меха­низмов ее осуществления, тем выше активность орга­низма. Сенсорная коррекция эффекторных импульсов, управляющих мышечной активностью, строится так, чтобы равнодействующая всех участвующих в движе­нии факторов (внешних, реактивных и внутренних) вела движущуюся систему в требуемом направлении, с требуемой силой и скоростью. Присущая движениям вариативность обусловлена приспособптельностью, непрерывным учетом изменчивых внутр. состояний организма и поисковой вариативностью — поисками управляющим и программирующим аппаратом мозга наилучших приемов для решения данной двигат. задачи. Большое число степеней свободы, характерное для исполнит, аппарата высших животных, обуслов­ливает чрезвычайно высокую функцион. пластичность их поведения, создает огромное множество доступных траекторий движения и возможность реализации мно­гообразных предметных двигат. программ. Но для осуществления каждой отд. программы действия необ­ходимо ограничить эту избыточность и строго опре­делить единств, исход из ситуации. Координация дви­жений и есть преодоление избыточных степеней сво­боды движущегося органа и превращение последнего в управляемую систему.

Работа по принципу рефлекторного кольца, т. е. непрерывного цпклпч. взаимодействия со средой, обес­печивает возможность того, что афферентная инфор­мация о двигат. акте мобилизует центровые настро­ечные системы, функционирование к-рых как бы опе­режает фактич. выполнение каждой фазы движения на какой-то отрезок времени. Кольцевой процесс одинаково может быть начат с любого пункта кольца, в отличие от рефлекторной дуги, где процесс начина­ется только с афферентного полукольца.

Возникновение Ф. а. означает смену принципов понимания жизнедеятельности организма и переосмыс­ление важнейших понятий физиологии на основе дос­тижений нейрофизиологии за последние три десяти­летия. Вместо утративших силу понятий «рефлек­торная дуга», «равновесие организма и среды» н т. п. концепция Ф. а. выдвинула понятия рефлекторного' кольца, сенсорной коррекции, модели потребного организму будущего, активности организма как его коренной характеристики. Эти понятия оказались весьма плодотворными не только в нейрофизиологии, психофизиологии и психологии, но также в нейро-кибернетике, теэретич. биологии, бионике, эвристике, общей теории регулирования и др. направлениях совр. науч. мысли. Ф. а. подвергла критике принципы атомизма п однозначно-детерминистского объяснения в физиологии и противопоставила им новые принципы исследования, основанные на подходе к организму как к сложной, иерархически организованной си­стеме, на использовании вероятностных и теоретико-игровых методов при изучении функционирования динамич. подсистем в организме.



«ФИЗИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ»—ФИКЦИОНАЛИЗМ



Хотя далеко еще не раскрыты все конкретные фи­зиологии, механизмы активности живых систем, тем не менее многие из положений Ф. а. нашли глубокое экспериментальное обоснование в работах самого Бернштейна и его последователей. Они хорошо согла­суются с новейшими теоретич. идеями, выросшими из многочисленных электрофизиологич. исследований. Поэтому Ф. а. имеет неоспоримое эвристич. значение как плодотворная попытка преодоления эмпирия, этапа в развитии физиологии и создания широких теоретич. обобщений.

Лит.: Бернштейн Н. А., Проблема взаимоотно­шений координации и локализации, «Архив биологич. наук», 1935, т. 38, вып. 1; его ж е, О построении движений, М., 1947; его же, Очередные проблемы Ф. а., в кн.: Проблемы кибернетики, вып. 6, М., 1961; его же, Пути и задачи Ф. а., «ВФ», 1961, № 6; е г о же, Очерки по физиологии движений и Ф. а., М., 1966; Фейгенберг И. м., Веро­ятностное прогнозирование в деятельности мозга, «Вопр. психологии», 1963, М 2; Г у р ф и н к е л ь В. С, К о ц Я. М., Шик М. Л., Регуляция позы человека, М., 1965; Модели структурно-функциональной организации нек-рых биологич. систем. Сб. ст., Л., 1966; Кардашева А. С, Филос. анализ проблемы физиологич. активности, «ВФ», 196(5, „4i 8; Б а с с и н Ф.В., О подлинном значении нейрофизио-логич. концепций Н. А. Бернштейна, там же, 1967,,Ni 11; Чхаидзе Л. В., Координация произвольных движений человека в условиях космич. полета, 2 изд., М., 1968.

_ Г. Гургенидзе. Москва.

«ФИЗИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ» — тенденция в раз­витии философии и физики, выражающаяся в стрем­лении доказать, что успехи совр. науки якобы подт­верждают правоту идеализма. Термин «„физический" идеализм» ввел Ленин в работе «Материализм и эмпи­риокритицизм» (см. Соч., т. 14, с. 291). «Ф. п.» возник как один из продуктов кризиса в естествознании на рубеже 19—20 вв. Его непосредств. причинами были обнаружение относит, характера естеств.-науч, зна­ния и широкое проникновение в естествознание мате-матич. методов исследования. Выявившаяся на этой основе ограниченность классич. картины мира и побудила часть физиков и философов подвергнуть сомнению объективность всякого знания вообще. Совр. формы «Ф. и,» стремятся свести содержание отно­сительности теории, квантовой механики, физики элементарных частиц (см. Микрочастицы) к описанию переживаний наблюдателя и его воздействия на окру­жающий мир с помощью приборов. Вскрыв классовые и гносеологич. корни «Ф. и.», Ленин показал, что это временный зигзаг, «...преходящий болезненный пе­риод в истории науки, болезнь роста, вызванная боль­ше всего крутой ломкой старых установив­шихся понятий» (там же). Через такого рода зигзаги совр. физика «...идет к единственно верному методу и единственно верной философии естествознания...» (там же, с. 299), т. е. к диалектнч. материализму.

Лит.: Свечников Г. А., Категория причинности
в физике, М., 1961; Филос. проблемы физики элементарных
частиц, [сб. ст., под ред. И. В. Кузнецова и М. Э. Омельянов-
ского], М., 1963. Ю. Молчанов. Москва.

ФИЗУЛЙ (правильнее Ф у з у л и), Мухаммед Сулейман оглы (р. в конце 15 в.— ум. 1556 или 1562) — азерб. поэт, классик азерб. лит-ры. Ф. создал три дивана (сборника) газелей, касыд, рубай н др. на азерб., перс, и араб, языках, а также ряд поэм. По-литич. сатира Ф. «Шикает-наме» («Книга жалоб») осуждала произвол, царивший при дворе тур. захват­чика — султана Сулеймана. В лирич. стихах Ф. нашел отражение протест нар. масс против феод, гнета, угне­тения человеческой личности. Вершина поэтич. твор­чества Ф.— ромаитич. поэма «Jleiijiir и Меджнун».

С о ч.: Эсэрлэри, ч. 1—2, Бакы, 1944—49; в рус. пер.— Избранное, Баку, 1958; Газели, М., 1959.

Лит.: А р а с л ы Г., Великий азерб. поэт Физули, пер. с азерб., Баку, 1958.

ФИКЦИОНАЛИЗМ (иллюзионизм) — филос. позиция, согласно к-рой наше представление о мире есть совокупность иллюзий, фикций. Свое происхож­дение Ф. ведет от Ницше, наиболее характерное выра-


жение он получил у Файхингера. Этот вариант Ф. продолжает агностич. и позитивистские традиции, однако от крайнего феноменализма (для к-рого чело-веч, представления оказываются последней реально­стью) его отличает обращение к понятию «фикция» («как бы» знания, Als Ob), предполагающему принци­пиальную возможность истины (к-рую эта фикция замещает) и, след., существование «нефиктивной» действительности («на самом деле»), В основе этой концепции лежит характерное для бихевиоризма и развиваемое прагматизмом понимание мышления как органпч., целесообразной функции, служащей лишь приспособлению организма к среде — практич. ориен­тированию в мире. Но в отличие от прагматизма в целом, для к-рого вопрос об «истине» разрешается в связи с полезностью, Ф. сохраняет понимание теоре­тич. ценности идеи, подчеркивает разницу между эффективностью и истинностью: то, что прагматизм называет истиной, в Ф. оказывается, пусть необхо­димым, но все же заблуждением, только иллюзией знания. Ф., с одной стороны, сближается с неоканти­анскими идеями, напр., Кассирера с его трактовкой «знания» как удовлетворения духовной потребности, как способа устроения человеч. мира, с другой сто­роны — с развивающимся в русле неопозитивизма конвенционализмом. Концепция Файхингера неизбеж­но приводит к самоликвидации философии как одной из фикций.

Однако фикционалистская позиция имеет свое выра­жение и за пределами гносеологич. сферы, где уже не формы познават. деятельности, но пласты самой реаль­ности оказываются в сомнит. положении с т. зр. свое­го существования. Так, в субъективном идеализме внешний мир,— назван ли он майей или комплексом ощущений, — существует только «как бы», а «на са­мом деле» является иллюзией. Так, позитивистски-на-туралистич.позиция оказывается фикционалистской по отношению к этической, эстетической и вообще аксио­логической сфере. В утилитаризме, напр., нравствен­ность, представленная пользой, так же лишена самост. реальности,как в прагматизме представленная пользой истина. В фрейдизме факт культуры, духовный факт реален лишь в качестве суррогата сексуального вле­чения, а в вульгарной социологии — в качестве заву­алированного интереса. Эстетич. Ф. в форме совр. структурализма-редукционизма в литературоведении, к-рый, рассматривая поэзию как «особым образом организованный язык», а целостный образ (являю­щийся носителем худож. бытия) как систему сочленя­ющихся частей, как сумму «текстовых» проявлений, упраздняет эстетическое. Ибо свести художествен­ный образ к материи, в к-рой он выражается, значит отрицать за эстетич. бытием собств. характер его устроения.

Т. о., та или иная реальность является в Ф. види­мостью,— ее собств. качеством оказывается роль маски, вуали, прикрывающей др. бытие и стремя­щейся создать иллюзию самостоятельности, к-рую в глазах Ф. эта реальность не имеет.

Но лишая целые слои бытия их собств. смысла, пре­вращая их в пустые эпифеномены бытия, Ф., при после-доват. развитии, должен вести к аморализму и ниги­лизму (ср. «классическое»: «Совесть — это химера») и к безнравств. жизненно-практич. отношению. Од­нако на самом деле фикционалистское сознание не всегда так последовательно, как этого требуют прин­ципы, л на каждом шагу изменяет своему «здравому смыслу». Обесценив ценности и обессмыслив смыслы, оно тем не менее время от времени вынуждено обра­щаться к им же дезавуированному бытию как к пос­ледней авторитетной инстанции: так, напр., вульгар­ный социологизм, «обнаружив» за всяким человеч. устремлением определ. утилитарный интерес, продол-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: