но средств, требуемых этим делом, равно как и «...явлений, какие могут вызываться этими средствами» (там же, с. 417).
В своей этической т е о р и и Ч. стремится создать новую мораль, к-рая явилась бы активной силой, направляющей поведение «новых людей». Осн. идея принципа «разумного эгоизма» у Ч. заключалась в том, что поступки человека должны строго согласовываться с его внутр. побуждениями. Разнообразные мотивы часто толкают людей к узкому эгоизму. Но тот, кто хочет быть «вполне человеком», должен знать, что «одинокого счастья нет»,поэтому его естеств. стремление к счастью осуществится лишь в том случае, если он будет бороться против всего, «что неблагоприятно человеческому счастью». Развитого человека, «разумного эгоиста» его собств. личный интерес толкает на акты благородного самопожертвования; он свободно, без всякой мысли о долге, жертве и воздаянии делает все, что нужно для торжества избранного им идеала. Ч. понимал, что революционерам в России предстоят величайшие жертвы, вероятнее всего, почти верная гибель. Этика «разумного эгоизма» была призвана внушить каждому революционеру, что иного пути к счастью нет.Ч. хотел, чтобы каждый воспитывал себя по высшему образцу, а потом поступал бы так, как побуждает его личная воля. Как этич. система теория «разумного эгоизма» носила рационалпстич. характер и не выходила за рамки идеализма. Однако, будучи уязвимой в формально-теоретич. смысле, концепция «разумного эгоизма» была истиной в условиях своего времени, она верно схватывала обществ, потребность, правильно нащупывала характер и идеалы «новых людей», способствовала превращению их в силу, изменяющую действительность.
Эстетика Ч. Отстаивая объективность, «фак-тич. реальность» красоты, Ч. формулирует тезис «прекрасное есть жизнь» и выводит тем самым категорию прекрасного из действительности (сущего). Вместе с тем, уточняя понятие «жизни», выступающей в качестве основы прекрасного, Ч. определяет ее «...такою, какова должна быть она по нашим понятия м» (разр.— Ред.) (там же, т. 2, с. 10). Т. о., уже не сама действительность, но представление о ней (идеал, должное) оказывается основанием красоты. Стремясь обосновать эстетпч. идеал, Ч. становится на т. зр. антропологизма — он считает, что «в глазах человека» нечто становится «...прекрасным только потому, что служит намеком на прекрасное в человеке и его жизни...» (там же, с. 13), выдвигая, т. о., природу человека в качестве мерила красоты. С др. стороны, Ч. утверждает социальную обусловленность эстетпч. идеалов: согласно Ч., они формируются в конкретной жизненной среде и поэтому различные классы имеют различные представления о прекрасном. Сам Ч. встает на сторону народного крест, идеала.
«Формальную» красоту произв. иск-ва Ч. ставит бесконечно ниже «реальной» красоты. Иск-во не может соперничать с «живой действительностью», оно относится к ней, как копия к подлиннику — гравюре или картине. Понимание худож. красоты как отражения красоты природных форм не дает возможности Ч. понять, как возможна содержат, красота в продуктах человеч. труда, в таких видах иск-ва, как архитектура и т. д.
В истории домарксистской обществ, мысли никто, как Ч., не подошел так близко к науч. социализму. Маркс и Энгельс называли его «социалистическим Лессингом», Ленин выделял его как мыслителя, от произведений к-рого «...веет духом классовой борьбы» (Соч., т. 20, с. 224). На последовательной демократической, антилиберальной традиции, заложенной Ч., воспитывалось не одно поколение рус. революционеров.
Соч.: Поли. собр. соч., т. 1—16, М., 1939—53; Избр. филос. соч., т. 1—3, М.— Л., 1950—51.
Лит.: Ленин В. И., Соч.; 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 247—48); Федоров К. М., Жизнь рус. великих людей, Н. Г. Ч., 2 изд., СПБ, 1905; Памяти Н. Г. Ч., СПБ, 1910; Антонов М., Н. Г. Ч. Социально-филос. этюд, М., 1910; Пажитнов К., Н. Г. Ч., как первый теоретик кооперации в России, 2 изд., М., 1916; Коган П. С, Н. Г. Ч. в рус. освободит, движении, П., 1917; Ильинский В. Г., Н. Г. Ч., как мыслитель и революционер, в кн.: К юбилею Чернышевского. Нижне-Волжская краевая комиссия по празднованию 100-летия со дня рождения Н. Г. Ч., Саратов, 1928; К а ц е н б о-ген С. 3., Филос. воззрения Н. Г. Ч., в кн.: Н. Г. Ч. 1828—1928. Неизданные тексты, мат-лы и статьи, Саратов, 1928; Невский И. А., Н. Г. Чернышевский, «Изв. Северо-Кавказского гос. ун-та», 1928, т. 3; Штраух А. Н., К вопросу о генезисе социальных воззрений Н. Г. Ч., «Научи, труды Индустр.-педагогич. ин-та им. К. Либкнехта. Серия соц.-экономич.», 1929, вып. 9; К и р-потин В. Я., Идейные предшественники марксизма-ленинизма в России, М., 1930; В о р о н и ц ы н И. П., Н. Г. Ч. и религия, М., 1933; Горев Б. И., Н. Г. Ч. мыслитель и революционер, М., 1934; Левин Ш. М., К вопросу об историч. особенностях рус. утопич. социализма, в сб.: Исто-рич. записки, М., 1948, № 26; Розенталь М. М., Филос. взгляды Н. Г. Ч., М., 1948; Булатов Г. П., Н. Г. Ч.— критик бурж. политич. экономии, Ставрополь, 1948; 3 а м я-тнин В. Н., Экономич. учение Н. Г. Ч., Воронеж, 1948; Покровский С. А., Гос.-правовые взгляды Н. Г. Ч., М., 1948; Григорьян М. М., Мировоззрение Н. Г. Ч., в кн.: Ч. Н. Г., Избр. филос. соч., т. 1, М., 1950; Евграфов В. Е., Филос. взгляды Н. Г. Ч., в сб.: Из истории рус. философии, М., 1951; [его же], Филос. и обществ.-политич. взгляды Н. Г. Ч., в кн.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956; И о в ч у к М. Т., Материалистич. мировоззрение Н. Г. Ч.—■ высшее достижение домарксистской философии, «Уч. зап. Уральского гос. ун-та», 1952, вып. 12; е г о ж е, Н. Г. Ч.— великий рус. ученый и революционер, «Коммунист», 1953, J4» 11; е г о же, Мировоззрение Н. Г. Ч., М., 1954; 3 е-в и н В. Я., Политич. взгляды и политич. программа Н. Г. Ч., М., 1953; Богословский Н. В., Н. Г. Ч. 1828 — 1889, М., 1955; его же, Жизнь Ч., М., 1964; Африканов А. А., Ч. и нац. вопрос, «Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та», 1955, т. 46, вып. 1; Баскаков В. Г., Мировоззрение Ч., М., 1956; Галкина А. П., Борьба Н. Г. Ч. против агностицизма, «Уч. зап. Ивановского гос. пед. ин-та», 1956, т. 8; История философии, т. 2, М., 1957; Г л а з м а н М. С, О характере материализма Ч., «Уч. зап. Сталинабадского пед. ин-та. Серия обществ, наук», 1957, т. 22, вып. 3; Р а з-мустов Б. А., Проблема долга в этике Н. Г. Ч. и Н. А. Добролюбова, «Тр. Воронежского гос. ун-та», 1957, т. 60, вып. 1; Трофимов В. Г., Социалистич. учение Н. Г. Ч., Л., 1957; Корниенко А. А., Воззрения Н. Г. Ч. по крест, вопросу, Л., 1939; Луначарский А. В., Статьи о Ч., М., 1958; Габараев С. Ш., Осн. черты материализма Н. Г. Ч., «Изв. Юго-Осет. н.-и. ин-та», 1958, вып. 9; Супруненко Н. М., Борьба Н. Г. Ч. против либерализма, Смоленск, 1958; Боборыкин А. Д., Социалистич. взгляды Н. Г. Ч., «Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та. Кафедра политич. экономии», 1958, т. 191, вып. 2; Н. Г. Ч. в воспоминаниях современников, т. 1—2, Саратов, 1958—59; Тулин М. А., Н. Г. Ч. об основных этапах развития об-ва, Л., 1960; Азнауров А. А., Этич. учение Н. Г. Ч., М., 1960; Рюриков Б. С, Н. Г. Чернышевский, М., 1961; Астахов В. Г., Г. В. Плеханов и Н. Г. Ч., Стали-набад, 1961; Велик А П., Эстетика Ч., М., 1961; Пан-тин И. К., Материалистич. мировоззрение и теория познания рус. рев. демократов, М., 1961; Мороз И. А., К вопросу об оценке К. Марксом и Ф. Энгельсом выдающегося рус. философа Н. Г. Ч., «Сб. науч. трудов Днепропетровского инженерно-строит. ин-та», 1961, вып. 17; Коган Л. И., Ч. о гипотетич. методе исследования и движущих силах обществ, развития, «Науч. зап. Ташкентского йн-та народного х-ва», 1962, вып. 18: Розенфельд У. Д., О рус. источниках антропологизма Н. Г. Ч., в сб.: Вопросы философии и психологии, Л., 1965 (Сб. работ аспирантов филос. фак-та ЛГУ, вып. 1); История философии в СССР, т. 3, М., 1968; Бригадиров Н., Классики рус. философии 19 в. Указатель лит-ры, Ростов н/Д., 1945; Соколова Л., Н. Г. Ч. Указат. лит-ры к 120-летию со дня рождения, Фрунзе, 1948; Изучение Н. Г. Ч. в Саратове за сов. период. Библиогр. сост. П. А.,Супоницкая, Саратов, 1960. И. Пантип. Москва. ЧЕРТКОВ, Виктор Петрович (р. 20 янв. 1910) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1956), профессор (с 1957). Член КПСС с 1938. Окончил МИФЛИ (1937) и аспирантуру там же (1940). В 1941 — 50 — на парт, работе в ЦК партии Туркменистана. В 1950—67 — на науч. работе в Ин-те философии АН СССР и кафедре философии АН СССР. С 1967 — науч. сотрудник Ин-та Дальнего Востока АН СССР. Область науч. исследований Ч.— диалектич. материализм, в частности диалектика обществ, прогресса.
Соч.: Диалектич. материализм, М., 1954 (соавтор); Единство советского об-ва и борьба нового со старым, «ВФ»,
484 ЧЁРЧ—ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1955, № 6; Неантагонистич. противоречия при социализме, М., 1957; Возможность и действительность, М., 1958; О взаимосвязи законов диалектики, «ВФ», 1959, № 1; О нек-рых вопросах теории диалектики, там же, 1963, N° 5; Ядро диалектики, М., 1963; Диалектика перерастания социализма в коммунизм, М., 1963 (соавтор); О любви, М., 1964.
ЧЁРЧ (Church), Алонзо (р. 14 июня 1903) — амер. логик, философ, математик, проф. Принстонского ун-та (с 1947). Работы Ч. относятся к различным областям логики. Он развил (высказанную ранее сов. математиком М. И. Шейнфинкелем) мысль об отделении понятия функции от понятия множества. Такое отделение Ч. осуществил посредством введения операции функциональной абстракции (Я-операцип, см. Функция); на этой основе Ч. построил логич. исчисление — исчисление Х-конверсии, с помощью к-рого ввел понятие 1-определнмости (см. Определимость). В 1936 Ч. выдвинул осн. гипотезу теории вычислимых функций (т. и. тезис Ч.): каждая эффективно вычислимая функция является общерекурсивной (см. Рекурсивные функции и предикаты). В 1935 Ч. первым в истории логики привел пример неразрешимой массовой проблемы, а в 1936 доказал, что разрешения проблема для (чистого) предикатов исчисления неразрешима. Эти результаты Ч. оказали большое влияние на развитие математич. логики. Совместно с Дж. Россером Ч. установил существенную неразрешимость элементарной арифметики. Ч. сыграл важную роль в развитии логики комбинаторной; ему принадлежат исследования в области логической семантики и модальной логики.
Соч.: Alternatives to Zermelo's assumption, «Trans. Amer.Math. Soc». 1927, v. 29, №Л; On the law ot excluded middle, «Bull. Amer. Math. Soc», 1928, v. 34, N° 1; Aset ol postulates (or the foundations of logic, «Ann. Math.», 1932, ser. 2, v. 33, №. 2; 1933, ser. 2, v. 34, №4; The Richard paradox, «Amer. Math. Monthly», 1934, v. 41, №6; A proof of freedom from contradiction, «Proc. Nat. Acad. Sci.», 1935, v. 21, № 5; An unsolvable problem of elementary number theory, «Amer. J. Math.», 1936, v. 58, №2; A note on the Entscheidungsproblem, «J. Symb. Logic», 1936, v. 1, N° 1; Formal definitions in the theory of ordinal numbers, «Fund. Math.», 1937, t. 28 (совм. с S. G. Kleene); The constructive second number class, «Bull. Amer. Math. Soc», 1938, v. 44, №. 4; A formulation of the simple theory of types, «J. Symb. Logic», 1940, v. 5, № 2; The calculi of lambda-conversion, Princeton, [1951]; Some theorems on definability and decidability, «J. Symb. Logic», 1952, v. 17, Ns 3; Special cases of the decision problem, «Revue philosophique de Louvain», 1951, v. 49; 1952, v. 50; Binary recursive arithmetic, «J. Math, pures et appl.», 1957, t. 36, N° 1; в рус. пер.— Введение в математическую логику, т. 1, М., 1960.
В. Донченпо. Москва.
ЧЕСНОКОВ, Дмитрий Иванович (р. 7 нояб. 1910) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1951), профессор (с 1952). Действит. член АПН СССР. Член КПСС с 1939. Окончил Моск. педагогич. ин-т им. В. И. Ленина (1931). С 1931 ведет науч.-педагогич. работу. В 1946— 1959 —на парт, и гос. работе: в 1946—секретарь Свердловского горкома партии, в 1956 — секретарь Горь-ковского обкома. На XIX съезде КПСС избирался членом ЦК КПСС и на Октябрьском пленуме ЦК (1952) — членом Президиума ЦК. В 1958—59 возглавлял Гос. комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. В 1949—52 — гл. редактор, с 1968 — член редколлегии журн. «Вопросы философии». С 1968 — проректор АОН при ЦК КПСС. Область науч. исследований Ч.— история рус. философии, проблемы историч. материализма (в т. ч. теория социалистич. гос-ва), общеметодологич. вопросы марксистской социологии.
С о ч.: Мировоззрение Герцена, М., 1948; Советское социалистич. гос-во, М.. 1952; Историч. материализм, 2 изд., М., 1965; Обострение идейно-политич. борьбы и совр. филос. ревизионизм, «ВФ», 1968, N° 12.
ЧЕСТЕРТОН (Chesterton), Гилберт Кит (29 мая 1874—14 июня 1936) — англ. писатель и мыслитель. Писать начал на рубеже 19 и 20 вв. и сразу противопоставил свой взгляд на мир унынию и прагматизму той поры. В 1922 принял католичество, но мировоззрение его, очень близкое томизму, сложилось много
раньше. Для Ч., как и для ср.-век. теологов, онтоло-гич. зла не существует: бытие, добро и порядок — одно и противостоят небытию — хаосу. Зло начинается в сфере нравственной (как извращение свободной воли), оно, прежде всего,— в непризнании абс. ценности каждого человека. Поэтому в проповеди Ч., к-рая охватывает все его сочинения — детективы (рассказы о патере Брауне, 1911—35), филос. романы («Шар и крест» — «The ball and the cross», L., 1909), эссе (сб. «Правоверие» — «Orthodoxy», L.— N. Y., 1908; «Потрясающие пустяки»—«Tremendous trifles»,L.,1909, и др.), апологии («Вечный человек» — «The everlasting man», L., 1925, и др.), поэтич. «защита бытия» как великого блага сочетается с воинств, вызовом нравственно заблудившемуся совр. миру. Цель этой проповеди— способствовать озарению, к-рое возвращает человека к истинной жизни, т. е. детской радости (ей у Ч. противопоставлены уныние и самодовольство, но не страдание). Для этого Ч. использует парадокс, эксцентрику, необыч. ракурс, очищающие каждый объект от наслоения привычных мнимостей (лит. аналог феноменоло-гич. редукции Гуссерля). В нравств. отношении апология игры, доброй легкости, шутки, даже шутовства и клоунады служит противоядием от дурной серьезности (по существу — гордыни), отделяющей человека от др. людей и порабощающей его мнимым ценностям. Упорядоченность жизни, абс. ценность лич-ностп и неприятие механич. существования у Ч. даны в единстве и как бы корректируют друг друга. В последнем пункте он во многом предвосхищает и повторяет экзистенциалистов (особенно М. Хайдеггера и отчасти К. Ясперса), к-рых, однако не знал. Опору против механицизма совр. жизни Ч. искал не в элите, а у «обычного человека» (common man), чаще всего — крестьянина. Христиански окрашенное почвенничество сближает Ч. с Достоевским. Однако в 20-х гг. надежды Ч. на «новое средневековье» и на социальное обновление, связанное со свободным крестьянством, тускнеют (см., напр., роман «Возв-ращение Дон Кихота»— «Returnof DonQuixote», L., 1926). Как мыслителя и католич. апологета его ценят неотомисты, особенно Э. Жильсон.
С оч.: St. Francis of Assisi, L., 1923; Authobiography, L., 1936; The common man, L.—N. Y., 1950; St. Thomas Aquinas, Garden City (N. Y.), 1956.
Лит.: Sprug J. W. (ed.), An index to G. K. Chester
ton, Wash., 1966. H. Трауберг. Москва.
ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Историч. обзор чешской философии. Нач. период чеш. философии связан с подъемом антифеод. сил в гуситской революции. Реформация в Чехии, представляющая первую волну европ. Реформации, в своем апогее (в идеологии гусизма и учении Комен-ского) породила гуманистич. философию с характерным для нее рационалистич. мышлением. Гуситское мировоззрение было подготовлено богатой культурной традицией, развивавшейся в течение 500-летнего существования чеш. гос-ва и достигшей высшего подъема в 14 в. В 1348 был основан важный культурный центр-Карлов ун-т в Праге, из к-рого вышли первые чеш. мыслители — предшественники гусизма: Томаш Штит-ни (ок. 1331 —1401), Матвей из Янова и Милич из Кромержижа. Рационалистич. аитисхоластич. мышление было характерно для Гуса, идеолога антифеод, революц. движения, к-рый через гуманистич. интерпретацию «закона божьего» создал систему ранней демократпч. идеологии, воспринятой самым влият. течением гуситского движения — т. и. бюргерским гусизмом. К последователям радикального течения гуситской идеологии принадлежит Микулаш из Пель-гржимова и вождь революц. Праги Я. Желивский (ум. 1422). Гл. представителем крест.-плебейского гусизма является Гуска, мировоззрение к-рого содержит значит, элементы натурализма и пантеизма. Из требова-
ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ния полного равенства всех людей и отрицания феод, строя исходит социальная философия Петра Хелъчиц-кого, предвосхищающая утопии Мора и Кампанеллы. У истоков реформац. традиций берет свое начало религ. секта чешских братьев, к-рая становится куль-турно-просветит. центром нац. жизни. Ее гл. идеологами были Лукаш Пражский, ЯнБлагослав (1523—71) и Коменский. Влияние идей Возрождения ярко выражено у Григория Грубого из Елени (ум. 1514), переводчика трудов Эразма Роттердамского, и у Викторина Корнеля из Вшегрд (ок. 1450—1520), основоположника чеш. правоведения. Тяга к естеств. наукам, пробудившаяся в эпоху Возрождения, получила выражение в трудах астронома и математика Тадеаша Гаека из Гайка (1525—1600), рационалиста, приверженца гелиоцентрич. взгляда на мироздание, сотрудника Кеплера и Тихо Браге, и в трудах врачей и натурфилософов Яна Есениуса (1566—1621) п Яна Марка (1595—1667). Рационализм и возрожденч. гуманизм этого периода достигают своей кульминации в обществ.-филос. системе Коменского, гл. идеей к-рой было требование исправления и гармонич. согласования обществ, отношений между людьми на основании просвещенного разума, развития образования и воспитания всего человеч. рода в духе всеобщей гармонии. Большую роль в гуманистич. философии Коменского играло понятие природы человека и мысль о сущности человека как об активной, творч. силе. Учение Коменского как бы прокладывает дорогу в эпоху Просвещения.
Антиреформаторское течение, появившееся после 1620, совпавшее с длит, культурным и нац. гнетом, стало причиной того, что в эпоху распада феодализма и становления капиталистич. отношений в Чехнп на рубеже 18 и 19 вв. филос. мысль вынуждена была начинать свое развитие почти заново. Хотя просветительский рационализм не достиг зрелой формы, он все же сыграл важную роль, будучи основой антиклерикального мировоззрения (напр., в трудах основоположника слав, филологии Добровского).
С 1-й пол. 19 в. в чеш. философии получают распространение идеи нем. классич. идеализма, начинается их критич. усвоение. В лице Б. Больцано (1781—1848) чеш. философия получает мыслителя и математика ев-роп. масштаба. Больцано последовательно разграничивает логическое от психологического, считая, что логика имеет дело не с психич. процессами, а с истинами, понимаемыми как идеальные предметы (см. «Wissenschaftslehre, Bd 1—4, Salzbach, 1837; neue Aufl., Bd 1—4, Lpz., 1929—31). Больцано явился одним из основоположников феноменологии, предшественником Ф. Брентано и Гуссерля, а также Кантора (в разработке теории множеств). В своей социальной утопии Больцано предлагает распространение идеи общего блага, как высшего морального принципа («О nejlepsim state», [s. 1.], 1831). Динамич. принципы в понимании природы, в противовес просветительскому механицизму, развивают в это время крупные чеш. ученые-физиологи И. Прохаска (1749 —1820) и Ян Пуркине (1787—1869), открывший клеточное строение живой материи. Обществ.-политич. проблемы и особенно проблемы нац. самосознания разрабатываются в трудах филолога И. Юнгмана (1773—1847) и поэта Я. Коллара (1793—1852), развивавшего идеи Гердера о славянстве. С критикой романтич. упований, связанных с нац. жизнью и с проповедью «трезвого» реализма, выступал К. Гавличек-Боровский (1821—56), придерживавшийся философии «здравого смысла». Философию чеш. истории создает Палацкий, согласно к-рому история демонстрирует борьбу двух принципов: славянского, олицетворяющего демократию и свободу, и германского, воплощающего власть и авторитет; кульминацию чеш. истории представляет
гуситская революция, и возрождение ее идей должно стать смыслом нац. жизни.
Радикализация умов, охватившая Европу в связи с революциями 1848—49, сопровождалась в Чехии распространением левогегельянства, к к-рому близко стоял Сметана. Он выступает против гегелевского универсализма и панлогизма, в к-ром индивидуальное поглощается общим. В философии истории Сметана придерживался т. зр. «славянского исхода», согласно к-рой слав, народы призваны осуществить идеал нового, справедливого общества, социализма. Нек-рые идеи левогегельянства лежат также в основе теории утопич. социализма Ф. М. Клацеля (1808—82). В обществ.-политич. сфере революц. настроение выражала группа радикальных демократов: Э. Арнольд (1800— 1869), К. Сабина (1813 — 77), Й. В. Фрич (1829—91) и в определ. период К. Сладковскпй (1823—80). Наиболее последовательный из них, первый чешский проф. революционер Арнольд выдвинул требование безвозмездной передачи помещичьей земли беззем. крестьянам, создание независимой республики и т. п.
После подавления революции 1848—49 и почти до конца 19 в. доминирующее положение в чеш. мысли занимает философия Гербарта, к-рая отвечала бурж. социальным и идейным требованиям как благодаря своему конформизму, враждебности к романтич. настроениям, так и своим стремлением к овладению точными науками. Чеш. гербартизм в лице его гл. представителей И. Дастиха (1835—70), И. Дурдика (1837— 1902), Г. Линднера (1828—87), О. Гостинского (1847 — 1910) дал опред. импульсы к разработке ряда филос. и науч. проблем: оказал влияние на развитие эстетич. мысли в направлении структурализма (Дурдик, Гос-тинскпй), содействовал разработке педагогики, социальной психологии и социологии и др. (Линднер). К этому же времени относится деятельность философа и эстетика М. Тырша (1832—84). Исходя из принципов дарвинизма, а также представлений античности и Возрождения о гармоничном человеке, Тырш создал законч. концепцию морально и физически здорового народа, воспитанию к-рого должно содействовать создание массовой гимнастич. орг-ции.
Самым влият. философом с конца 19 в. вплоть до 2-й мировой войны был Масарик, идеолог бурж. реформизма и видный политич. деятель. Масарик начал с разработки нек-рых позитивистских положений о науч. обосновании философии, но в дальнейшем сосредоточивает внимание на проблемах человека в условиях всеобщего кризиса ценностей, преодоление к-рого Масарик видит в обновлении моральных ценностей, связанных с европ. христианской, в частности протестантской, традицией, а также в реформах бурж. обществ, системы.
Филос. взгляды Масарика оказали влияние на мно. гих чеш. философов. К ним принадлежит видный представитель позитивизма Крейчи, развивавший, в частности, этику и психологию, логик И. Тврды (1877 — 1942), историк философии Й. Краль (р. 1882), социологи Э. Халупны (1879 — 1958), Ф. Файфр (1892 — 1969) и др. В то же время антропологич. взгляды Масарика и его философию истории в антипозитивистском духе развивают Э. Радл (1873—1942), Я. Б. Козак (р. 1888) и Й. Л. Громадна (1889—1970).
В период между двумя мировыми войнами в чешской философии получают развитие различные теории структурализма: в области философии и теоретической социологии его принципы разрабатывал Й. Фишер (р. 1894), в области социологич. исследований —■ И. Блага. Под влиянием феноменологии Гуссерля, самостоятельно продолжая его учение о естеств. мире, находился Наточка. В связи с нормативной теорией права построил свою телеологич. систему К. Энглиш (1880—1961). К иррационалистич. направлениям при-