ШЕФФЛЕ—ШИВАИЗМ




восприятие античности у Ш. как нормативной целост­ности, к-рую он противополагает новому времени. Практицизм античности (типа Ксенофонта) Ш. пере­носит в космич. план, наполняя довольно простые мо­дели глубоким смыслом и эмоцион. содержанием (ср. иерархию форм в «Моралистах»: формы несозданные и создающие, созданные и создающие, формы простые). В целом миросозерцание Ш. (в особенности его идеал человека) выходит за рамки Просвещения и не исчер­пывается им.

С оч.: Second characters..., [N.Y.], 1914; Samtliche Schrif-ten, Bd 1—14 (парал. англ. текст и нем. пер.), Stuttg., 1963—.

Лит.: Stettner L., Das philosophische System Shafte­
sbury's und Wielands Agathon, Halle, 1929; Gassirer E.,
Die Platonische Renaissance in England und die Schule, Gamb.—
L., 1932; Meinecke F., Shaftesbury und die Wurzeln
des Historismus, В., 1934; Brett R. L., The third earl
ot Shaftesbury, L., 1951; Aldridge A. O., Shaftesbury
and the deist's manifesto, Phil., 1951; Zani L., L'etica di
lord Shaftesbury, Mil., 1954; Sc hie gel D. В., Schaftes-
bury and the French deists, Chapel Hill, [1956]; A n с e sc h i L.,
L'estetica dell'empirismo inglese, t. 1—Da Bacone a Shaftesbu-
ту, Bologna, 1959; "Wolff E., Shaftesbury und seine Bedeu-
tung, Tubingen, 1960. Ал. В. Михайлов. Москва.

ШЁФФЛЕ (Schaffle), Альберт Эберхард (24 февр. 1831 — 25 дек. 1903) — нем. политэконом и социолог. Профессор политэкономии в ун-тах Тюбингена (1860— 1868), Вены (1868—70) и Штутгарта (1871 — 1903). В 1871 был министром торговли Австрии. Редактор «Zeitschrift fur die gesamte Staatswissenschaft».

Ш. независимо и одновременно с П. Лилиенфельдом, А. Эспинасом и Р. Борисом выдвинул осн. идеи орга­нической школы в социологии, уподобляя в своей осн. социологич. работе «Строение и жизнь социальных тел» («Bau und Leben des sozialen Korpers», Bd 1—4, Tubingen, 1875—78; 3 Aufl., Bd 1—2, Tubingen, 1896) общество организму, видя в первом «социальное тело» с социальными тканями, с особыми социальными ор­ганами, причем основу развития социальной жизни Ш. искал в дарвиновском принципе борьбы за сущест­вование. Он резко выступал против индивидуалистич., механически-атомистич. понимания общества. В по­следние годы жизни под влиянием критики Ш. смяг­чил и несколько изменил ряд своих осн. положений, подчеркивая приблизительный и подчас условный ха­рактер органико-биологич. и психологич. аналогий. Неизменным осталось убеждение Ш. в преимуществе целостного подхода к рассмотрению социальных явле­ний (см. «Abriss der Soziologie», hrsg. von К. Bucher, Tiibingen, 1906).

Социологич. концепция Ш. дуалистична, исходит из признания как духовных, так и материальных пред­посылок обществ, развития. Подлинным предметом социологии Ш. все же признавал духовные взаимоот­ношения между людьми, сводя социологию к анализу способов общения. Духовно-этич. ценности Ш. вы­двигал в качестве осн. факторов, приведших к возник­новению общества и культуры (выделяя, напр., в ка­честве такого фактора воспитанность — Gesittung). Подобные методологич. установки проявлялись и в работах по политэкономии, к-рую он пытался поста­вить на «этико-антропологич. основу».

Ш.— один из виднейших представителей катедер-социализма. К идеям марксизма относился противоре­чиво — от признания ряда положений экономич. уче­ния Маркса (истолковывавшихся, правда, с выхола­щиванием их революц. содержания) до полного отри­цания идей науч. социализма («Бесперспективность социал-демократии» — «Die Aussichtslosigkeit der So-zialdemokratie», Tubingen, 1891).

Социологич. идеи Ш. оказали большое влияние на концепции амер. социологов Смолла и Кули.

Соч.: Ober die ethische Seite der nationalokonomischen Lehre тот Werte, Tubingen, 1862; Das gesellschaftliche System der menschlichen Wirtschaft, 3 Aufl., Bd 1—2, Tubingen, 1873; Gesammelte Aufsatze, Bd 1—2, Tubingen, 1885—87; Aus meinem Leben, Bd 1—2, В., 1905; в рус. пер.— Капитализм и социа-


лизм, ч. 1, СПБ, 1871; Квинтэссенция социализма, СПБ, 1906; Сущность социализма, П., 1917. И. Добронравов. Москва.

ШИВАИЗМ — инд. религия послеведийского пе­риода, сложившаяся на почве культа бога Шивы — одного из двух осн. божеств (см. Индуизм). Ш. возник, вероятно, одновременно с вишнуизмом, в нач. 1-го тысячелетия до н. э. Ранние религ.-филос. представ­ления Ш. отразились в нек-рых частях Махабхараты, нек-рых Упанишадах и позднее в т. н. шиваитских пу-ранах. История, корни Ш. неясны. В ранних своих формах Ш. представляется связанным с примитивно-гор. формами оседлости древнейших местных племен. До периода создания «Махабхараты» и «Рамаяны» III. дошел уже в сильно брахманизированном виде, однако в ряде своих черт он принципиально отличается от культов осн. ведийских божеств. Это проявляется как в чертах зримого облика Шивы и связанных с ним символов, так и в мифологич. интерпретации этих черт в культе и в обрядах последователей Ш. Атри­буты Шивы относились большей частью к почвенной стихии (в отличие, напр., от водной и солнечной сти­хии Вишну или атмосферной стихии Индры). В ран-несредневековых шиваитских пуранах и агамах Шива определенно противопоставляется Брахме и Вишну как бог разрушения (изображаемого как самое свя­щенное), конца Вселенной — богам ее сотворения и сохранения. Одним из популярнейших образов Шивы был образ танцора, основным местом пляски была по­ляна, где сжигали трупы, и танцор представлялся из­мазанным в пепле, символизировавшем магич. порож­дение Шивой манифестации (vibhuti) мира и всех су­ществ и вещей. В глубокой древности осн. веществ, символом Шивы было изображение (чаще всего скуль­птурное) линги (lingam), мужского полового члена Шивы, символизирующего прежде всего творческую мощь Шивы и воплощающего позитивный аспект мифа о нем как об активном, одухотворяющем начале все­ленной (противопоставленном позднее пассивному, ма­териальному женскому началу — природе, к-рое оли­цетворялось в образе супруги Шивы — Кали, Парвати (или Умы), и с развитием индуизма стало самостоят, элементом культа; с этим связано, по-видимому, воз­никновение тантризма). Др. аспект этого символа заключается в том, что, будучи чувственно-конкрет­ным образом, линга воплощала в себе вместе с тем полный отрыв изображения от изображаемого, по­скольку символизировала собой все (позднейшие зна­чения слова «линга» — «знак», «абстракция», «тонкое», «не-материалъное»). Этот символ использовался преж­де всего не в обрядовых, а в медитационных целях как гл. объект йогического сосредоточения сознания (самадхи). Йогический и сексуальный моменты Ш. позднее получили развитие в сектах шиваитского тант­ризма — шакте, лпнгаяте и т. д. Йогич. практика и осн. концепция Ш.— учение о манифестации, майе, были обобщены в соч. Шанкары.

Чисто шиваитские священные тексты, агамы, выде­ляются в особый неведийский комплекс. На базе их с 10 в. н. э. вырастает философия шайва-сиддханты, формальными основателями к-рой считаются жившие в 12 в. тамильские отшельники Мейкандар, автор сутр «Сива-ньяка-подам», и Арунаидитевф, написавший ком­ментарий на эти сутры. В основе шайва-сиддханты ле­жит идея о том, что в мире существуют три сущности (падартхп): «хозяин душ» (Пашупати) — Шива, высту­пающий как все женское, мужское и не имеющее рода (соответственно его имя имеет в санскрите 3 родовых окончания), пашу — «скот», т. е. пасомые им души жи­вых существ, и паша — «путы», т. е. связывающие ду­шу оковы материального существования. Согласно агамам, закон кармы не действует автоматически. Вся­кое освобождение души возможно лишь по воле и ми­лости Шивы, поэтому поведение адепта не играет осо-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: