восприятие античности у Ш. как нормативной целостности, к-рую он противополагает новому времени. Практицизм античности (типа Ксенофонта) Ш. переносит в космич. план, наполняя довольно простые модели глубоким смыслом и эмоцион. содержанием (ср. иерархию форм в «Моралистах»: формы несозданные и создающие, созданные и создающие, формы простые). В целом миросозерцание Ш. (в особенности его идеал человека) выходит за рамки Просвещения и не исчерпывается им.
С оч.: Second characters..., [N.Y.], 1914; Samtliche Schrif-ten, Bd 1—14 (парал. англ. текст и нем. пер.), Stuttg., 1963—.
Лит.: Stettner L., Das philosophische System Shafte
sbury's und Wielands Agathon, Halle, 1929; Gassirer E.,
Die Platonische Renaissance in England und die Schule, Gamb.—
L., 1932; Meinecke F., Shaftesbury und die Wurzeln
des Historismus, В., 1934; Brett R. L., The third earl
ot Shaftesbury, L., 1951; Aldridge A. O., Shaftesbury
and the deist's manifesto, Phil., 1951; Zani L., L'etica di
lord Shaftesbury, Mil., 1954; Sc hie gel D. В., Schaftes-
bury and the French deists, Chapel Hill, [1956]; A n с e sc h i L.,
L'estetica dell'empirismo inglese, t. 1—Da Bacone a Shaftesbu-
ту, Bologna, 1959; "Wolff E., Shaftesbury und seine Bedeu-
tung, Tubingen, 1960. Ал. В. Михайлов. Москва.
ШЁФФЛЕ (Schaffle), Альберт Эберхард (24 февр. 1831 — 25 дек. 1903) — нем. политэконом и социолог. Профессор политэкономии в ун-тах Тюбингена (1860— 1868), Вены (1868—70) и Штутгарта (1871 — 1903). В 1871 был министром торговли Австрии. Редактор «Zeitschrift fur die gesamte Staatswissenschaft».
|
|
Ш. независимо и одновременно с П. Лилиенфельдом, А. Эспинасом и Р. Борисом выдвинул осн. идеи органической школы в социологии, уподобляя в своей осн. социологич. работе «Строение и жизнь социальных тел» («Bau und Leben des sozialen Korpers», Bd 1—4, Tubingen, 1875—78; 3 Aufl., Bd 1—2, Tubingen, 1896) общество организму, видя в первом «социальное тело» с социальными тканями, с особыми социальными органами, причем основу развития социальной жизни Ш. искал в дарвиновском принципе борьбы за существование. Он резко выступал против индивидуалистич., механически-атомистич. понимания общества. В последние годы жизни под влиянием критики Ш. смягчил и несколько изменил ряд своих осн. положений, подчеркивая приблизительный и подчас условный характер органико-биологич. и психологич. аналогий. Неизменным осталось убеждение Ш. в преимуществе целостного подхода к рассмотрению социальных явлений (см. «Abriss der Soziologie», hrsg. von К. Bucher, Tiibingen, 1906).
Социологич. концепция Ш. дуалистична, исходит из признания как духовных, так и материальных предпосылок обществ, развития. Подлинным предметом социологии Ш. все же признавал духовные взаимоотношения между людьми, сводя социологию к анализу способов общения. Духовно-этич. ценности Ш. выдвигал в качестве осн. факторов, приведших к возникновению общества и культуры (выделяя, напр., в качестве такого фактора воспитанность — Gesittung). Подобные методологич. установки проявлялись и в работах по политэкономии, к-рую он пытался поставить на «этико-антропологич. основу».
|
|
Ш.— один из виднейших представителей катедер-социализма. К идеям марксизма относился противоречиво — от признания ряда положений экономич. учения Маркса (истолковывавшихся, правда, с выхолащиванием их революц. содержания) до полного отрицания идей науч. социализма («Бесперспективность социал-демократии» — «Die Aussichtslosigkeit der So-zialdemokratie», Tubingen, 1891).
Социологич. идеи Ш. оказали большое влияние на концепции амер. социологов Смолла и Кули.
Соч.: Ober die ethische Seite der nationalokonomischen Lehre тот Werte, Tubingen, 1862; Das gesellschaftliche System der menschlichen Wirtschaft, 3 Aufl., Bd 1—2, Tubingen, 1873; Gesammelte Aufsatze, Bd 1—2, Tubingen, 1885—87; Aus meinem Leben, Bd 1—2, В., 1905; в рус. пер.— Капитализм и социа-
лизм, ч. 1, СПБ, 1871; Квинтэссенция социализма, СПБ, 1906; Сущность социализма, П., 1917. И. Добронравов. Москва.
ШИВАИЗМ — инд. религия послеведийского периода, сложившаяся на почве культа бога Шивы — одного из двух осн. божеств (см. Индуизм). Ш. возник, вероятно, одновременно с вишнуизмом, в нач. 1-го тысячелетия до н. э. Ранние религ.-филос. представления Ш. отразились в нек-рых частях Махабхараты, нек-рых Упанишадах и позднее в т. н. шиваитских пу-ранах. История, корни Ш. неясны. В ранних своих формах Ш. представляется связанным с примитивно-гор. формами оседлости древнейших местных племен. До периода создания «Махабхараты» и «Рамаяны» III. дошел уже в сильно брахманизированном виде, однако в ряде своих черт он принципиально отличается от культов осн. ведийских божеств. Это проявляется как в чертах зримого облика Шивы и связанных с ним символов, так и в мифологич. интерпретации этих черт в культе и в обрядах последователей Ш. Атрибуты Шивы относились большей частью к почвенной стихии (в отличие, напр., от водной и солнечной стихии Вишну или атмосферной стихии Индры). В ран-несредневековых шиваитских пуранах и агамах Шива определенно противопоставляется Брахме и Вишну как бог разрушения (изображаемого как самое священное), конца Вселенной — богам ее сотворения и сохранения. Одним из популярнейших образов Шивы был образ танцора, основным местом пляски была поляна, где сжигали трупы, и танцор представлялся измазанным в пепле, символизировавшем магич. порождение Шивой манифестации (vibhuti) мира и всех существ и вещей. В глубокой древности осн. веществ, символом Шивы было изображение (чаще всего скульптурное) линги (lingam), мужского полового члена Шивы, символизирующего прежде всего творческую мощь Шивы и воплощающего позитивный аспект мифа о нем как об активном, одухотворяющем начале вселенной (противопоставленном позднее пассивному, материальному женскому началу — природе, к-рое олицетворялось в образе супруги Шивы — Кали, Парвати (или Умы), и с развитием индуизма стало самостоят, элементом культа; с этим связано, по-видимому, возникновение тантризма). Др. аспект этого символа заключается в том, что, будучи чувственно-конкретным образом, линга воплощала в себе вместе с тем полный отрыв изображения от изображаемого, поскольку символизировала собой все (позднейшие значения слова «линга» — «знак», «абстракция», «тонкое», «не-материалъное»). Этот символ использовался прежде всего не в обрядовых, а в медитационных целях как гл. объект йогического сосредоточения сознания (самадхи). Йогический и сексуальный моменты Ш. позднее получили развитие в сектах шиваитского тантризма — шакте, лпнгаяте и т. д. Йогич. практика и осн. концепция Ш.— учение о манифестации, майе, были обобщены в соч. Шанкары.
Чисто шиваитские священные тексты, агамы, выделяются в особый неведийский комплекс. На базе их с 10 в. н. э. вырастает философия шайва-сиддханты, формальными основателями к-рой считаются жившие в 12 в. тамильские отшельники Мейкандар, автор сутр «Сива-ньяка-подам», и Арунаидитевф, написавший комментарий на эти сутры. В основе шайва-сиддханты лежит идея о том, что в мире существуют три сущности (падартхп): «хозяин душ» (Пашупати) — Шива, выступающий как все женское, мужское и не имеющее рода (соответственно его имя имеет в санскрите 3 родовых окончания), пашу — «скот», т. е. пасомые им души живых существ, и паша — «путы», т. е. связывающие душу оковы материального существования. Согласно агамам, закон кармы не действует автоматически. Всякое освобождение души возможно лишь по воле и милости Шивы, поэтому поведение адепта не играет осо-
|
|