ШОПЕНГАУЭР—ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА


интуиции. Анализ рефлективного познания превра­щается у Ш. в критику науки, развернутую в форме критики понятий. Он порицал при этом Канта за не­достаточную последовательность его идеализма и за несовместимое с логикой признание им противоречи­вости («антиномичности») разума.

Кантовскому различению теоретич. и практпч. разу­ма III. противопоставлял утверждение, будто наука — не столько деятельность познания, сколько функция, направленная на служение воле. Интеллект познает не самые вещи, а только их отношения, от к-рых за­висит удовлетворение практич. интересов воли. Ис­тинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к прак­тике и к интересам воли. Оно направлено на всегда равную себе сущность мира, или его «идею», в платонов­ском смысле слова. Недоступное науке, созерцат. познание доступно художеств, воззрению, опирающе­муся не на интеллект, а на интуицию. В художеств, созерцании объект отрешается от всяких отношений к чему-либо вне себя, а субъект — от всяких отно­шений к воле. В то время как науч. мышление всегда сознательно, отдает себе отчет в своих принципах и действиях, деятельность художника бессознательна, иррациональна, неспособна уяснить себе собств. сущ­ность.

Адекватному интуитивному познанию сущность ми­ра открывается как мировая воля на различных сту­пенях ее объективации. Начиная от элементарных сил отталкивания и притяжения вплоть до высших форм органич. жизни, представленных человеком, бытие воли раскрывается в борьбе противоположных сил. На определ. ступени развития в качестве вспомогат. орудия действия возникает познание и вместе с ним мир как представление с присущими ему формами: соотносительными субъектом и объектом, простран­ством, временем, множественностью и причинностью; мир, к-рый до сих пор был только волей, становится теперь объектом для познающего субъекта, или пред­ставлением. Как вещь в себе и основа всякого явления, воля свободна; наоборот, все, что относится к явле­нию, есть, с одной стороны, основание, с другой — следствие и, т. о., вся совокупность явлений природы, в т. ч. эмпирич. человек, подчинена необходимости. Для человека возможен выбор решений, и эта возмож­ность делает человека ареной борьбы мотивов, на к-рые в соответствии со своим характером каждая личность реагирует всегда закономерно и необходимо (здесь Ш. продолжает Канта с его учением об умопости­гаемом и эмпирич. характерах).

Этика Ш. пессимистична. Страдание, по Ш., прису­ще жизни как таковой, неотвратимо; то, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положит, характер и сводится лишь к освобождению от страда­ний, за к-рым должно последовать новое страдание либо скука. Хотя человек и создает себе мир суеве­рий и религии, мир демонов, богов и святых, он пре­доставлен самому себе. Оптимизм — нелепое воззре­ние, горькая насмешка над невыразимыми страдания­ми человечества. Из признания доминирующей роли страдания у Ш. следует признание сострадания важ­нейшим этич. принципом. Однако, открывая человеку неискоренимость страданий, сознание указывает и путь избавления от мирового зла. Кто доходит до по­нимания того, что воля во всех ее проявлениях одна, доходит до состояния полного отсутствия желаний; его воля уже не утверждает своей сущности, а отри­цает ее. Симптом этого — переход к совершенному аскетизму, цель к-рого — не только уничтожение жизни тела, но и уничтожение воли, проявлением к-рой служит тело. С растворением индивидуальной воли в мировой, с ее переходом в небытие сам собой превратится в ничто и весь остальной мир, т. к. без


субъекта, согласно Ш., нет объекта. Заключит, выводы этики Ш. созвучны индуистскому учению о нирване. Не замеченная современниками философия Ш. полу­чает распространение с сер. 19 в. и становится влият. ферментом в развитии иррационализма. Учение Ш. о противоположности понятия и интуиции, а также его учение о главенстве воли над познанием способство­вали оформлению интуитивизма (Бергсон, Лосский ц др.) и прагматизма (Джемс и др.). Волюнтаризму Ш. близок ряд идей баденской школы (см. также Нео­кантианство)', Ленин отмечал близость к Ш. эмпи­риокритицизма. Эстетика Ш. сыграла роль в форми­ровании эстетики Р. Вагнера и новейшего символизма. Прямое влияние Ш. оказал на Ницше; наконец, эти­ческая концепция Ш. дала направление дальнейшему развитию пессимизма (Э. Гартман).

Соч.: Samtliche Werke, Bd 1—15, Miinch., 1911—33; Samtliche Werke, Bd 1—7, Wiesbaden, 1946—50; в рус. пер.— Поли. собр. соч., т. 1 — 4, М., 1900 — 10.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1966, с. 339;
Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч.,
4 изд., т. 14, с. 180, 215; Цертелев Д., Философия Ш.,
ч. 1, СПБ, 1880; его же, Эстетика Ш., 2 изд., СПБ, 1890;
А. Ш. Очерки его жизни и учения (По поведу столетней го­
довщины его рождения), М., 1880 (Труды Моск. психологич.
об-ва, вып. 1); Ф и ш е р К., А. Шопенгауэр, пер. о нем.,
М., 1896; Ницше Ф., Ш. как воспитатель, Поли. собр.
соч., т. 2, М., 1909, с. 179—263; Ф о л ь к е л ь т И., А. Ш.,
его личность и учение, пер. с нем., СПБ, 1902; Грузен-
б е р г С. О., А. Ш. Личность, мышление и миропонимание,
СПБ, 1912 (имеется библ.); История философии, т. 3, М., 1943,
с. 476—80; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии
и математике, М., 1953, гл. 4; Ribot Т. A., La philosophie
de Schopenhauer, 2 ed., P., 1885; S i m m e 1 G., Schopenhauer
und Nietzsche, Lpz., 1907; 3 Aufl., Munch.—Lpz., 1923;
M а с G i 1 1 V. J., Schopenhauer, pessimist and pagan, N.Y.,
[1931]; Mann Th., Schopenhauer, Stockh., 1938; P 1 e i-
f f e r K., Vom Mozart gottlichen Genius. Eine Kunstbetrach-
tung auf der Grundlage der Sehopenhauerischen Philosophie,
[2 Aufl.], В.,1941;его же, Schopenhauer, [В.], 1943; G u e-
r о u 1 t M., Schopenhauer et Fichte, P., 1946; Hiibscher
A., A. Schopenhauer, 2 Aufl., Wiesbaden, 1949; Barteri
M о r e 1 I i E., La volonta nella filosofia di A. Schopenhauer,
Rieti, 1951; Kurth К. О., A. Schopenhauer, [Wiirzburg],
1952. В. Асмус. Москва.

ШОРОХОВА, Екатерина Васильевна (р. 10 июля 1922) — сов. философ, доктор филос. наук (с 1962), профессор (с 1963). Член КПСС с 1952. Окончила пси­хологическое отделение филос. фак-та ЛГУ (1947). С 1947 — в Ин-те философии АН СССР; с 1961 — зав. сектором филос. проблем психологии Ин-та философии АН СССР. Вела педагогич. работу по психологии (в 1952—53) и диалектич. материализму (в 1964—66). Осн. работы относятся к области филос. проблем пси­хологии и физиологии, психологии личности, социаль­ной психологии. Ш.— член редколлегии журн. «Во­просы психологии», вице-президент Общества психо­логов СССР.

Соч.: К вопросу об отражении деятельности субъекта в его зрит, образах, в сб.: Проблемы психологии, Л., 1948 (под фам. Лапшина Е. В.); Важные проблемы сов. философии, «Вести. АН СССР», 1956, МЬ 9; Значение трудов И. М. Сече­нова для понимания психич. явлений, в сб.: Естествознание и религия, М., 1956; Диалектич. материализм и павловское учение о высшей нервной деятельности, в сб.: Нек-рые филос. вопросы естествознания, М., 1957; Причинная обусловлен­ность сознания, в сб.: Проблема причинности в совр. биоло­гии, М., 1961; Проблема сознания в философии и естествозна­нии, М., 1961; Фрейдизм, в кн.: Совр. психология в капита-листич. странах, М., 1963, гл. 4; Филос. проблемы физиоло­гии высшей нервной деятельности и психологии, в кн.: Исто­рия философии, т. 6, кн. 2, М., 1965; К проблеме сознания, в кн.: Тр. 4 Всес. съезда невропатологов и психиатров, т. 4 — Пограничные состояния, М., 1965; Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и его значение для психоло­гии мышления, в кн.: Исследования мышления в сов. психоло­гии, М., 1966; Проблема «Я» и самосознание, в сб.: Проблемы сознания, М., 1966; Принцип детерминизма в психологии, в кн.: Методологич. и теоретич. проблемы психологии, М., 1969; Нек-рые методологич. вопросы психологии личности, в сб.: Проблемы личности, М., 1969.

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА, или философия «здравого смысла», возникла и получила распространение в 60—80-х гг. 18 в. в шотл. ун-тах в Глазго, Эдинбурге, Абердине. Ее основатель —Т. Рид,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: