«Под Просвещением принято понимать культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи закономерной ступенью в культурном развитии любого государства, вступающего на путь индустриализма, Просвещение, независимо от национальных особенностей его проявления в той или иной стране, отличается целым рядом общих черт, среди которых: демократизм, связанный с необходимостью приобщения к культуре и знанию широких слоев общества, рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума […]; исторический опти
мизм, вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития».
? Какие черты просветительского мировоззрения вы могли бы дополнительно перечислить?
Штайндл, Р. От науки к философии: эволюционная эпистемология / Р. Штайндл // Познание в социальном контексте. – М., 1994. – С. 142.
«Одним из важнейших теоретических источников эволюционной теории познания стала, бесспорно, полемика ее сторонников с гносеологией Канта. Сущность «коперниковского поворота» Канта заключалась, как известно, в том, что вопреки преобладавшей ранее философской традиции, согласно которой возникновение и характер человеческого познания зависят от воздействия окружающего человека мира вещей, Кант переходит к толкованию вещей, связанных с нашим опытом, исходя из априорного характера самого познания. Лапидарно Кант это выражает, например, в заключении 36-го «Пролегомена» (1783): «...мыслительные способности не черпают свои (априорные) законы из природы, но они ей их предписывают».
|
|
? В чем заключается суть «коперниканского переворота» в философии, совершенного И. Кантом?