Направление
| Представители
| Ключевые понятия и основные идеи
|
· Философия жизни
| С. Кьеркегор (1813 – 1855),
А. Шопенгауэр (1788 – 1860),
Ф. Ницше (1844 – 1900)
| • Жизнь, воля, интуиция, нигилизм, «вечное становление», сверхчеловек, «Воля к власти».
Сущность мира недоступна человеческому разуму. Иррациональная основа мира – «мировая воля» (А. Шопенгауэр), «воля к власти» (Ф. Ницше). Сущность жизни постигается не разумом (наукой), а внелогическими средствами – чувствами, эмоциями, интуицией, озарением и др.
|
· Марксизм
| К. Маркс (1818 – 1883),
Ф. Энгельс (1820 – 1895)
| • Диалектический материализм, исторический материализм, материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация, практика, базис, надстройка, способ производства.
Принцип материализма распространен на область социальной жизни; раскрыт общественный характер практики, обоснован объективно-закономерный характер мировой истории и ее периодизации, сущность человека не сведена лишь к его природным характеристикам (Л. Фейербах), а выражена всей совокупностью общественных отношений и социальных действий (экономических, социально-политических, духовных)
|
· Позитивизм или философия науки
| 1) Первый (классический) позитивизм
О. Конт (1798 – 1857)
2) Эмпириокритицизм
Э. Мах (1838 – 1916),
Р. Авенариус (1846 – 1896)
3) Неопозитивизм
М. Шлик (1882 – 1936),
Б. Рассел (1872 – 1970),
Р. Карнап (1891 – 1970) и др.
4) Постпозитивизм
Т. Кун (1922 – 1996),
И. Лакатос (1922 – 1974),
П. Фейерабенд (1924 – 1994),
К. Поппер (1902 – 1994)
| 1) «Положительная философия», закон «трех стадий», «позитивное» знание, «метафизические проблемы».
Классическая философия как наука несостоятельна, т. к. её предметом являются «метафизические проблемы», недоступные опытному «позитивному» естествознанию. Познание имеет дело лишь с фактами эмпирического опыта. Всё метафизическое (фундаментальное) устраняется из науки и объявляется псевдопроблемой
2) «Эмпириокритицизм», «элементы мира», «принципиальная координация», «экономия мышления», «феноменализм».
Сохраняется исходная установка позитивизма на «защиту» конкретно-научного знания от умозрительной философии. Махизм связан с кризисом в физике, вызванным неспособностью классической физики объяснить открытия на рубеже XIX – XX вв., поиском выхода из него
3) Логический анализ языка науки, верификация, физикализм, конвенционализм.
Связан с появлением математической логики. Основное внимание уделяется формальной стороне познания, логической сводимости теоретического знания к эмпирическому и верификации последнего. Неверифицируемое объявляется ложным, а философия сводится к логическому анализу языка науки
4) Принцип фальсификации, опровержение, парадигма, научное сообщество, «нормальная наука», «научная революция», пролиферация, «методологический анархизм».
Постпозитивизм стремится «реабилитировать» философию, рассматривая науку как социальный институт и важнейшую социальную ценность. Анализ динамики и роста научного знания рассматривается в контексте взаимосвязи истории, науки и ее философских оснований
|
· Современная религиозная философия
| Неотомизм
Ж. Маритен
(1882 – 1973),
Э. Жильсон
(1184 – 1978),
Тейярдизм
Т. де Шарден
(1881 – 1955)
Неопротестантизм
К. Барт (1886 – 1968)
| • Бог, вера, откровение, креационизм, ноосфера.
При всей неоднородности религиозных учений их объединяет общая идея – решение всех философских проблем с позиций исходной теологической предпосылки о взаимосвязи Бога и человека
|