Русская философия: периоды и проблематика

Периоды Направления и представители Проблематика и основные идеи
1.Русская философия эпохи Средневековья Митрополит Илларион, Митрополит Никифор · проблемы философии истории; · гносеологическая проблематика («Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху»)
учение стяжателей (Иосиф Волоцкий) · утверждение активной роли церкви в жизни государства; · обязывание строгого выполнения церковных обрядов; · требование наказания еретиков; · обоснование тезиса о божественной природе царской власти
учение нестяжателей (Нил Сорский); · идея невмешательства церкви в мирские дела, ее отказ от мирских богатств (стяжания); · проблема нравственного самосовершенствования прощения грешников и еретиков; · проблема прощения грешников и еретиков
исихазм: Сергий Радонежский, Нил Сорский, Епифаний Премудрый, Паисий Величковский · этико-аскетические проблемы пути человека к Богу; · разработка приемов психофизического самоконтроля (практика Иисусовой молитвы)
2. Русская философия эпохи Просвещения XVII – XVIII вв. Русское вольтерьянство · критика «старины» (бытовой, идейной, религиозной); · скептицизм, ирония, критика общественного строя, подчеркивание привилегированного статуса разума и др.
М. В. Ломоносов · деизм; · материалистическое объяснение природы; · разработка своего учения о первичных и вторичных качествах; · обоснование закона сохранения вещества и энергии
А. Н. Радищев · проблема смерти и бессмертия души; · критика самодержавия и защита просвещенной монархии; · объяснение происхождения государства с позиции теории общественного договора; · выделение периодов «вольности» и «рабства» в динамике исторического процесса
Мистическое направление (П. Величковский, Г. С. Сковорода) · идея преображения церкви через внутреннее обновление человека (П. Величковский); · «аллегорический» метод истолкования Священного Писания (Г. Сковорода)
Масонство (Н. И. Новиков) · проблемы нравственного самосовершенствования; · просветительские идеи
3. Формирование русского национального философствования первой половины XIX в. П. Я. Чаадаев · проблемы философии истории: от негативной оценки России и идеализации Запада к утверждению особой миссии России в историческом процессе
славянофилы: И. В. Киреевский (1806 – 1856), А. С. Хомяков (1804 – 1860), Н. Я. Данилевский (1822 – 1885), Н. Н. Страхов (1828 – 1896) и др. · проблема путей мирового развития; · проблема исторического пути России; · проблема отношения к религии и церкви; · отношение к крепостному праву; · оценка реформ Петра I
западники: В. Г. Белинский (1811 – 1848), А. И. Герцен (1812 – 1870), М. А. Бакунин (1814 – 1876), К. Д. Кавелин (1818 – 1885) и др.
материалисты: Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889) · проблема переработки идеалистической диалектики Гегеля в духе материализма · утверждение несотворимости, материальности, непрерывного движения природы · проблемы социализма · критика теории «искусства для искусства» в эстетике
позитивисты: П. Л. Лавров (1823 –1900) · критика метафизики · интерес к революционной проблематике
русская литературная философия: Л. Н. Толстой (1828 – 1910), Ф.М. Достоевский (1821 – 1881) · в философии истории – утверждение решающей роли народных масс, а не выдающихся личностей · осуждение угнетения, несправедливости, насилия · «непротивление злу силой» · экзистенциальная антропология: в центре – человек, которого определяет как личность избранная им и реализуемая в жизни идея
4. Русская философия второй половины XIX в. – XX в. Русская идеалистическая философия: В. С. Соловьев (1853 – 1900), Н. Ф. Федоров (1829 – 1903), Н. А. Бердяев (1874 – 1948), С. Л. Франк (1877 – 1950), Л. И. Шестов (1866 – 1938), П. А. Флоренский (1882 – 1937), И. А. Ильин (1883 – 1954), А. Ф. Лосев (1893 – 1988) и др. · философия всеединства · проблема судеб России · гносеологические проблемы (концепция цельного знания, «живого знания» и др.) · тема свободы и творчества
русский марксизм: Г. В. Плеханов (1856 – 1918) · критика неокантианства, позитивизма, социологии народников и анархистов · проблемы диалектического и исторического материализма как теоретической основы социализма · вопросы революционного преобразования общества
В. И. Ленин (1870 – 1924) · развитие учения о революции, диктатуре пролетариата, путях построения бесклассового общества и фазах его развития · формулировка положения о единстве диалектики, логики и теории познания, раскрывающего единство онтологических и гносеологических аспектов диалектики · критика эмпириокритицизма
анархизм: М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин · представление о сущности государства как аппарата насилия и угнетения народа · насильственное уничтожение как способ ликвидации государства
Русский космизм религиозный: Н. Ф. Федоров (1828 – 1903), В. С. Соловьев (1853 – 1900), Н. А. Бердяев (1874 – 1948), П. А. Флоренский (1882 – 1943) и др. · идея единства макро- и микрокосма (идея всеединства в учении В. Соловьева, учение В. Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу); · идея несовершенства мира и человека; · возможность участия человека в гармонизации и совершенствовании мироздания; · идея внутренней, творческой активности человека,выраженной в образе человека-космиурга; · «космический» сценарий будущего человечества
естественнонаучный: В. И. Вернадский (1863 – 1945), К. Э. Циолковский (1837 – 1935), А. Л. Чижевский (1897 –1969) и др.

2. Учебная литература

2.1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль II, тема 2.5.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: https://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.

«Философия, будучи интеллектуальным зеркалом социума, а тем самым и незаменимым инструментом его самопознания, формируется и развивается всегда на основе и в лоне определенной культурной традиции. Культурная же традиция – это имеющая, как правило, свою давнюю историю и непрерывно пополняющаяся сокровищница социального опыта, духовных и материальных ценностей и артефактов, творений человеческих рук, ума и сердца того или иного коллективного, соборного, исторического этнического субъекта – народа или нации. Но культурная традиция – не просто хранительница прошлых достижений, чулан отработавших свое вещей. Она – мощный и непрерывно действующий источник актуального творчества, питающий всякую современность своей жизненной энергией и силой, обеспечивающий ее живую связь с прошлым и трансляцию его важнейших ценностей в день сегодняшний и завтрашний. Она несет в себе основополагающие смысловые коды, пользуясь сленгом информатики-матрицы, как всех уже реализованных в социуме форм деятельности, так и семена, генотипы их будущих творческих трансформаций. По своему содержанию – это так называемые общемировоззренческие универсалии, фундаментальные категории, понятия, жизнесмыслы и ценности, представления о реальности носителей данной культурной общности».

? Какова роль философии в становлении национального самосознания?

2.2. Кόзел, А. А. Философская мысль Беларуси / А. А. Кόзел. – Минск, 2004. – С. 3 – 4.

«Как особая форма общественного сознания, философия в Беларуси изначально развивается по трем направлениям, таким как:

1) образ жизни, основанный на христианском аскетизме;

2) стремление к мудрости, постановка и рассмотрение вечных мировоззренческих вопросов о смысле человеческого бытия;

3) сама мудрость, знание, наука – форма теоретического осмысления мира.

Существенной чертой отечественной философии является то, что она всегда живо реагировала на ключевые события в жизни народа и поэтому своеобразно отражает культурно-политическую историю Беларуси. Проблема человека интегрирует отечественную философскую мысль, является ее своеобразным стержнем. Гуманистический потенциал белорусской философии является главной ее особенностью и достоинством».

? Какова проблематика и характерные черты белорусской философии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: