Регулированием напряжения называют процесс изменения уровней напряжения в характерных точках электрической системы с помощью специальных технических устройств. Эти устройства, или средства, регулирования условно можно разделить на два типа: узловые и линейные. Узловые устройства изменяют параметры режима сети – напряжение и реактивную мощность в точке подключения к сети. К ним относят:
- генераторы электростанций;
- синхронные компенсаторы;
- синхронные двигатели;
- батареи конденсаторов;
- нерегулируемые и регулируемые реакторы;
- статические источники реактивной мощности.
Линейные устройства изменяют параметры сети – реактивное сопротивление и коэффициенты трансформации. Это:
- устройства продольной компенсации;
- трансформаторы и автотрансформаторы;
- линейные регулировочные трансформаторы.
Регулирование напряжения может быть централизованным, т.е. производиться в центре питания (ЦП), и местным, - непосредственно у потребителей. При этом, в независимости от места регулирования (ЦП или потребитель), режимы регулирования - аналогичны.
|
|
Выбор рационального режима регулирования напряжения в ЦП зависит от характера графика нагрузки потребителей, подключенных к распределительной сети. Можно выделить следующие наиболее характерные режимы регулирования напряжения:
1) режим стабилизации напряжения;
2) режим регулирования по времени суток;
3) режим встречного регулирования.
1) Нагрузка в течение суток не изменяется или мало изменяется.
В этом случае потери напряжения, зависящие от нагрузки сети, от шин ЦП до потребителей в течение суток не изменяются (или мало изменяются). Следовательно, для поддержания напряжения у потребителей, близкого к номинальному (или какому-то другому желаемому напряжению) в течение суток на шинах ЦП необходимо обеспечить неизменное напряжение.
Такой режим регулирования называется режимом стабилизации напряженияв ЦП.
Практически, однако, выбранное напряжение в ЦП поддерживать не удается. Это связано с тем, что устройства РПН трансформаторов имеют дискретные ступени регулирования, а при переключении ответвления трансформатора с одного положения на другое изменение напряжения происходит не плавно, ступенчато. Следовательно, ступень (шаг) регулирования непосредственно влияет на точность поддержания заданного в ЦП напряжения.
Кроме того, на трансформаторах с РПН, как правило, устройства переключения ответвлений выполняют автоматическими, которым придают какую-то зону нечувствительности. При малой зоне нечувствительности будут происходить частые переключения, что, в свою очередь, приведет к быстрому износу контактов переключателя. Поэтому точность регулирования напряжения определяется также зоной нечувствительности, характеризующейся некоторой полосой изменения напряжения на шинах ЦП, при которой не происходит срабатывания регулирующей аппаратуры.
|
|
2) Нагрузка в течение суток изменяется вполне определенным, заранее известным образом. Такая ситуация возникает, например, в случае подключения к распределительной сети промышленных предприятий, учреждений и т. п. с вполне определенным суточным режимом работы. При этом потери напряжения от ЦП на каждой ступени суточного графика нагрузки до конкретного потребителя могут быть определены заранее. Поскольку конечная цель регулирования напряжения остается прежней и заключается в обеспечении напряжения у потребителей в любом режиме, близкого к номинальному, то для каждой ступени суточного графика нагрузки в ЦП может быть определено требуемое напряжение.
Таким образом, в данном случае регулирование напряжения на шинах ЦП можно осуществлять по времени суток.
Естественно, точность поддержания заданного напряжения, как и раньше, будет зависеть от зоны нечувствительности регулятора напряжения, связанной с настройкой регулятора и ступенью регулирования трансформатора.
3) Нагрузка в течение суток изменяется случайным образом. Данная ситуация на практике встречается наиболее часто, когда нагрузка ЦП имеет смешанный характер со значительной долей коммунально-бытовой нагрузки. При этом потери напряжения от ЦП до какого-то потребителя, зависящие от нагрузки по элементам сети, также носят случайный характер.
(13В) В таких случаях на шинах ЦП используют принцип встречного (согласного) регулирования напряжения.
Его сущность заключается в том, что с увеличением нагрузки для компенсации возникающих при этом дополнительных потерь напряжения в ЦП напряжение повышают, а при уменьшении нагрузки — снижают. При таком подходе вопрос заключается в выборе соответствующего напряжения в режиме наименьших нагрузок и наибольших нагрузок. Нижний предел выбираемого напряжения в каждом режиме нагрузки ограничивается допустимой потерей напряжения от ЦП до наиболее удаленного потребителя, а верхний предел — высшим допустимым напряжением у ближайшего потребителя.