P
P/2
P/2
МОСТЫ
Мост – узел автомобиля, соединяющий колеса одной оси между собой и через подвеску с несущей системой. Мост воспринимает от колес силы или активные моменты, возникающие в результате взаимодействия колес с дорогой и передает их подрессоренной части.
Мосты:
- ведущие
- управляемые
- комбинированные
- поддерживающие
Ведущие мосты применяют в качестве заднего и среднего
Управляемые – передние мосты
Комбинированные –передние (ведущие и управляемые)
Поддерживающие – задние промежуточные
Нагрузки на мосты
При расчете балки ведущего моста рассматривают 3 режима нагружения:
•прямолинейное движение,
•занос
•динамическое нагружение.
При прямолинейном движении изгибающий момент в вертикальной плоскости:
Мив=Rz1l=Rz2l
Нормальные реакции дороги от нагрузки на ведущий мост равны:
где m2 - коэффициент перераспределения нагрузки на задний мост.
Момент, скручивающий балку моста:
rk- радиус качения колеса
Суммарный результативный момент от изгиба и кручения в опасном сечении балки моста:
Результирующее напряжения от изгиба и кручения для трубчатого круглого сечения:
Где момент сопротивления трубчатого сечения.
При заносе балку моста рассчитывают на изгиб в вертикальной плоскости, считая при этом, что тяговые усилия на колесах равны 0. (Pт1=Pт2=0)
Изгибающие моменты в вертикальной плоскости:
для первого колеса
для второго колеса
Ry1, Ry2 – боковые реакции при заносе
, - нормальные реакции опорной поверхности при заносе. Условно принимается ϕ=1
Опасное сечение картера находится в месте крепления рессоры: здесь напряжение изгиба:
Тормозное управление
Тормозное управление автомобиля служащему для замедления движения а/м вплоть до полной остановки и удержания на месте на стоянке. К ТУ предъявляются повышенные требования, так как оно является важнейшим средством обеспечения активной безопасности автомобиля:
минимальный тормозной путь или максимальное установившееся замедление;
-сохранение устойчивости при торможении;
-стабильность тормозных свойств при неоднократных торможениях;
-минимальное время срабатывания тормозного привода;
- пропорциональность между усилием на педали и приводным моментом;
-малая работа управления тормозными системами
-отсутствие органолептических явлений (слуховых, обонятельных);
-надежность всех элементов тормозных систем
- общие требования:
-обеспечение минимальных размеров и массы,
-простота устройства и обслуживания,
-технологичность,
-ремонтопригодность,
- низкий уровень шума.
Классификация тормозных механизмов:
Механические |
Электрические |
Гидравлические |
Дисковые |
Барабанные |
Колодочные |
Ленточные |
В соответствии с ГОСТ 22895-95 тормозное управление должно включать следующие тормозные системы:
1. Рабочая
2. Запасная
3. Стояночная
4. Вспомогательная
Каждая из перечисленных тормозных систем включает один или несколько тормозных механизмов и тормозной привод. Большое распространение получили фрикционные тормозные механизмы. На л/а – дисковые механизмы на передних колесах, барабанные – на задних. На грузовых автомобилях независимо от их грузоподъемности устанавливаются барабанные колодочные тормозные механизмы. Лишь в последние годы наметилась тенденция использования дисковых механизмов для грузовых автомобилей. Барабанные ленточные тормозные механизмы в качестве колесных в настоящее время не применяются совсем. В редких случаях их применяют как трансмиссионные для стояночной тормозной системы (МАЗ, Белаз-540). Гидравлические и электрические тормозные механизмы используют как тормозо-замедлители.
Тормозные приводы:
1. Механические
2. Гидравлические
3. Пневматические
4. Комбинированные
Тормозные механизмы.
Для оценки конструктивных схем тормозных механизмов служат следующие критерии:
1. Коэффициент тормозной эффективности.
Кэ=Мтор/(∑Р*Rтр)
где: Мтор-тормозной момент, ∑Р-сумма приводных сил, Rтр-радиус приложения результирующих сил трения.
Тормозная эффективность должна оцениваться раздельно при движении вперед и назад.
2. Стабильность - Этот критерий характеризует зависимость коэффициента тормозной эффективности от изменения коэффициента трения
3. Уравновешенность- уравновешенными являются тормозные механизмы, в которых силы трения не создают нагрузку на подшипники колеса.