Нетрудно понять волнение режиссера, которому поручено создание массового зрелища. Художник, выносящий свое искусство на суд десятков тысяч зрителей, не может слепо переносить под голубой купол неба приемы, уместные в театре или концертном зале. И дело не только в разном количестве зрителей. Массовое зрелище это и качественный рубеж, который непременно надо взять.
Мы глубоко убеждены, что массовые зрелища могут и должны стать действенным средством эстетического воспитания миллионов людей, существенным фактором их духовного развития.
Исходя из своего опыта и многих наблюдений и размышлений, я думаю, что назрел вопрос о создании массовых синтетических спектаклей (представлений), где были бы соединены воедино все или многие жанры искусства, где слились бы действия кино, цирка, эстрады и спорта, где музыка и средства выразительности театра, технические трюки и пиротехнические эффекты, свет и радио — все содействовало бы созданию необычайного массового народного представления.
|
|
Первые попытки создания подобных спектаклей и уверенность в том, что они обязательно будут создаваться и впредь, и являются поводом для этой статьи, которая не претендует ни в какой мере на законченность обобщений и точность определений. Это всего лишь попытка режиссера обобщить тот скромный опыт, который он имеет в создании такого рода спектаклей.
Мне кажется, что основная задача заключается в том, чтобы, используя все многообразие жанров искусства, построить зрелища на определенном сюжете, и сделать это так, чтобы выразительные возможности каждого жанра наиболее полно использовались винтересах развития сюжета и действия. На пути к этой цели немало трудностей, не только творческих, но и технических, требующих порой вмешательства инженеров, а иногда и ученых. Но их надо одолеть.
Нам хотелось бы детальнее разобраться в том, каковы художественные особенности массового зрелища, его закономерности и требования. По-моему, основное — это точность сюжетного хода, его понятность и современность, а также органическое включение номеров различных жанров в действие. Ведь от этого зависит и развитие действия и вера зрителей в необходимость и естественность предлагаемых обстоятельств.
Режиссер с самого начала должен работать в тесном содружестве со сценаристом. Он должен тщательно продумать организацию сложного, подчас громоздкого «хозяйства», которым располагает создатель массового зрелища. Он должен найти наиболее совершенный метод управления и планирования. Ведь репетиций, как правило, бывает мало, так как не представляется возможным на длительный срок собирать крайне многочисленную труппу; нельзя свободно и долго пользоваться представленной в распоряжение режиссера площадкой, будь то стадион, парк или городская площадь.
|
|
Здесь крайне необходима точность распределения обязанностей и знание ассистентами, помощниками режиссера и техническими работниками всех деталей замысла. В данном случае уместным является формулировка старинного воинского устава: «Каждый солдат должен знать свой манёвр».
Строгая мобилизованность аппарата постановщика, точность соблюдения рисунка, выполнение графика времени — это основные требования в создании массового представления.
На всех выходах, используемых в ходе представления, находятся помощники режиссера, организующие подготовку очередного номера или выхода действующего лица. Все выходы происходят по команде с пульта управления. На этом же пульте находится связь со всеми дополнительными компонентами — радио, свет, пиротехника и т. д.
Режиссерская разработка (экспозиция) представления является основным и единственным документом, по которому развивается действие. Нарушение ее на любом, казалось бы самом малозначащем участке влечет за собой большие осложнения, ибо внести какие-либо изменения в ходе развития действия почти невозможно.
Непременными чертами массового зрелища является, на мой взгляд, острая смена ритмов в сценах и эпизодах, а также смена мест появления персонажей. Действие должно разворачиваться стремительно и непрерывно в разных частях стадиона или зеленого театра.
Краски, которыми владеет художник-режиссер при создании синтетического массового представления, ярки и масштабны. Музыка звучит здесь и в записях и в исполнении участников праздника. Ее эмоциональное воздействие дополняется зримыми наглядными образами.
В создании массового зрелища-спектакля необыкновенно возрастает ответственность режиссера. Очень многое зависит от его «дальнозоркости», умения правильно построить партитуру спектакля, предвидя ее воплощение в сценах и эпизодах.
Приведем некоторые примеры удачных и неудачных режиссерских решений в ходе работы над отдельными спектаклями-зрелищами.
Создание Дворца спорта в Москве, вмещающего 13 тысяч зрителей, поставило перед режиссерами, балетмейстерами и художниками новые творческие задачи. Те средства художественного воздействия, которые были хороши при постановке торжественных концертов и концертных представлений в Большом театре, не годились для масштабов Дворца спорта, средства, которые были хороши на любой другой сценической площадке, не подходили для создания спектаклей, концертов и других зрелищ на сцене Дворца спорта.
Особые условия акустики, освещения, отдаленность большой массы зрителей, сложная система радиоусиления, гигантские размеры сцены — все это диктовало необходимость новых приемов, нового решения, новой системы образов.
Одним из опытов создания массового спектакля-зрелища явились постановки елочных представлений для детей во Дворце спорта в Лужниках, постановки, которые начали осуществляться с 1956 года.
В распоряжении постановочной группы был великолепно оборудованный крытый амфитеатр на 13 тысяч зрителей, с ареной, хорошо просматривающейся со всех четырех сторон, уникальная стационарная установка для искусственного льда, мощное электрохозяйство, стереофоническое радиооборудование — все это создавало возможность и диктовало необходимость создания спектакля высокой постановочной культуры. В театральном представлении «Золотой орех» (1959—1960 гг.) предстояло соединить самые различные жанры искусства: балет на льду, цирковое и драматическое действие, вокальные и музыкальные номера. Все это было на вооружении у постановочной группы. Несложный сюжет, умело созданный драматургом С. Богомазовым, позволил органически ввести в него самые разнообразные номера и представителей различных жанров искусства.
|
|
В ходе подготовки спектакля работа над сценарием велась в непрерывном контакте с постановочной группой. Автор уже в самой ткани литературного произведения находил возможности органического введения номеров, совмещения жанров; находил элементы, позволившие как можно более многообразно использовать действие с учетом минимального произнесения текстовых материалов, ибо текст в массовом зрелище-спектакле должен быть только самый необходимый. Здесь дело не в его количестве, а в его драматургической необходимости, в его направленности, в его нужности для действия. Тринадцатитысячная аудитория не хочет слушать лишние слова и рассуждения, она следит за действием, очень горячо воспринимает все его перипетии, но чрезвычайно требовательна и придирчива к лишним словам.
Совместная работа автора с постановочной группой в создании подобных спектаклей — это необходимое и обязательное условие.
Синтетический массовый спектакль ставит перед исполнителями подчас, казалось бы, непреодолимые трудности. Представьте себе один из образов, действующих в данном спектакле, — образ Луны. По сценарию она должна появиться сверху. Луна говорит. Больше того, она поет лунную песню. Она действует. Но какая же драматическая актриса или певица рискнет появиться на высоте 18 метров под куполом гигантского Дворца спорта, разговаривая? Да нельзя от них этого и требовать. Поэтому мы нашли такое решение: роль Луны исполняла известная воздушная гимнастка, заслуженная артистка РСФСР Р. Немчинская. Она появлялась, она говорила, пела, но говорила она голосом артистки театра имени М. Н. Ермоловой - Корнеевой, а пела голосом народной артистки Армянской ССР Зары Долухановой. Заранее сделанные записи текста и песни в сопровождении оркестра и электроинструментов, техническое совмещение на нескольких магнитофонах в сочетании с движением появления Луны, ее спуском, ее манерой поведения создали полную иллюзию того, то говорит и поет та же самая исполнительница, которая находится перед зрителями, примером органического введения номера в подобное зрелище было последующее развитие спектакля. Луна приносила свой подарок героям спектакля — подарком этим был кусочек лунной почвы. Но когда на него пытались вступить, луна предупреждала: осторожнее, ведь при прикосновении к лунной почве человек становится невесомым! И только одни люди не боялись этой невесомости — это акробаты на батуте, артисты Дрыгины. Таким образом, подарком луны, кусочком лунной почвы была специально декорированная цирковая установка-батут. Так возникал номер. Действие, только что развивавшееся под куполом, переносилось на планшет сцены.
|
|
А вот другие примеры некоторых приемов режиссерского решения в том же спектакле — отдельных сцен с использованием технических эффектов и многообразия жанров. Появление персонажа «марсианина» постановочная группа строила на четырех дублерах одного и того же актера. Были сделаны четыре одинаковых костюма и детали реквизита к ним. Перед своей сценой артисты в этих костюмах размещались в разных точках амфитеатра. Вспышки блицев, следовавшие одна за другой через короткие промежутки времени, освещали фигуры марсианина то на очень высоком месте, то в противоположном углу, то на трибуне среди зрителей. Этим создавалась иллюзия его стремительного перемещения и спуска. И наконец на льду, в лучах, возникал основной исполнитель роли «марсианина».
На том же приеме, но только еще более усложненном, строился основной эпизод представления— погоня за марсианином. Арена Дворца спорта представляла собой ледяное поле, окруженное дорожкой с тремя сценическими площадками и большим количеством мостиков и перекрытий наверху. Из одних дверей появлялся марсианин с похищенным им золотым орехом, за ним устремлялась погоня. Из других дверей появлялся с таким же точно золотым орехом второй дублер, но уже на коньках, темп погони нарастал на ледяном поле. Третий дублер перехватывал эстафету погони по окружающей ледяной дорожке и наконец четвертый мгновенно забирался под купол, падал вниз и взлетал снова вверх. Это был артист цирка А. Вязов, действительно демонстрировавший под куполом здания марсианские трюки — полет на резиновых амортизаторах. Даже если подмена дублера иногда проходила не до конца чисто, это делалось в таком стремительном темпе, что большей частью захватывало зрителей и создавало полную иллюзию действия одного и того же исполнителя.
Таких примеров можно привести много.
В упрек режиссеру ставилось то, что в данном спектакле почти все номера демонстрировались не так, как на манеже цирка или на концертной эстраде. Думается, что редактирование номеров или использование его отдельных частей и даже отдельных трюков — это право постановщика, которое дает возможность режиссеру компоновать спектакль в соответствии с его замыслом. В данном случае номера, сохраняя свое художественное значение, органически включались в ткань спектакля, служили режиссеру прежде всего для воплощения действия, для воплощения идейно-тематического замысла.
На опыте тех же елочных представлений для детей, которые, кстати, ежегодно во Дворце спорта посещало не менее 500 тысяч человек, возникала и еще одна закономерность, которая сейчас уже широко применяется. В 1956 году мы попробовали это сделать на первый раз робко — мы записали на пленку только отдельные кусочки диалогов, те кусочки, которые не могут быть привязаны исполнительски к точке, связанной с микрофоном. На следующий год мы это сделали более смело и записали на пленку ряд сцен спектакля. И, наконец, в 1960 году как во Дворце спорта, так и на стадионе «Динамо» весь текстовой материал сцен и эпизодов, прозвучавших в движении, записывался целиком на пленку. Думается, что подобного масштаба зрелища, когда невозможно обеспечить микрофонным хозяйством десятки мест действия, диалоги или монологи, произносимые на ходу при стремительном перемещении исполнителей — в автомобиле, на мотоцикле или на лошади, — должны быть предварительно записаны на пленку — это правомерно и художественно оправдано. Правда, при этом очень возрастает художественная ответственность исполнителей, ибо актер, за которого в той или иной сцене или куске звучит заранее записанный его же текст, может своим неверным, вялым, недейственным поведением оказаться в полном противоречии с характером звучания и тем погубить всю сцену.
Следует оговориться, учитывая спорность данного положения, что я считаю правомерным использовать этот прием только в динамическом спектакле, в эпизодах и сценах, требующих стремительных перемещений. В концерте или концертном выступлении этот прием неуместен.
Хотелось бы привести пример органического введения в действие элементов спорта. В одном из представлений на большой спортивной арене Центрального стадиона имени Ленина была задумана и осуществлена «Эстафета весны». В ходе представления шло соревнование двух абсолютно условных команд — «Голубых» и «Оранжевых». В командах этих были необычные сочетания видов спорта. Соревнование начинали группы лыжников — прыгунов с трамплина, затем факел «Эстафеты весны» несли стайки конькобежцев, затем хоккеисты вели перед собой шайбу, их сменяли оленьи упряжки, группа спортсменов конников и, наконец, на последнем этапе факел-эстафету несли мотоциклисты-гонщики по ледяной дорожке. Все это соревнование комментировалось тут же по радио Вадимом Синявским. Надо сказать, что хотя эта эстафета была элементом зрелища-спектакля и зрители понимали, что это представление, они были искренне увлечены нарастанием действия, острыми спортивными схватками. Хорошо организованная спортивным тренером, умело комментированная эстафета создала напряженность восприятия, вызвала живую реакцию у зрителей и превратилась в кульминацию данного представления.
Думается, что успех этой части спектакля диктовался ее напряженной действенностью. В то же время в другой части спектакля, которой было отдано много сил и внимания, завоевать внимание зрителей не удалось, видимо, потому, что не было найдено действенного решения.
Хочется привести пример этой неудачи, ибо она поучительна.
В том же представлении, в заключительной его части, по мысли постановочной группы и художника, на больших декоративных платформах провозили монументальные композиции В. И. Мухиной «Хлеб», «Плоды моря», «Плоды земли» и другие. Эти гигантские статуи были окружены живым орнаментом — живой картиной, подкреплявшей смысл основной композиции. Однако, несмотря на световое и музыкальное решение этой сцены, многочисленность исполнителей, многофигурность композиций, стихотворное сопровождение каждой живой картины — эта часть зрелища не привлекла к себе внимания зрителей и явно не удалась постановщикам. Думается, что причина неудачи — в бездейственности и отвлеченной зрелищности этого эпизода.
Говоря об опыте работы над массовым зрелищем-действием, нельзя не коснуться вопросов сатиры и юмора. Интересно проследить, какими средствами, кроме пантомимической клоунады, эксцентриады или коротких лобовых реприз, располагает режиссер и может располагать драматург в создании массового спектакля-действия. Такой формой, нам кажется, являются интермедии-плакаты, как мы их условно назвали, — это несколько необычная форма интермедии, найденная при создании первой программы Московского Мюзик-холла, «Когда загораются звезды».
Я позволю себе привести три примера интермедий, решенных в этом ключе.
Первая — «Абстрактное искусство». В защиту своих доводов о важности и нужности абстрактного искусства один из исполнителей (М. Новицкий) демонстрирует зрителям выставку гигантских фотокопий скульптур западных художников-абстракционистов. Эти фотокопии выносятся девушками-униформистками, всем своим обликом контрастирующими с уродливыми композициями на картинах. Демонстрация фотокопий сопровождалась шуточными комментариями исполнителей, очень короткими и конкретно обращенными к определенной фотокопии или скульптуре.
В интермедии «Живые шахматы» один из исполнителей просил дать шахматную доску и шахматные фигуры для показа шахматной задачи. Под музыку, в танце появлялись черные и белые фигуры, роли которых исполняли артистки балетного ансамбля. Они занимали свои места на шахматной доске согласно условиям задачи. Весь дальнейший диалог артистов был. связан с движением шахматных фигур и построен на чередовании текста и музыкально-танцевальных эпизодов. В завершение сцены, когда, явно не умеющий играть в шахматы, Л. Миров оказывался в проигрышном положении, он требовал в порядке спасения подать ему для продолжения партии коня, явно рассчитывая, что такой фигуры в условиях задачи и в распоряжении М. Новицкого нет. И тут на сцену неожиданно выводили настоящую лошадь. Причем, когда Л. Мирова заставляли сесть на эту лошадь, которой он очень боялся, то на ней оказывалась Белая Королева, являвшаяся наездницей высшей школы верховой езды. Так, органически, интермедия переходила в цирковой номер.
И, наконец, последний пример — интермедия-плакат, где точность содержания подкреплялась действенным характерам образного решения темы. Новосел Миров появлялся на сцене на настоящем грузовом такси и просил Новицкого помочь ему разгрузиться. Не пересказывая интермедии, скажем лишь, что все, что привез Миров на новую квартиру, в новый дом, было как раз тем, что привозить в новый дом, в новую жизнь не следует. Здесь и пресловутый фикус, и розовый, с ядовито зелеными цветами абажур, и базарная картина «Русалка на отдыхе», и гигантская глиняная кошка— вообще все то, что еще так часто засоряет быт наших людей. Интермедия обращена против воинствующего мещанства, безвкусицы. Вероятно, наглядное действенное решение в данном случае было более верным, воспитательно более полноценным, чем обычный диалог.
Думая о создании массового зрелища, невольно увлекаешься и представляешь себе гигантские народные представления, такие, как «Тарас Бульба», или «Картины 1812 года», или героические эпизоды времен гражданской и Великой Отечественной войн.
Разве невозможно создание спектакля-зрелища «Тарас Бульба», где сменяли бы друг друга картины Запорожской сечи, осады города, битвы и сражения, где спектакль шел бы на фоне звучания хора и в него органически были бы включены элементы кино. Предположим, камерные сцены, отдельные диалоги, крупные планы выносились бы одновременно с развитием основного действия на несколько экранов. Вероятно, участниками такого представления должны быть танцевальные и вокальные ансамбли, спортсмены и хорошие драматические актеры. В данном случае упоминание о «Тарасе Бульбе» это только пример массового зрелища, народного героического плана.
Или другой вид представлений — на воде, в крупном бассейне или на берегу водоема, с тем чтобы действие происходило в трех плоскостях: под водой, где пловцы, оснащенные аквалангами и масками, участвуют в сюжете и действии, находясь в ярко освещенном подводном пространстве; на поверхности воды (балет на воде — фигурное плавание); в воздухе, где могут быть показаны прыгуны в воду, серьезные и комические воздушные цирковые номера. Такое эстрадное представление, объединенное несложным сюжетным ходом, мне кажется, могло бы быть новым, весьма привлекательным видом зрелища.
Назову еще один пример — интересную форму зрелища — музыкально-танцевальное обозрение, в которое органически могут быть включены эстрадные коллективы, танцевальные и вокальные ансамбли, зарубежные исполнители. Такое обозрение под условным названием «Эстафета друзей» под девизом «Искусство сближает народы», вероятно, тоже может найти свое решение в форме массового театрального представления.
Говоря о творческих вопросах работы над массовыми зрелищами, нельзя не остановиться на техническом оснащении синтетических спектаклей. Эта часть постановочной работы — постановочная техника — пока еще очень отстает.
Необходимо использовать и применить новейшую световую, радио- и киноаппаратуру для достижения многообразных эффектов и трюков.
Особый характер постановочного решения массовых представлений диктует, естественно, и необычный характер декорации и реквизита. Декорации спектакля могут быть неподвижными и движущимися, укрепленными на автомобилях, мотоциклах, велосипедах. Например, в одном из спектаклей действующие лица, герои сказки Ю. Олеши «Три толстяка», непрерывно находились на башнях своего замка, а весь замок двигался, укрепленный на автомашине, невидимой под его конструкцией. Это одна из форм декоративного решения в массовом зрелище. Возможна и просто декорированная символическая платформа, являющаяся основой для появления на ней того или иного действующего лица.
Может быть и совершенно другое решение декоративных элементов — такое, в котором декорация превращается в действующее лицо. В качестве такого примера хочется назвать старинный автомобиль из музея автомобильного хозяйства, на котором появлялся профессор Полежаев (артист Черкасов) во время одного из представлений в Ленинграде на стадионе имени С. М. Кирова. Это была великолепная краска, очень точный режиссерский мазок, во многом определивший успех эпизода.
В качестве декоративных действенных элементов могут быть использованы самые необычные технические аппараты и машины, как замаскированные, так и показанные открыто. Воздушные гимнасты, работающие под строительным краном, воздушные гимнасты, работающие под вертолетом, декорированные движущиеся машины-батуды, на которых непрерывно выступают артисты цирка, и т. д. и т. п.
В последнее время во многих городах страны проводятся разнообразные массовые праздники и зрелища. Накапливается опыт, возникают первые законы и в то же время первые штампы. Найденное однажды решение эксплуатируется охотно и старательно. Так, например, несколько лет тому назад на Ленинградском стадионе имени С. М. Кирова был организован новый вид эстрадного концерта-представления «Встреча с любимыми героями кино», состоявшего из пролога, парада, выступлений «кинозвезд» и эпилога.
Большинство исполняемых артистами диалогов и монологов из кинофильмов на этих праздниках не являются завершенными конвертными номерами и очень редко имеют самостоятельную художественную ценность.
Однако эта форма представления, произвольно называемая их организаторами — праздниками, многократно повторялась в последние годы на различных стадионах страны, причем изменениям (и то не полностью), как правило, подвергался только пролог.
Мы считаем вполне закономерной организацию на стадионах и в открытых театрах больших народных концертов (в том числе и с участием киноартистов), но нужно, чтобы такой концерт создавался по всем законам этого жанра с особым вниманием к качеству каждого концертного номера.
Опыт нескольких постановок не дает автору права претендовать на глубокий анализ всех положений в деле организации синтетического зрелища. Создание высокохудожественного массового зрелища — это высокое искусство и, как таковое, оно заслуживает еще большей государственной поддержки, требует еще более внимательного и заинтересованного отношения к себе со стороны творческих работников и широкой творческой общественности.