Подструктура отношений | Отношение к живой и неживой природе | Отношения к миру людей | Отношения к себе |
Объекты отношений | Живая и неживая природа – мир предметов (МП) | Общество в целом, группы, отдельные значимые люди – мир людей (МЛ) | «Я» - реальное, «Я» - желаемое |
Основные составляющие | Желаемые отношения с МП Реальные отношения с МП | Желаемые отношения с МЛ Реальные отношения с МЛ | Отношения к «Я» -желаемому Отношения к «Я» - реальному |
Процессы отношений | Познание МП Оценивание отношений с МП Регулирование отношений с МП Осознание отношений с МП | Познание МЛ Оценивание отношений с МЛ Регулирование отношений с МЛ Осознание отношений с МЛ | Познание себя Самооценка Саморегуляция Осознание себя |
Компоненты отношений | |||
Познавательный | Представления о МП | Представления о МЛ | Представления о себе |
эмоциональный | Принятие объектов МП | Принятие субъектов МЛ | Принятие себя |
поведенческий | Установки, активность, направленная на МП (предметная экстраактивность) | Установки, активность, направленная на МЛ (социальная экстраактивность) | Установки на себя, активность, направленная на себя, (интроактивность) |
Это подструктуры, которые тесно связаны и пересекаются. В воспринимаемом «Я» непременно представлено и желаемое «Я», без определенного совпадения этих образований вряд ли возможен достаточно высокий уровень самооценки. В желаемом «Я» есть компоненты воспринимаемого (существующего уже сейчас).
|
|
Итак, психологическое отношение представляет собой сложное и многофункциональное образование, составляющими которого выступают «Я»-желаемое и воспринимаемое субъектов отношения, эмоционально-чувственные (состояния, настроения) и установочно-волевые характеристики личности, субъективная позиция человека, его жизненный опыт, а также его поведенческие характеристики (активность предметная, социальная и интроактивная).
В отношениях заключено диалектическое единство внешней и внутренней обусловленности формирования и развития личности. Категория «психические отношения» вынуждает объединять внешнее с внутренним и исключает односторонний интроспекционизм. Это позволяет преодолеть противопоставление биологической и социальной детерминаций психики человека, показать и понять их единство, но не тождество, определять его психику не только как функцию мозга, деятельности и общения, но и как особый духовный мир.