Время: 10 минут
Цель: выработать навык поиска стратегий сотрудничества в трудных ситуациях жизни.
Участники объединяются в две группы, которые от двух диагональных углов должны, идя навстречу, добраться до противоположного угла. Передвигаться необходимо лицом к стенке, так, чтобы в каждый момент касаться ее тремя конечностями, в том числе и во время встречи «на скале». Если в этот момент один из двух столкнувшихся участников нарушил правила – «срываются» оба и возвращаются в конец шеренги. Тот, кто оторвал более одной конечности от стены до или после встречи, возвращается один. Все становятся победителями, если прошли таким необычным способом этот путь.
После завершения похода обсудить, какие чувства переживали участники, чему они научились в этой процедуре.
Упражнение 21. ДЕРЕВО РАДОСТЕЙ И ПЕЧАЛЕЙ
Время: 1 час
Цель: побудить участников обратиться к таким чувствам, как радость и печаль. Кроме того, необходимо учиться рассказывать о своих чувствах другим.
Материал: рулон бумаги, карандаши, цветная бумага (светлая и темная), клеящие карандаши.
Проведение. Группа делится на несколько маленьких команд (максимально по 3 человека). Каждая команда получает большой лист бумаги, на котором нарисовано большое дерево с голыми ветвями. Каждый член команды наклеивает на голые ветки «плоды» из цветной бумаги: на них надо записать переживание или событие, вызвавшее либо радость, либо печаль. Светлая бумага предназначена для радостей, темная – для печалей. Затем результат работы команды вывешивается так, чтобы всем было хорошо видно, и представляется. Теперь «Дерево радостей и печалей» служит основой для дискуссии. При этом можно подумать над следующими вопросами:
● Как я могу выразить свои чувства?
● Как я переживаю эти чувства?
● Как я веду себя в ситуациях, которые вызывают радость или печаль?
● Могу ли я рассказать кому-либо о своих чувствах?