Специфика театра ХХ век. Усиление по сравнению с предыдущими веками воздействия на театральное творчество ХХ века политического и военного антагонизма общества. Прямая зависимость театрального процесса от перестроек общественного сознания в условиях двух мировых войн, революций, холодной войны, противостояния капитализма и социализма советского образца, подчинения театра ряда зарубежных стран культурной политике тоталитарных режимов.
Наследование театром ХХ века как деструктивной эстетики «декадентского» рубежа веков, так и идей содружества и синтеза всех искусств (неоромантизм, модерн). Доминанта режиссуры. Взаимодействие и противоборство различных театральных систем. Традиционализм и авангардизм как идейно-эстетическе полюса и антагонистические сферы театральных экспериментов. Синтез искусств и авангардистский театральный процесс со стремлением к выработке специализированных сценических концепций. Взаимодействие театра со зрелищной практикой массовой культуры и шоу бизнеса.
|
|
Интеграция и глоболизация театрального искусства как в связи с постоянной гастрольной практикой, политэмиграций и натурализацией в новых странах крупнейших театральных деятелей, так и в связи с интернациональным распространением школ и систем (Крэг, Арто, Станиславский, М.Чехов, Брехт, Брук, Гротовский и др.), так и с организацией фестивалей, учреждением международных научно-практических театральных центров, с развитием театроведения и, естественно, с мировым прогрессом в сфере коммуникации.
Раздел 21. Театр ХХ века. Французский театр. Бельгийский театр.
21.1. Основные тенденции французской драматургии 1920-1930-х гг.
Основные тенденции французской драматургии 1920-1930-х гг. Унанимисты и их комедии 1920-ых гг.: Жюль Ромен (1885 – 1966), Жорж Дюамель (1884 – 1966). Театральный сюрреализм: творчество Гийома Аполлинера (1880 – 1918), ранние пьесы Армана Салакру (1899 – 1972). Драматургия Анри де Монтерлана (1896 – 1978).
21.2. Драматургия Жана Жироду.
Интеллектуальная драма. Философия и эстетика. Драматургия Жана Жироду (1882 – 1944). Постановка «Троянской войны не будет» (1935) Л. Жуве. Пьесы, написанные во время Второй мировой войны: «Безумная из Шайо» (1942), «Содом и Гоморра» (1943).
21.3. Драматургия и театральная деятельность Жана Кокто.
Драматургия и театральная деятельность Жана Кокто (1889 – 1963). Эссе «Петух и арлекин» (1918) и работа над балетными либретто. Античная тема творчестве Кокто: «Антигона» (1922), «Эдип-царь» (1925). Черты сюрреалистической эстетики в «Человеческом голосе» (1930).
21.4. Основные тенденции французской драматургии 1940-1960-х гг.
Драматургия Ануя, Сартра, Камю, Ионеско, Беккета, Жене и др.
|
|
21.5. Драматургия Жана Ануя.
Драматургия Жана Ануя (1910 – 1987). Ранние пьесы: «Горностай» (1932), «Дикарка» (1934), «Путешественник без багажа» (1936). Осознать современность через миф: «Эвридика» (1942), «Антигона» (1943), «Жаворонок» (1953).
21.6. Драматургия Жан-Поля Сартра.
Экзистенциализм во французском театре. Драматургия Жан-Поля Сартра (1905 – 1970): «Мухи» (1942), «За закрытой дверью» (1944), «Мертвые без погребения» (1946).
21.7. Драматургия Альбера Камю.
Драматургия Альбера Камю (1913 – 1960), философское эссе «Миф о Сизифе» (1942).
21.8. Драматургия Эжена Ионеско.
Театр абсурда. Философия и эстетика. Возникновение термина, книга Мартина Эсслина «Театр абсурда» (1961). Драматургия Эжена Ионеско (1912 – 1994). Постановка «Лысой певицы» 11 мая 1950 г. в парижском театре Ноктамбюль. Тетралогии Ионеско о Беранже. Новые тенденции в творчестве драматурга в 1970-ые гг. «Макбет» (1972).
21.9. Драматургия Сэмюеля Беккета.
Драматургия Сэмюеля Беккета (1906 – 1986). Постановка «В ожидании Годо» (1953 г.) в парижском театре Вавилон, режиссер – Роже Блен.
21.10. Драматургия Жана Жене и Фернандо Аррабаля.
Драматургия Жана Жене (1910 – 1986). Драматургия Фернандо Аррабаля (род. 1932) и его театральная теория «Театр панической церемонии».
21.11. Сценическое искусство Франции 1920-1930-х гг. «Картель четырех» (Шарль Дюллен, Луи Жуве, Жорж Питоев, Гастон Бати).
Сценическое искусство Франции 1920-1930-х гг. Второе поколение французских режиссеров. «Картель четырех» (Шарль Дюллен, Луи Жуве, Жорж Питоев, Гастон Бати).
21.12. Творчество Антонена Арто.
Творчество Антонена Арто (1896 – 1948). Первый театральный манифест 1926 года. Открытие театра «Альфред Жарри» (1927), постановки сюрреалистических драм, спектакли по пьесам Р. Витрака «Таинство любви» (1927) и «Виктор, или Дети у власти» (1928). Второй театральный манифест 1932 года «Театр Жестокости».
21.13. Творчество Жана-Луи Барро и Мадлен Рено.
Творчество Жана-Луи Барро (1910 – 1994). Первые режиссерские опыты 1930-ых гг. Спектакли 1940-ых гг. в Комеди Франсез. Создание компании Барро и Мадлен Рено. Новые тенденции в творчестве режиссера, спектакль «Рабле» (1969 г.)
21.14. Режиссерская деятельность Жана Вилара. Авиньонский театральный фестиваль.
Творчество Жана Вилара (1912 – 1971). Авиньонские театральные фестивали. Творчество Жерара Филипа (1922 – 1959).
21.15. Творчество Марселя Марсо.
Творчество Марселя Марсо. Создание новой пантомимы «Пюр мим».
21.16. Крупнейшие режиссеры Франции 2-й половины ХХ в. (Антуан Витез, Марсель Марешаль, Ариана Мнушкина, Патрис Шеро и др.).
Крупнейшие режиссеры Франции второй половины ХХ в. (Андре Барсак, Роже Планшон, Антуан Витез, Марсель Марешаль, Ариана Мнушкина, Патрис Шеро и др.).
21.17. Бельгийский театр ХХ века.
Драматургия Фернана Кроммелинка. Драматургия Мишеля де Гельдерода.
Раздел 22. Театр ХХ века. Английский театр.