XVIII век стал временем дальнейшего формирования английской конституционной монархии. В стране происходили многие изменения: происходила промышленная революция, выдвинувшая Англию в число первых промышленных стран мира; появляются новые социальные классы со своими новыми потребностями; возросшее значение уже окончательно окрепшей буржуазии, а не земельной аристократии; постепенное исчезновение английского крестьянства и рост значения для английской экономики пролетариата; бурный рост новых городов, вызванный промышленной революцией XVIII века.
Утверждение в Англии конституционной монархии получило закрепление в следующих актах парламента:
- Хабеас корпус акт («Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем») – 1679 г.;
- Билль о правах – 1689 г.;
- Акт об устроении («Закон о престолонаследии») – 1701 г.
Принятый в 1679 г. Хабеас корпус акт («Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем»), название которого происходит от латинской начальной строки приказа суда о доставке арестованного, приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии. Он устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду, предоставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и содержит ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежащей судебной процедурой и по месту совершения проступка.
|
|
Билль о правах 1689 г. резко ограничил прерогативы короны и гарантировал права парламента. Он устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Срок полномочий парламента был определен в З года, а в впоследствии был увеличен до 7 лет.
Утверждалось верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики. Без согласия парламента король не имел права: приостанавливать действие законов или их исполнение; взимать налоги и сборы в пользу короны; набирать и содержать постоянную армию в мирное время.
Король продолжал участвовать в законодательной деятельности и ему предоставлялось право абсолютного вето.
Акт об устроении, принятый в 1701 г., устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения компетенции законодательной и исполнительной власти. Для развития конституционного строя Англии важное значение имели следующие положения этого документа: установление принципа контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, были действительны только при наличии подписи соответствующего министра; установление принципа несменяемости судей - отстранить их от должности можно было только по решению парламента. Это правило провозглашало отделение судебной власти от исполнительной.
|
|
Важную часть английской конституции составляют неписаные правила, установление которых определяет дальнейшее развитие английской конституции. Эти правила утвердились в XVIII в. и стали называться конституционным прецедентом. К основным из них относятся: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из членов партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.
Парламент Англии после «Славной революции» вновь стал двухпалатным: палата лордов – верхняя палата состояла из лиц, занимающих места по наследству, по должности или по назначению короля; палата общин – нижняя палата формировалась на основе избирательного права и по социальному составу она почти не отличалась от верхней, что обусловливало господство аристократии в парламенте.
В начале XVIII в. в Англии был создан новый орган исполнительной власти – кабинет министров, возглавляемый премьер-министром. К середине XVIII в. кабинет министров стал обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из представителей партии большинства в парламенте и коллективно ответственным перед палатой общин. Самостоятельность кабинета министров обеспечивалась таким неписаным правилом (конституционным прецедентом), как непосещение королем заседаний кабинета министров. Ответственность же членов кабинета перед парламентом выражалась в отставке члена кабинета, политика которого не получала поддержки палаты общин.