Искусство Древнего мира

Периодизация искусства Древнего Египта, её связь с периодизацией исторических процессов: искусство додинастической эпохи (2-я пол. IV. тыс. до н. э.), искусство Древнего царства (ХХХ-ХXIII вв. до н. э.), искусство Среднего царства (XXII—XVIII вв. до н. э.), искусство Нового царства (XVII—XI вв. до н. э.). История знакомства Европы с искусством Древнего Египта. Древнеегипетская религиозная система и мифологические представления. Основополагающая роль религии Древнего Египта в специфике и путях формирования искусства. Канон, его индивидуальность в самом древнеегипетском искусстве и роль канона в истории мирового искусства. Особенности древнеегипетского искусства.

Додинастическая эпоха. Плита фараона Нармера. Формирование специфического языка древнеегипетского искусства.

Древнее Царство. Возникновение централизованного государства, его замкнутость. Придворный и самодостаточный характер искусства Древнего царства. Социальный статус художника в Древнем Египте. Культ фараона (живого бога) и заупокойный культ, его основополагающая роль в искусстве этого периода. Возникновение каменного зодчества и его специфика. Эволюция формы пирамиды. Пирамида Джосера в Саккара. Пирамидальные комплексы в Гизе (пирамиды Хеопса и Хефрена, Большой сфинкс). Особенности египетской архитектуры: грандиозность масштабов, массивность и геометрическая элементарность форм, несоизмеримость масштаба архитектуры. Сложение канона в древнеегипетской скульптуре и живописи. Особенности художественного языка древнеегипетской скульптуры. Её монументальность, тяготение к грандиозным масштабам, статичность, связь с каменным блоком, проблема трактовки движения. Формирование портрета в искусстве Древнего царства и его индивидуальность (статуя фараона Хефрена). Разновидности древнеегипетского рельефа и специфика его художественного языка (панели Хесира). Памятники живописи («Гуси» из Медума). Монументальный характер древнеегипетского искусства. Взаимоотношения архитектуры и изобразительного искусства.

Среднее Царство. Возрождение единого государства и его отличительные черты в этот период. Политическая и художественная роль местных центров (номов). Расцвет культуры (литературы) и особенности развития религиозной мысли. Изменение в практике строительства заупокойных сооружений. Упадок техники строительства пирамид. Пещерные гробницы и их настенные росписи (росписи Бени-Хасана). Развитие портрета (портреты Сенусерта III и Аменемхета III).

Новое Царство. Восстановление самостоятельности и единства страны. Роль Фив, фиванского жречества и фиванских религиозных систем (культ Амона) в этом процессе. Основание XVIII династии. Египет становится мировой державой; влияние этого процесса на художественное развитие. Контакты с переднеазиатским регионом. «Имперский» характер египетского искусства. Появление храмовых ансамблей нового типа (Карнак и Луксор). Понимание «храма» в египетской религиозной мысли и художественном пространстве. Особенности погребальной архитектуры (храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, Абу-Симбел). Монументальность и роскошь, рафинированность и разнообразие художественного языка скульптуры и живописи (скульптурная декорация храмов и живописные ансамбли погребальных сооружений). Портрет в искусстве Нового царства.

Амарнский период (конец XV — первая половина XIV в. до н. э.). Религиозно-политическая реформа Эхнатона. Резкое изменение в характере древнеегипетского искусства и вместе с тем невозможность окончательного преодоления существовавшей художественной традиции. Отказ от обязательности канона и выработка новых, ставших каноническими решений, господства гротеска, экспрессии и «реализма» (портреты Эхнатона и Нефертити). Правдивость и человечность образов скульптуры и живописи. Памятники из гробницы Тутанхамона.

Утрата Египтом государственной самостоятельности с XI в. до н. э. Обращение к древним традициям и их фиксированность. Портрет как высшее достижение саисского искусства.

Значение древнеегипетского искусства для истории мирового искусства.

Понятие и составные части искусства эгейского мира. Периодизация. История открытия культуры эгейского мира. Общество и государство на Крите и в материковой Греции. Религиозная система. Место эгейского искусства в общей системе искусства Средиземноморья. Роль восточных влияний и воздействие эгейского искусства на позднейшее искусство Древней Греции. Дворцовый характер критского искусства и архитектуры. Особенность критской архитектуры и ордера. Ансамбль Кносского дворца. Отсутствие монументальной скульптуры, преобладание пластики малых форм («Богини со змеями» из Кносса). Монументально-живописные ансамбли и специфика критской живописи (фрески Кносского дворца). Вазопись (ваза с изображением осьминога из Палекастро).

Микенское искусство. Материковые центры — Микены, Тиринф. Особенности архитектуры, ее крепостной характер, специфика материалов и техники архитектуры. Дворцовые комплексы, формирование типологии мегарона, погребальные сооружения (крепость в Тиринфе, «Львиные ворота» и «Сокровищница Атрея» в Микенах). Монументальная живопись (фрески из Тиринфа). Торевтика (золотые «Кубок Нестора» и кубки из Вафио). Проблемы гибели эгейского мира и существования художественной традиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: