Страницы: 1 2 3 4
Искусство возведения зданий и сооружений по законам полезности, прочности и красоты всегда было связано с решением различных технических, эстетических и экономических задач. Каждая историческая эпоха по-своему решала эти задачи, на уровне технического прогресса своего времени, сообразно своим идеалам. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас памятники архитектуры и строительства.
Первые грандиозные архитектурные сооружения создавались в рабовладельческую эпоху в Древнем Египте, античной Греции и Риме (IV—I тысячелетие до н. э.).
Одна из древнейших цивилизаций на земле — далекий, загадочный Египет... И сегодня человека восхищают застывшие громады пирамид, скульптура сфинкса, охраняющего царство: мертвых, великолепие храмов.
Колонны древнеегипетского храма.
Идея, заложенная в творения древнеегипетских зодчих,— идея величия власти фараона и жрецов и ничтожества человека перед нею. Архитектура подавляла человека монументальностью, мрачным великолепием. Особенно поражают пирамиды, о грандиозности которых можно судить по их размерам: высота пирамиды Хеопса 146,6 м, сторона основания 230 м; при строительстве в нее было уложено 2,5 млн. гладко притесанных каменных блоков массой 2,5 т каждый.
|
|
Памятники архитектуры Древнего Египта отличаются не только величием, но и красотой. Пример тому — Луксорский храм, при виде которого, словно остолбенев, остановились и отдали честь солдаты Наполеона.
Луксорский храм сильно разрушен. Но и сейчас он поражает своим великолепием. Воздвигнутый на берегу Нила, ориентированный с севера на юг, храм обращает внимание редким для архитектуры Древнего Египта местоположением. Воды Нила отражают многочисленные стройные колонны, увенчанные капителями в виде цветков лотоса. Храм был богато украшен скульптурой и рельефами на сюжеты мрачной древнеегипетской мифологии.
Перевернем страницу. Солнечная Эллада... Древние греки — жизнерадостный и веселый народ. Они любили все яркое. Мраморные изваяния богов и героев они расцвечивали, а иногда покрывали позолотой. Храмы украшали цветным орнаментом.
Для постройки своих прекрасных сооружений греки создали особый порядок распределения частей здания — так называемый архитектурный ордер. Основа греческого ордера — колонна. Она имеет ствол, базу в основании и завершающую часть — капитель. Колонны связывает горизонтальная каменная балка с широкой, украшенной скульптурой или росписью полосой (фриз). Верхняя нависающая плита этой конструкции— карниз — защищает здание от дождя.
К лучшим произведениям древнегреческой архитектуры относится храм богини Афины — Парфенон, возведенный из белого мрамора на Афинском Акрополе.
|
|
Как и все греческие постройки, Парфенон относительно невысок. Человек, глядя на храм, чувствовал себя выше ростоми шире в плечах, размеры здания не давили, не принижали его.
Все в архитектуре Парфенона основано на тонком и точном понимании законов оптики и зрительного восприятия. В этом секрет гармонии его линий и форм.
Архитектура Древней Греции поражает нас благородной красотой и величием.
Античный Рим стал преемником архитектурных традиций древней Эллады, римляне заимствовали у греков классический ордер.
Но другие идеи, идеи мощности и незыблемости римской военной империи, нашли отражение в памятниках архитектуры. Эти идеи наиболее ярко воплощены в здании гигантского цирка, называемом Колизей от слова «колосс» — «гигант».
Двести сорок огромных арок в три яруса снаружи окружают колоссальный эллипс. За ними сводчатые галереи. С обеих сторон арки обрамлены полуколоннами.
Если в греческой архитектуре система колонн и балок ясна, логична, конструктивна, то в Колизее полуколонны служат декорацией. Они прислонены к стене и маскируют ее тяжесть.
Колонны Парфенона могучи и свободны. Полуколонны Колизея напоминают солдат на военном параде. Это же впечатление усиливает ряд статуй в проемах второго и третьего этажей.
Парфенон на Афинском Акрополе.
Статуи высечены из белоснежного мрамора. Они поражают своей величиной, количеством и богатством материала. Они не повествуют, как в Парфеноне, о красоте и совершенстве свободного