В в е д е н и е

Праздники с древнейших времен занимают огромное место в жизни каждого человека и каждого народа. В праздниках нередко видят едва ли не главное событие в круговороте жизни. «Мы целый год трудимся для праздника», «Жизнь без праздника, что еда без хлеба» - так говорили на Руси. Праздник - явление всеобщее, постоянное и неискоренимое. «Праздник, - писал российский философ М.М. Бахтин, - первичная и неуничтожимая категория культуры. Он может оскудеть и даже выродиться, но он не может исчезнуть вовсе». Раньше на Руси праздники нередко называли божьими днями, а их основной цикл - Святками, т. е. святыми днями. Сходное значение имеет слово «праздник» и в английском языке: holiday - «святой день».

Праздники регулирова­ли отношения человека и природы, включая их в единый стройный кос­мический цикл. Система календарных праздников у каждого народа вобрала в себя прак­тически все стороны традиционной культуры: наследие архаической эпо­хи, астрономические и иные естественно -научные знания, религиозные мотивы, богатый фольклор, способы изготовления одежды и прочие осо­бенности материальной культуры. Позже, в период зарождения цивилизаций и становления государств, сюда доба­вились идеология правящей и образо­ванной верхушки, история государств, религиозные установления. Но, так или иначе, всё, что символически от­ражалось в праздниках, направлялось на уравновешивание бытия и должно

было способствовать победе добра и святости над постоянно угрожающим злом и скверной, обеспечивать плодородие земли и здоровье людей.

Существуют расхождения в определении понятия «праздник», но практически все исследователи истории его зарождения и развития подчеркивают генетическую связь этого феномена с религией уже в самых ранних формах ее проявления. До наших дней праздник как своеобразный социальный институт сохранил рудименты далекого прошлого, элементы языческих времен. Генетические корни любого праздника нужно искать в древнейших религиозных верованиях.

Но праздник отнюдь не статичное, неизменное яв­ление. Если рассматривать каждый праздник как цело­стную, относительно открытую систему, то в нем можно выявить все признаки, присущие сложным системам, прежде всего его динамику. Свидетельством того, что праздник обладает всеми качествами сложной системы, выступает уже тот факт, что в процессе эволюции каждый конкретный праздник претерпевает трансформации и превращения. Можно выделить этапы его рождения, расцвета, затухания, исчезновения (вернее, перехода в иное качество). Появление, расцвет, изменение элементов праздника, самого способа празднования, продвижение или упадок его по отношению к праздникам - все это значимые показатели не только изменений внутри системы, но и перемен более общего характера. Так, упадок идеи, угасание веры и убеждения в ценности блага ослабляют и обычно, в конце концов, вовсе сводят на нет потребность в праздниках. Если этот упадок сопровождается принятием новых идей, новых ценностей, новой веры, то, скорее всего, появится и потребность в новых праздниках. Иногда такой процесс происходит стремительно, соединяясь с массовым распространением новой религии, новых идей, революций, отбрасывающих старые и утверждающих новые ценности. Вводятся, как правило, новые календари, новые праздники. Наиболее яркие тому примеры - Великая французская революция и Великая Октябрьская революция в России. Иногда наблюдается также своеобразная трансформация смысла: праздник, первоначальное, культовое, магическое, метафизиче­ское, мифическое значение которого утрачено, приобре­тает для сообщества, соблюдающего его, новый, иной смысл.

Но, даже подвергаясь глубоким изменениям, праздник часто сохраняет старинные элементы, кото­рым сообщество придает новый смысл и которые можно идентифицировать как идущие из далекого прошлого свидетельства о непрерывности культурных влияний и заимствований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: