Купало, Ярило, Косторома, Кострубонька

Основным летним языческим праз­дником был праздник летнего солнце­стояния, когда солнце достигает высшей степени напряжения своих

сил и его постепенно развивающаяся любовь к «матерн-сырой земле» завершается браком, что придает воде и растениям особые чудесные цели­тельные свойства. Праздник летнего солнцестояния имеет, как и Коляда, два противоположных смысла: обого­творение наивысшего развития про­изводительных сил природы и «похо­роны лета».

Праздник летнего солнцестояния существовал у греков и римлян. У гре­ков на праздниках Цереры и Вакха совершалось очищение посредством огня и воды. У римлян на празднике Палилии существовал обычай пере­скакивать через огонь и проводить через него стада, а очищение происхо­дило при помощи воды. На празднике Весты (23 июня) у римлян водой окроплялись дома, а ночью в этот же день зажигали костры, и люди пере­прыгивали через огонь. С принятием христианства праз­дник летнего солнцестояния у нас был приурочен ко дню Рождества Иоанна Крестителя (24 июня), причем кни­жное слово «Креститель» - заменилось народным словом «Купала», что зна­чит «купающий». На Иоанна Крести­теля были перенесены черты Даждь-бога, а крещение, совершенное Иоан­ном, было приравнено к языческому очищению водой.

В России в настоящее время купаль­ские обряды почти исчезли, но довольно хорошо сохранились в Белоруссии и Малороссии. Совершаемые большей частью накануне 24 июня, эти обряды состояли в том, что люди прыгали через костры, прогоняли мимо них скот, купались, чтобы обезопасить себя от действия враждебных сил природы, скатывали с горы зажженное колесо в воду, что символизировало поворот солнца на зиму. В деревнях сжигали, топили или хоронили чучело из соло­мы, а иногда два чучела. Одно из них, изображавшее женщину, называлось Купалой, Мариной или Мареной, а дру­гое, изображавшее мужчину, - Ярилом, Костромой илиКострубонькой. В ночь на Ивана Купалу собирают травы, приобретающие в эту ночь чудесные свойства, как, например, плакун-трава, одолень-трава, чертополох, разрыв-тра­ва. В эту ночь, по народному верова­нию, цветет огненным цветом папоротник, и тот, кому удастся подсмотреть это цветение, может найти под ним клад с золотом.

К празднику Купалы примыкали совпадавшие иногда с ним праздники в честь Ярилы (от яр - свет, жар, пыл - эпитет бога солнца). Это день похорон Ярилы, совершавшихся через неделю после Троицы во Всесвятское заговенье, или в первое воскресенье после Петрова дня, празднуемого 29 июня. Похороны эти совершались или с участием чучел, олицетворявших Ярилу, или кто-нибудь их присут­ствоваших играл роль Ярилы.

На праздниках в честь Купалы и Ярилы происходило свободное сближение обоих полов как отголосок древних отношений в эпоху матриар­хата. Купание было основным обря­дом, освящавшим вступление в брак. Купальские обряды сопровожда­ются песнями. При зажигании чучела на костре поют: «Купала на Ивана! Где Купала ночевала? Купала на Ивана ночевала у Ивана». При потоплении чучела поют подобную песню: «Купала на Ивана! Купался Иван, да в воду упал- Купала на Ивана!». Любопытна песня, в кото­рой Купала предстает как хозяин золотых кладов: в ней поющий пред­ставляет себе цветение папоротника. Как он подстережет цвет, сорвет его, найдет золотой клад и станет богачом-богатырем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: