Представители Франкфуртской школы Т. Адорно и М. Хоркхаймер разрабатывали критическую теорию современного индустриального общества, в рамках которой значительное внимание уделялось изменению функций культуры и появлению феномена «индустрии культуры».
В возникновении и существовании этого феномена главную роль играют средства массовой коммуникации. Радио, телевидение и кино тиражируют произведения культуры, превращая их в продукт потребления. Произведения «индустрии культуры» изначально создаются как товар, предназначенный
для массового рынка, что, по мнению исследователей, меняет саму сущность культуры.
Основываясь на предшествующей интеллектуальной традиции, в частности на немецкой философии, Адорно и Хоркхаймер понимали культуру прежде всего как свободную творческую и интеллектуальную деятельность, само существование которой означает возможность критики и рационального осмысления социальной реальности. Массовая культура, превратившаяся в индустрию, полностью утрачивает эти функции и служит утверждению и легализации общества потребления, интересов власти и бизнеса. Она парализует критическое мышление, служит своеобразным наркотиком, отвлекающим людей от реальных проблем и противоречий общественной жизни.
|
|
Аудитория СМИ, потребляющая стандартную «культурную продукцию», становится пассивной и легкоуправляемой, приучается мыслить стереотипами. Индустрия культуры становится механизмом воспроизводства тотальной потребительской идеологии, легитимизирующей сложившийся социальный порядок.
Стандартизированное культурное производство есть логическое продолжение стандартизированного производства товаров в других сферах экономики. Собственно, сама культура превращается с помощью средств массовой коммуникации в одну из отраслей экономики. Она утрачивает функцию духовного развития человека.
Подобный тотальный критицизм по отношению к современной массовой культуре разделялся впоследствии многими авторами. Однако развитие средств коммуникации в постиндустриальном, информационном обществе внесло значительные коррективы в модель Адорно и Хоркхаймера. Прежде всего, массовая культура, транслируемая СМИ, уже не является настолько однородной и стандартизированной, распадаясь на множество сегментов. С другой стороны, новые информационные технологии позволяют увеличивать активность аудитории СМИ в выборе информации.