Социальная ответственность СМК и аудитории

Д. Мак-куэйл в рамках своей теории массовой коммуникации сформули­ровал социальные принципы функционирования СМК в обществе. По его мнению, от СМК ожидают служения общественным инте­ресам или общественному благу. Поэтому к ним предъявляют и требования ответственности за то, что они делают или что им не удалось сделать, Иногда осуществляется правовое или эконо­мическое вмешательство в дела СМК. Ответственность соот­носится с широко распространенными ценностями (перечисле­ны М. М. Назаровым).

Принцип свободы — отсутствие цензуры, привилегий и дру­гих мер контроля, равные права и возможности граждан в до-ступе к информации (право на коммуникацию); получение ин­формации СМК из разных источников, отсутствие скрытого влияния собственников и других агентов влияния на новости и точки зрения. В сумме это свобода коммуникаторов и граждан-потребителей информации. Но она не абсолютна.

Разнообразие — отражение различных социальных, эконо­мических и культурных реалий, представителей социальных и культурных меньшинств, разных интересов и мнений.

Качество информации — полное обеспечение новостями и комментариями о событиях в обществе и мире, объективность (точность, откровенность, надежность, разделение фактови мнений), сбалансированность и беспристрастность, отражение альтернатив­ных точек зрения (бинарность оппозиций или спектральность).

Социальный порядок и солидарность —г стремление к интег­рации и гармонии в обществе: обеспечение каналами общения и под­держки разных индивидов и (Групп, отказ стимулировать социальный беспорядок и преступность, в вопросах национальной безопасности (война, терроризм) требование исходить из национальных интере­сов, в вопросах морали — придерживаться господствующих в обще­стве норм.

Культурный порядок — отражение и выражение языка и современной культуры людей (национальной, локальной, регио­нальной), отражение лучших материалов культурного наследия, появление творчества, оригинальности и высокого качества, со­ответствующего эстетическим, моральным, интеллектуальным, профессиональным критериям.

В борьбе за свободу прессы и ее подчинение обществу воз­никла теория социальной ответственностимассовой коммуни­кации со следующими принципами.

1. Медиа должны брать на себя и нести ответственность перед обществом.

2. Эта ответственность должна быть связана с соблюдени­ем профессионализма — информативности, правдивости, точ­ности, объективности и баланса информации.

3. В рамках этих обязательств СМИ самоуправляются на основе законов.

4. Они должны избегать всего, что ведет к преступлениям, насилию, беспорядкам, унижению меньшинств.

5. Медиа должны быть плюралистичными и отражать разно­образие интересов в обществе, предоставляя место разным точ­кам зрения и их критике.

6. Общество и общественность вправе ожидать высокого уровня профессионализма, а вмешательство возможно с пози­ций обеспечения социальной интеграции и преодоления конф­ликтов.

7. Журналисты и другие медиаспециалисты несут ответствен­ность перед обществом, а также перед своей внутренней общественностью: Оптимальный путь массовой коммуникации — пройти между этими Сциллой и Харибдой так, чтобы выдержать требования социальной ответственности в условиях свободы творчества. Этот подход связан с поиском золотой середины между СМИ и обществом.

Теоретически их может быть две: в одном случае речь дол­жна идти о социальной ответственности СМИ и журналистов, а в другом — о не меньшей ответственности общества, аудито­рии и всех институтов перед СМИ и журналистским сообще­ством. И только в некоем оптимальном соотношении, регулиру­емом правом и этикой, может нормально функционировать массовая коммуникация.

Применительно к личности журналиста, пиармена, реклами­ста возникло представление о социально-ответственном комму­никаторе. Американские исследователи сформулировали ряд «за­поведей» ответственного коммуникатора:

— быть искренним;

— не давать сознательно аудитории ложной или полуправди­вой информации, которая может принести ей вред;

- не искажать сознательно истинное положение дел;

- высказывать свое мнение;

— повышать уровень понимания аудитории предоставлени­ем необходимых фактов, определений, описаний и другой суще­ственной информации;

— не давать информацию, несущую духовное или физиче­ское насилие над личностью;

— не подгонять и не фабриковать статистику или другую информацию для обоснования содержания или своей позиции;

- не выдавать информацию за свою, первую, оригинальную, если она таковой не является.

С. Г. Корконосенко анализирует этические и правовые ас­пекты социальной ответственности журналистов, в частности, по линии «журналист — граждане (население, аудитория)». Он воспроизводит некоторые фрагменты из кодекса, принятого Со­юзом журналистов России. В нем указывается, чтожурналист распространяет только ту информацию, в достоверности кото­рой он убежден и источник которой ему известен. Он должен избегать нанесения кому бы то ни было ущерба, вызываемого неполнотой или неточностью информации, сокрытием обще­ственно значимых или распространением заведомо ложных сведений. В его сообщениях должно проводиться различие между фактами и мнениями, версиями, предположениями, хотя журналист не обязан быть нейтральным. Он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым при­знакам, включая пол, расу, язык, религию, политические и иные взгляды.

Как видим, здесь развиваются положения социальной ответ­ственности журналистского труда, прежде всего в смысле со­блюдения безопасности населения. Недопустимо вторгаться в частную жизнь человека. Журналист обладает правом быть не­зависимым от внешних влияний, поэтому кодекс исключает по­лучение платы за распространение ложной или сокрытие истин­ной информации, а также получение любых вознаграждений от заинтересованных лиц за публикацию материалов. К сожалению, мы нередко сталкиваемся с нарушениями этических и правовых норм.

Эти требования сформулированы к одной стороне. Но в усло­виях наличия безответственных читателей и зрителей, бюрокра­тов, собственников и т. д. СМИ не могут соблюсти требования, предъявляемые к мим. Таким образом, требования социальной ответственности должны распространяться и на потребителей СМИ, которые в соответствии с теорией активной аудитории яв­ляются и заказчиками соответствующей информации.

Правовые и этические нормы должны соблюдаться всеми членами общества, а не только массовыми коммуникаторами, которые не только воздействуют, но и сами находятся под влия­нием разных сил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: