Д. Мак-куэйл в рамках своей теории массовой коммуникации сформулировал социальные принципы функционирования СМК в обществе. По его мнению, от СМК ожидают служения общественным интересам или общественному благу. Поэтому к ним предъявляют и требования ответственности за то, что они делают или что им не удалось сделать, Иногда осуществляется правовое или экономическое вмешательство в дела СМК. Ответственность соотносится с широко распространенными ценностями (перечислены М. М. Назаровым).
Принцип свободы — отсутствие цензуры, привилегий и других мер контроля, равные права и возможности граждан в до-ступе к информации (право на коммуникацию); получение информации СМК из разных источников, отсутствие скрытого влияния собственников и других агентов влияния на новости и точки зрения. В сумме это свобода коммуникаторов и граждан-потребителей информации. Но она не абсолютна.
Разнообразие — отражение различных социальных, экономических и культурных реалий, представителей социальных и культурных меньшинств, разных интересов и мнений.
|
|
Качество информации — полное обеспечение новостями и комментариями о событиях в обществе и мире, объективность (точность, откровенность, надежность, разделение фактови мнений), сбалансированность и беспристрастность, отражение альтернативных точек зрения (бинарность оппозиций или спектральность).
Социальный порядок и солидарность —г стремление к интеграции и гармонии в обществе: обеспечение каналами общения и поддержки разных индивидов и (Групп, отказ стимулировать социальный беспорядок и преступность, в вопросах национальной безопасности (война, терроризм) требование исходить из национальных интересов, в вопросах морали — придерживаться господствующих в обществе норм.
Культурный порядок — отражение и выражение языка и современной культуры людей (национальной, локальной, региональной), отражение лучших материалов культурного наследия, появление творчества, оригинальности и высокого качества, соответствующего эстетическим, моральным, интеллектуальным, профессиональным критериям.
В борьбе за свободу прессы и ее подчинение обществу возникла теория социальной ответственностимассовой коммуникации со следующими принципами.
1. Медиа должны брать на себя и нести ответственность перед обществом.
2. Эта ответственность должна быть связана с соблюдением профессионализма — информативности, правдивости, точности, объективности и баланса информации.
3. В рамках этих обязательств СМИ самоуправляются на основе законов.
4. Они должны избегать всего, что ведет к преступлениям, насилию, беспорядкам, унижению меньшинств.
|
|
5. Медиа должны быть плюралистичными и отражать разнообразие интересов в обществе, предоставляя место разным точкам зрения и их критике.
6. Общество и общественность вправе ожидать высокого уровня профессионализма, а вмешательство возможно с позиций обеспечения социальной интеграции и преодоления конфликтов.
7. Журналисты и другие медиаспециалисты несут ответственность перед обществом, а также перед своей внутренней общественностью: Оптимальный путь массовой коммуникации — пройти между этими Сциллой и Харибдой так, чтобы выдержать требования социальной ответственности в условиях свободы творчества. Этот подход связан с поиском золотой середины между СМИ и обществом.
Теоретически их может быть две: в одном случае речь должна идти о социальной ответственности СМИ и журналистов, а в другом — о не меньшей ответственности общества, аудитории и всех институтов перед СМИ и журналистским сообществом. И только в некоем оптимальном соотношении, регулируемом правом и этикой, может нормально функционировать массовая коммуникация.
Применительно к личности журналиста, пиармена, рекламиста возникло представление о социально-ответственном коммуникаторе. Американские исследователи сформулировали ряд «заповедей» ответственного коммуникатора:
— быть искренним;
— не давать сознательно аудитории ложной или полуправдивой информации, которая может принести ей вред;
- не искажать сознательно истинное положение дел;
- высказывать свое мнение;
— повышать уровень понимания аудитории предоставлением необходимых фактов, определений, описаний и другой существенной информации;
— не давать информацию, несущую духовное или физическое насилие над личностью;
— не подгонять и не фабриковать статистику или другую информацию для обоснования содержания или своей позиции;
- не выдавать информацию за свою, первую, оригинальную, если она таковой не является.
С. Г. Корконосенко анализирует этические и правовые аспекты социальной ответственности журналистов, в частности, по линии «журналист — граждане (население, аудитория)». Он воспроизводит некоторые фрагменты из кодекса, принятого Союзом журналистов России. В нем указывается, чтожурналист распространяет только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему известен. Он должен избегать нанесения кому бы то ни было ущерба, вызываемого неполнотой или неточностью информации, сокрытием общественно значимых или распространением заведомо ложных сведений. В его сообщениях должно проводиться различие между фактами и мнениями, версиями, предположениями, хотя журналист не обязан быть нейтральным. Он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая пол, расу, язык, религию, политические и иные взгляды.
Как видим, здесь развиваются положения социальной ответственности журналистского труда, прежде всего в смысле соблюдения безопасности населения. Недопустимо вторгаться в частную жизнь человека. Журналист обладает правом быть независимым от внешних влияний, поэтому кодекс исключает получение платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации, а также получение любых вознаграждений от заинтересованных лиц за публикацию материалов. К сожалению, мы нередко сталкиваемся с нарушениями этических и правовых норм.
Эти требования сформулированы к одной стороне. Но в условиях наличия безответственных читателей и зрителей, бюрократов, собственников и т. д. СМИ не могут соблюсти требования, предъявляемые к мим. Таким образом, требования социальной ответственности должны распространяться и на потребителей СМИ, которые в соответствии с теорией активной аудитории являются и заказчиками соответствующей информации.
Правовые и этические нормы должны соблюдаться всеми членами общества, а не только массовыми коммуникаторами, которые не только воздействуют, но и сами находятся под влиянием разных сил.