В качестве одного из основных методов можно использовать интервью с ребенком (автор А. И. Захаров), в процессе которого выясняются подробности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.
Чтобы получить биографическую информацию, можно рекомендовать использование методики интервью с детьми, разработанной А. И. Захаровым, по следующим основным вопросам:
Вопрос: С кем ты живешь дома?
Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.
Вопрос: Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу, или себя?
Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.
Вопрос: Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).
Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.
Вопрос: Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.)
Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.
Вопрос: Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?
Вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?
Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.
Вопрос: Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать?
Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.
А. И. Баркан предлагает ряд опросников (шкал) для выявления особенностей жизни ребенка в семье. С точки зрения автора, они должны использоваться в комплексе с анализом рисунков «Моя семья», «Семья, которую хочу».