Раздел II. Субъектный аспект массово-коммуникативной деятельности

Тема 4. Субъекты массово-коммуникативной деятельности.

Понятие субъектности. Субъект, средство, объект. Субъект как лицо или группа лиц, реализующих собственную программу. Целеполагающая деятельность субъекта. Средство как нейтральное звено в системе целеполагания. Целенаправленная деятельность в системе массовой коммуникации. Ценности, интересы, цели и результаты как критерии субъектности в деятельности массовой коммуникации. Субъекты социальных интересов и их роль в деятельности массовой коммуникации. Субъекты профессиональных интересов. Журналист как субъект творческой деятельности. Понятие коммуникатора. «Безличный» коммуникатор. Коммуникатор как индивидуальность. Понятие персонификации. Роль коммуникатора в информационном влиянии на массовое сознание. Качества коммуникатора, необходимые для успешного достижения цели. Объективирование противостоящих субъектов социальных интересов как одна из задач деятельности массовой коммуникации, формы и методы, необходимые для достижения этой цели. Субъектно-субъектные и субъектно-объектные отношения в процессе массово-коммуникативной деятельности.

Тема 5. Ценности как основа деятельности субъектов массово-коммуникативного процесса.

Понятие ценности. Ценность как конечное основание целеполагания. Ценности и оценки. Роль ценностей в формировании интересов социальных субъектов. Политические, профессиональные, прагматические, психологические, творческие ценности и их реализация в деятельности массовой коммуникации. Ценности как критерий уровня развития общества. Содержание массовой коммуникации как показатель ценностных ориентации субъектов различных уровней и социальных сфер.

Тема 6. Проблема свободы субъектов массово-коммуникативной деятельности.

Свобода как ценность в деятельности массовой коммуникации. История формирования представлений о свободе печати. Понятие

[265]

и сущность свободы. Свобода как способность субъекта контролировать условия собственного существования. Понятие свободы печати и свободы слова. Сущность свободы печати. Правовые аспекты свободы печати. Четыре концепции свободы прессы. Цензура. Понятие плюрализма мнений. Проблема социальной ответственности массовой коммуникации. Необходимость государственного регулирования свободы печати. Юридические ограничители свободы печати. Финансовая зависимость деятельности массовой коммуникации как проявление свободы определенных субъектов социальных интересов. Выражение мнения аудитории как проблема свободы слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: