Повышение квалификации кадров и их усовершенствование необходимо осуществлять с учетом потребностей каждого учреждения. Повышение деловой квалификации, организация обмена опытом позволяют более эффективно использовать труд медицинского персонала. Резервом экономии труда, повышением производительности труда медицинского работника, взаимозаменяемостью кадров служит овладение смежными специальностями, совмещение профессий.
Сфера здравоохранения, как и любая отрасль народного хозяйства, в состоянии нормально функционировать, если будет обеспечена подготовленными кадрами специалистов. В составе работников учреждений и органов здравоохранения можно выделить следующие группы: врачи всех специальностей, средние медицинские работники и младший медицинский персонал. К числу средних медицинских работников относят: фельдшеров, акушерок, медицинских сестер, помощников санитарных врачей и эпидемиологов, медицинских лаборантов, зубных техников, рентгенотехников и лаборантов и др. Отдельную группу составляют кадры с фармацевтическим образованием: фармацевты и лаборанты.
Кроме указанных групп работников медицинского профиля в здравоохранении работают специалисты с немедицинским образованием: биологи, химики, инженеры и техники, а также юристы, экономисты, социальные работники и др.
Подготовка медицинских кадров осуществляется в высших и средних учебных заведениях. Сеть учебных заведений медицинского профиля в России весьма широка. Она включает в себя свыше 50 государственных высших учебных заведений, занимающихся подготовкой медицинских кадров высшей квалификации. С 1992 г. был организован и начал функционировать целый ряд негосударственных факультетов и институтов медицинского профиля. Их деятельность осуществляется на основе лицензий на право ведения образовательной деятельности.
Наряду с традиционными направлениями подготовки медицинских кадров, таких как терапия, педиатрия, стоматология, и дальнейшей специализации по одной из клинических дисциплин медицинские вузы готовят специалистов по ряду специальностей, стоящих на стыке наук и востребованных практикой современной высокотехнологичной медицины. Так, например, для здравоохранения ведется подготовка биохимиков, кибернетиков, инженеров по медицинской технике, биофизиков и др. Рыночная экономика вызвала необходимость подготовки врачей общей практики (семейных врачей), и такая специальность внесена в номенклатуру врачебных специальностей и должностей.
В ряде медицинских вузов России созданы и функционируют факультеты и отделения медицинской психологии, социальной работы и реабилитации, управления и экономики здравоохранения, спортивной медицины и др.
Подготовку средних медицинских работников производят свыше 450 средних медицинских и фармацевтических учебных заведений. Основные направления подготовки средних медицинских работников следующие: акушерское дело, гигиена, санитария и эпидемиология, фармация, стоматология, сестринское дело, монтаж и техническое обслуживание медицинской техники, лабораторная диагностика, медицинская оптика и др.
Подготовка медицинских кадров осуществляется на основе образовательных профессиональных программ, учебных программ и планов, разрабатываемых учебными заведениями по единым государственных образовательным стандартам (ГОС). Они содержат государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по всем медицинским специальностям.
В соответствии с действующим положением (приказ Минздрава РФ №286 от 19 декабря 1994 г.) к практической профессиональной деятельности допускаются лица, имеющие диплом и сертификат специалиста. Выпускник медицинского вуза сразу после его окончания направляется в систему последипломного образования, которая предусматривает следующие формы обучения: интернатура (1 год), ординатура для углубленного изучения специальности (2-3 года), подготовка по одной из образовательно-профессиональных программ по специальности (1-4 года), различные по продолжительности и формам организации обучения циклы переподготовки для врачей всех специальностей с целью повышения квалификации и сдачи экзамена на соответствующую квалификационную категорию (вторую, первую или высшую), аспирантура или докторантура, в которых в течение трех лет готовят специалистов высшей квалификации для медицинской науки и образования.
В настоящее время существуют следующие виды последипломной подготовки:
· специализация - приобретение врачом одной из выбранных специальностей, путем обучения в интернатуре по базовым (терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология) и другим специальностям (первичная специализация), затем в институтах, на факультетах последипломного профессионального образования по перечню врачебных специальностей, утвержденных приказом Минздрава РФ № 33 от 18 февраля 1995 г. и дополнениями к нему;
· усовершенствование: общее - предусматривающее повышение квалификации по всем разделам избранной специальности; тематическое - предусматривающее повышение квалификации по отдельным разделам или актуальным вопросам профессиональной деятельности специалиста;
· сертификационные (аттестационные) циклы для получения (или подтверждения) сертификата специалиста.
В процессе последипломного обучения используются различные формы подготовки специалистов:
· циклы очного обучения с полным отрывом специалистов от работы;
· заочно-очные циклы с заочным выполнением определенных заданий и последующим очным обучением в образовательном учреждении
· прерывистые циклы - с периодическим частичным отрывом специалистов от основной работы;
· выездные циклы, проводимые сотрудниками учебного заведения или учреждения, осуществляющего обучение по заявке органов здравоохранения, по месту работы специалистов.
Программы подготовки и переподготовки руководителей здравоохранения должны быть дифференцированы по четырем уровням управления:
· главные и старшие медицинские сестры - специалисты с высшим медицинским образованием;
· заведующие структурными подразделениями (отделениями) - специалисты с высшим медицинским образованием;
· руководители (и их заместители) учреждений здравоохранения', имеющие сертификат по организации здравоохранения;
· руководители органов управления здравоохранением городского, районного, областного, краевого и республиканского уровней.