Философия ценностей

Смысл человеческого бытия состоит в обретении некоей абсолют­ной цели, которая должна служить совершенствованию и осмыслению каждой частной жизни. Чтобы быть осмысленной, жизнь должна быть одновременно и служением высшей цели, к которой мы стремимся ради нее самой, и ценностью, духовно обогащающей человека.

Насилие – это подавление и принуждение, осуществляемое вопреки воле тех, против кого оно направлено. Это посягательство на свободу во­ли человека.

Ненасилие – это посленасильственная стадия в борьбе за социаль­ную справедливость. Если пассивная покорность предшествует насильст­венному сопротивлению, то ненасилие стоит выше его.

Свобода – это определяемость личности внутренними побужде­ниями.

Ответственность – это свободное самоограничение сообразно благу других. Мера свободы человека удостоверяется мерой его ответственно­сти.

Мораль – это сфера должного в человеке, то, что способствует способствующего самоосуществлению личности, ее самоуправлению и упорядочению отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к «ценности добра».

Право – это нижняя граница нравственности, т.е. когда перестают работать нравственные нормы, вступают в дело нормы правовые.

Справедливость – это один из принципов, регулирующих взаимоот­ношения между людьми по поводу распределения социальных ценностей.

Нравственные ценности – это устойчивые представления о чем-то как о благе, т.е. о том, что отвечает потребностям, интересам, намерениям и целям. В нравственности решается вопрос различения высших и низших ценностей, добра и зла, как вопрос духовного содержания жизни людей.

Эстетические ценности определяются специфическим характером эстетического отношения человека к миру – непосредственным, чувст­венно-духовным, бескорыстным восприятием, ориентированным на осоз­нание и оценку содержательной формы, структуры, меры организованно­сти и упорядоченности объектов. Основной эстетической ценностью яв­ляется прекрасное.

Религиозные ценности связаны с тем, что в каждой религии Бог выступает как абсо­лют, и конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу. Все, что способствует этому, считается благом и высшими ценно­стями. Все, что препятствует – злом, обреченностью на духовное прозя­бание в потакании плоти. Свобода совести обычно рассматривается, как свобода верить во что угодно или не верить совсем. Однако в строгом смысле слова совесть не может быть иной как свободной, а свобода совести – это просто жить по совести, т.е. в соответствии с внутренним нравственным законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: