Числовые парадигмы уголовно-правового дискурса

В статье анализируется частостность упоминаемости натуральных чисел, которыми фиксируются меры наказания в уголовных кодексах различных государствах. Выявлены типовые числовые парадигмы пенализации.

Ключевые слова: математика, право, уголовный кодекс, лишение свободы, числовая парадигма,

Одним из перспективных направлений развития юридических наук является использование математических методов в правовых исследованиях. Уровень применения математических методов в юриспруденции пока не сопоставим с давно институционализировавшимися экономико-математическими исследованиями. Но математика широко используется в правовой статистики и правовой информатике, криминологии и криминалистике.

Исторически право было тесно с практикой взаиморасчетов в рамках института родовой мести, определением размеров наказания за совершенные правонарушения. Напомним, что в архаических традициях одним из символов правосудия были весы [4]. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Согласно воззрениям древних египтян, при этом на одну чашу весов кладется сердце умершего, а на другую – статуэтка богини истины и справедливости Маат или ее символ – перо. Фемиду изображали с повязкой на глазах, с мечом и весами в руках. В христианской традиции чаши весов правосудия – эмблема архангела Михаила. Правовая мысль развивалась под знаком весов в поисках соразмерности преступления и наказания, а также математически измеренного правового равенства. Не случайно, поэтому право иногда называют «математикой свободы» [3].

Значительным методологическим потенциалом в раскрытии математических аспектов правового мышления обладает семиотика права [5]. В семиотических исследованиях показано, что различным этническим картинам мира присуща традиционная числовая символика, связанная с классификациями и системами нумерации. Будучи неотъемлемой составляющей традиционной картины мира, символика чисел представлена и в правовой культуре социумов, в частности, в правовых текстах.

Так, анализируя текст «Артхашастры Каутильи» А. М. Самозванцев [6] установил следующие проявления числового символизма:

1. Наличие числовых констант, прежде всего числа «4». Поскольку мир представляется в традиционной индийской культуре четырехчленным, константа «четыре» оказывается значимой во многих классификациях. Например, царь завоевывает землю в ее четырех пределах, только если он правит согласно «четырем» – дхарме, судебному разбирательству, обычаю и установлению.

2. Использование константы «3» при иерархизации заслуг и наград, преступлений и наказаний и т.п. по принципу «высший – средний – низший» (например, вознаграждение гетеры).

3. Употребление кратных цифровых величин. Так, 18 поводов судебного разбирательства имеют 108 разновидностей.

4. Возрастающие (или убывающие) прогрессии. Например, за нахождение после сигнала гонга вблизи царских построек взимается штраф, составляющий в первую и последнюю ночные стражи одну с четвертью пана, в среднюю ночную стражу – вдвое больше и в полночь – вчетверо больше.

5. Числовые ряды цифр, различающихся на величину-константу.

По оценке А.М. Самозванцева, многие числа-символы нереалистичны и несообразны. Они выступают не столько как точное отражение действительности, сколько как порождение самого текста-классификатора, возможно, выполняя, мнемоническую функцию.

В законодательных актах государств современности также присутствуют серии чисел. Задачей настоящей статьи является выявление математических регулярностей/иррегулярностей на материалах действующих уголовных кодексов Японии, Республики Корея и Китайской Народной Республики. В качестве основного объекта анализа избраны величины, в которых определяются меры наказания за совершенные преступления. Опишем выявленные факты и прокомментируем их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: