Возрастные свойства индивида
Возраст - качественно своеобразный этап психического развития, который характеризуется рядом особенностей, совокупность которых определяет неповторимость структуры личности человека на определенном этапе ее развития. Возрастные особенности обусловлены конкретно-историческими условиями развития, наследственностью, в определенной мере характером воспитания, особенностями общения и деятельности человека, причем последние влияют прежде всего на сроки перехода от одной вековой стадии к другой.
Особенности векового развития:
1. Развитие человека происходит неравномерно;
2. В разных этносах, народах - развитие происходит по-разному;
3. Каждый человек проходит свой жизненный цикл, который охватывает процесс индивидуального развития от рождения до смерти, который представляет собой последовательное изменение фаз: становление; эволюции (развития); инволюции (старение).
Основные возрастные свойства:
1. Общая продолжительность жизни человека.
|
|
2. Изменение фаз индивидуального развития.
3. Продолжительность любой из отдельных возрастных фаз.
Возрастные периодизации различают по тому, насколько широко и детально представленные в них возрастные изменения разнообразных сторон психики и в какой степени выраженны метрические и топологические свойства возрастного развития человека.
Вековые стадии развития человека (по Д.Бромлею):
- утробный (состоит из 4 стадий к моменту рождения),
- детство: детство, дошкольное детство и раннее школьное детство; охватывают от рождения до 11-13 лет,
- юность: половое созревание 11-13-15 лет; поздняя юность 16-21 гг.,
- взрослость: ранняя взрослость (21-25 лет); средняя взрослость (26-40 лет); поздняя взрослость (41-55 лет); предпенсионный возраст (56-65 лет),
- старение: удаление от дел (66-70 лет); старость (71 и более лет); болезненная старость и дряхлость.
Возрастное развитие неотъемлемо связано с такими факторами:
- социальная ситуация развития личности - особое объединение внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа, что предопределяет динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психические образования, которые возникают в конце его;
- социализация - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта (происходит расширение поведенческого и деятельностного диапазона личности, расширение и углубление общения, развитие сознания и самосознания);
|
|
- время: физическое (паспортный возраст), биологическое (биологический возраст - обусловленный особенностями жизнедеятельности организма и его биоритмами), и сторическое (общественно-економическая формация, эпоха, период времени, в котором живет человек), психологическое (психологический возраст; человек способен "странствовать в времени" в своей памяти; психологическое время может "разворачиваться" или "свертываться" в зависимости от состояния и занятости личности).