Первый год жизни детей делится на четыре качественно отличающихся друг от друга возрастных периода: от рождения до 2,5-3 месяцев; от 2,5-3 5-6 месяцев; от 5-6 до 9-10 месяцев; от 9-10 до 12 месяцев. Для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей.
Примерный режим дня
Режим устанавливается на сутки и согласовывается с режимом ребенка в домашних условиях. Он должен четко соблюдаться родителями и в будни, и в выходные дни.
Эмоционально положительное состояние ребенка в течение дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования, необходимо соблюдать определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрствование (с 9-10 месяцев такая последовательность сохраняется частично).
Продолжительность сна, бодрствования и количества кормлений в течение суток
|
|
Возраст | Кормление | Бодрствование | Дневной сон | ||
количество | интервал, час. | длительность, час. | количество периодов | длительность, час. | |
1-3 мес | 1-1,5 | 1,5-2 | |||
3-5-6 мес. | 3,5 | 1,5-2 | 3-4 | 1,5-2 | |
5-6-9 мес. | 2-2,5 | 1,5-2 | |||
9 мес-1 год | 4-5 | 4-4,5 | 2,5-3 | 2-2,5 |
Длительность ночного сна постоянна (10-11 часов). В первой группе раннего возраста воспитанники живут по двум (иногда трем) режимам, что позволяет избегать скученности детей, предотвращает возникновение конфликтных ситуаций, способствует повышению качества воспитательно-оздоровительной работы. Работа с небольшой подгруппой детей обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Примерный режим дня
От рождения до 2,5-3 мес. | От 2,5-3 до 5-6 мес. | От 5-6 до 9-10 мес. | От 9-10 до 12 мес. | ||
Дома | Дома | ||||
Бодрствование | 6.00-7.00 | 6.00-7.30 | 6.00-8.00 | 6.30-9.00 | |
Кормление | 6.00 | 6.00 | 6.00 | — | |
Дома | В дошкольном учреждении | ||||
Прием детей | — | — | 7.00-8.00 | 7.00-8.00 | |
Сон на воздухе | 7.00-9.00 | 7.30-9.30 | 8.00-10.00 | — | |
Кормление | 9.00 | 9.30 | 10.00 | ||
Бодрствование | 9.00-10.00 | 9.30-11.00 10.00-12.00 | 10.00-10.30 | — | |
Игры занятая | 9.30-9.40 | 10.00-10.30 | 10.30-11.30 | 8.00-8.40 | |
Сон на воздухе | 10.00-12.00 | 11.00-13.00 | 12.00-14.00 | 9.00-11.30 | |
Кормление | 12.00 | 13.00 | 14.00 | 11.30 | |
Бодрствование | 12.00-13.00 | 13.00-14.30 | 14.00-16.00 | 11.30-14.00 | |
Игры занятия | 12.20-12.40 | 13.30-14.00 | 14.30-15.30 | 12.00-13.30 | |
Сон на воздухе | 13.00-15.00 | 14.30-16.30 | 16.00-18.00 | 14.00-16.00 | |
Кормление | 15.00 | 16.30 | 18.00 | 16.00 | |
Уход детей домой | — | — | 15.00-19.00 | 16.00-19.00 | |
Дома | Дома | ||||
Бодрствование | 15.00-16.00 | 16.30-18.00 | 18.00-20.00 | 16.00-20.00 | |
Сон | 16.00-18.00 | — | — | — | |
Кормление | 18.00 | — | — | 19.00 | |
Бодрствование | 18.00-19.00 | — | — | — | |
Сон | 19.00-20.00 | 18.00-19.30 | — | — | |
Бодрствование | 20.00-21.00 | 19.30-21.00 | — | — | |
Купание | 20.45 | 20.30 | 19.45 | 19.45 | |
Кормление | 21.00 | 20.45 | — | — | |
Ночной сон | 21.00-6.00 | 21.00-6.00 | 20.00-6.00 | 20.00-6.30 | |
Ночное кормление | 24.00 (3.00) | 23.30 (3.00) | 22.00(3.30) | 23.00 (до 10 мес.) | |
Перевод на новый режим осуществляется с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей поведения ребенка.
|
|
Недопустимы ранний перевод ребенка на режим более старшей возрастной подгруппы, а также задержка его на режиме младших детей.
Показателями соответствия режима возрастным и индивидуальным возможностям ребенка являются его деятельное, активное поведение во время бодрствования, хороший аппетит, глубокий и достаточный по времени сон.