Коп. 3:14

В наши обязанности входит оберегать единство в своей церкви.

Единство церкви настолько важно, что Новый Завет уделяет ему куда больше внимания, нежели даже учению о Небесах и аде. Бог жаждет, чтобы между нами царили единодушие и согласие.

Единство — это основа подлинного общения. Нарушьте его — и вы вырвете сердце из Тела Христова. Это сущность, основа той совместной жизни, которую Бог желает видеть среди нас в церкви. Главным приме­ром такого единства является единение внутри Божественной Троицы. Отец, Сын и Святой Дух полностью связаны друг с другом в одно целое. Сам Бог показывает нам, как выглядит наивысшее проявление жертвен­ной любви, смиренного бескорыстия и совершенного согласия.

Как и любому другому родителю, Небесному Отцу нравится ви­деть, что его дети ладят между собой. В последние минуты перед аре­стом Иисус страстно молился Отцу о единстве среди Своих учеников (Ин. 17:20-23). Даже в эти мучительные часы единство верующих было Его главной заботой. Вот насколько оно важно.

У Бога нет ничего ценнее церкви. Он заплатил за неё непомерную цену, и она стоит того, чтобы её оберегать— особенно от пагубного влияния раздоров, конфликтов и разногласий. Если вы являетесь чле­ном Божьей семьи, на вас лежит ответственность за то, чтобы хранить единство той общины, к которой вы принадлежите. Иисус Христос по­ручил вам делать всё возможное, чтобы поддерживать единство, обе­регать общение и способствовать согла­сию между всеми верующими. В Библии говорится: «Всеми силами старайтесь хранить единство Духа, скрепляя его узами мира» (Еф. 4:3 [РВ]). Как нам это делать? В Писании содержится немало практических советов.

Смотрите на то, что нас объединяет, а не ищите различия. Павел писал, что мы «должны стремиться к тому, что несёт нам мир и взаимную поддержку» (Рим. 14:19 [РВ]). У нас, верующих, один Господь, одно Тело, одно предназначение, один Отец, один Дух, одна надежда, одна вера, одно крещение и одна любовь (Рим. 10:12, Рим. 12:4-5, 1 Кор. 1:10, 1 Кор. 8:6, 1 Кор. 12:13, Еф. 4:4, Еф. 5:5, Фил. 2:2). У нас одно спасение, одна жизнь и одно будущее — и всё это гораздо важнее, чем любые другие различия, которые только мож­но перечислить. И мы должны помнить об этом прежде всего.

Нам нужно помнить, что Сам Бог сотворил нас всех непохожи­ми, и по этой причине ценить существующие между нами различия, радоваться им, а не только проявлять друг к другу терпимость. Бог хочет видеть между нами единство, а не единообразие. Поэтому мы никогда не должны позволять незначительным различиям вставать на пути общения и разделять нас. Мы должны не спускать глаз с тех общих целей, которые Бог обозначил для нас и для Своей церкви: учиться любить друг друга так, как возлюбил нас Христос, и испол­нять пять аспектов Божьего предназначения для нас и Его церкви.

Наличие конфликта обычно показывает, что наше внимание со­средоточено на менее важных вопросах, на том, что Библия называет «спорами омнениях» (Рим. 14:1, 2 Тим. 2:23). Когда мы делаем упор на личных предпочтениях, авторитетах, толкованиях, стилях или ме­тодах, раздоры и разногласия просто неизбежны. Но если мы будем прежде всего стремиться к взаимной любви и исполнению Божьих це­лей, между нами воцарится гармония. Павел горячо просил: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы со­единены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10).


Следите, чтобы ваши ожидания и требования оставались реалистичными. Стоит нам увидеть, каким Бог задумал подлинное общение, мы часто начинаем испытывать разочарование, видя, на­сколько далеко реальное положение вещей в церкви отстоит от иде­ала. И всё равно мы должны горячо любить церковь, несмотря на её несовершенство. Тосковать по идеалу, одновременно критикуя то, что существует в действительности, — признак незрелости. С другой стороны, довольствоваться тем, что имеешь, не стремясь достичь иде­ала, — признак самодовольства. Зрелость умеет жить в напряжён­ном равновесии между одним и другим.

Верующие обязательно принесут вам жестокое разочарование и не раз подведут вас, но это ещё не причина, чтобы перестать с ними общаться. Они — члены вашей семьи, даже если по их поведению

этого не скажешь, так что не нужно про­сто отворачиваться и уходить от них прочь. Вместо этого Бог призывает нас: «Будьте всегда скромны и кротки. Терпеливо, с любовью переносите друг друга» (Еф. 4:2 [РВ]).

Люди разочаровываются в церкви по многим понятным причинам. Перечис­лять их можно долго: конфликт, обида, лицемерие, пренебрежение людьми, мелочность, законничество и другие грехи. Вместо того, что­бы отшатываться в изумлённом негодовании, нам надо помнить, что церковь состоит из самых что ни на есть отъявленных грешников, из которых мы — не последние. Будучи грешниками, мы обижаем друг друга, иногда нарочно, а иногда неосознанно. Однако вместо того, что­бы уйти из церкви, нам нужно остаться и по возможности разрешить возникшие сложности. Путь к крепкому характеру и глубокому об­щению лежит не через бегство, а через примирение.

Развод с церковью при первом же разочаровании и крушении иллюзий говорит о незрелости. Бог многому хочет научить и вас, и всех остальных. Кроме того, идеальной церкви, куда можно было бы сбежать, просто не существует. У каждой общины — свой букет слабостей и проблем. Куда бы вы ни пришли, там вас тоже ждёт скорое разочарование.

Граучо Маркс33 шутил, что не захочет присоединиться ни к одно­му клубу, который согласился бы принять его в свои члены. Если цер­ковь должна быть идеальной для того, чтобы удовлетворить ваши требования, её совершенство автоматически исключает возможность вашего в ней членства, потому что вы небезгрешны!

Дитрих Бонхёффер, немецкий пастор, принявший мученическую смерть за сопротивление нацистам, написал классическую книгу, по­свящённую церковному общению, под названием «Жить вместе». В ней он утверждает, что разочарование в поместной церкви даже по­лезно, потому что оно сокрушает наши ложные надежды на совер­шенство. Чем быстрее мы откажемся от иллюзии, что по-настоящему можно любить только безупречную церковь, тем быстрее перестанем притворяться и признаем, что все мы не без греха и нуждаемся в бла­годати. Это и есть начало подлинного общения.

В принципе, каждая церковь могла бы вывесить возле входа объяв­ление: «Безгрешных просим не обращаться. Приглашаются только люди, признающие свою греховность, нуждающиеся в благодати и желающие расти».

Бонхёффер писал: «Тот, кто любит свою мечту больше, чем само христианское единение, станет разрушителем любого христианского сообщества... Благодарим ли мы ежедневно за христианское сообще­ство, в которое мы вошли, в том числе и там, где нет большого опыта, нет ощутимого богатства, а есть много слабостей, маловерия, трудно­стей? А ведь если мы только жалуемся Богу на бедность, на то, что не всё соответствует нашим ожиданиям, — мы мешаем Ему поддержи­вать рост нашего сообщества»34.

Старайтесь воодушевлять, а не критиковать. Всегда легче стоять в стороне и ронять критические замечания в адрес тех, кто пы­тается служить, нежели самому влиться в общее дело и внести в него свой вклад. Бог снова и снова предупреждает нас о том, чтобы мы не критиковали, не осуждали друг друга и не сравнивали одного с другим (Рим. 14:13, Иак. 4:11, Еф. 4:29, Мф. 5:9, Иак. 5:9). Когда мы крити-

33 Граучо (Ворчун) Маркс — один из братьев-участников известного комедийного трио в США.

34 Дитрих Бонхёффер, "Жить вместе» (М.: Рашн Ресорсес Пресс, Триада, 2000), стр. 22, 24.
Или «Жизнь а христианском общении», Евангелическое лютеранское служение, 2003.


чески отзываемся о том, что другой христианин делает в вере, следуя своим искренним убеждениям, то тем самым непрошено суём нос в дела Самого Бога: «Кто ты такой, чтобы осуждать чужого слугу? Его господин, сам решит, стоит тот или упал» (Рим. 14:4 [РВ]).

Павел добавляет, что мы не должны осуждать или презирать дру­гих верующих, если их воззрения расходятся с нашими: «Что же ты осуждаешь своего брата? А ты? Что ты презираешь своего бра­та? Все мы предстанем перед судом Божьим» (Рим. 14:10 [РВ]).

Всякий раз, когда я осуждаю собрата-верующего, моментально происходит четыре вещи: я теряю общение с Богом, выставляю напо­каз собственную гордыню и неуверенность в себе, подставляю себя под Божий суд и наношу ущерб общению церкви. Осуждающий, кри­тичный дух — весьма дорогостоящий порок! Библия называет сатану «клеветником братии» (Откр. 12:10). Это дьяволу пристало обвинять членов Божьей семьи, жаловаться на них и относиться к ним с осуждением. Всякий

раз, когда мы поступаем так же, мы попадаемся на дьявольскую удоч­ку и вместо сатаны выполняем его работу. Помните, нашим настоя­щим врагом являются вовсе не другие христиане, как бы сильно мы ни расходились с ними во мнениях. Всё время, которое мы тратим на кри­тику других верующих или сопоставление их с кем-то другим, должно было быть потрачено на созидание христианского единства. В Библии сказано: «Итак, будем искать того, что служит к миру и ко вза­имному назиданию» (Рим. 14:19).

Решительно откажитесь выслушивать сплетни. Человек сплетничает, когда передаёт другому сведения о той или иной про­блеме, не будучи причастным ни к её причине, ни к её разрешению. Все мы знаем, что передавать слухи нехорошо, но если вы действи­тельно хотите уберечь свою церковь, то должны перестать их даже слушать. Выслушивать сплетни — всё равно, что принимать в по­дарок краденое имущество: вы автоматически становитесь сообщ­ником преступления.

Когда кто-то начинает сплетничать, наберитесь мужества и ска­жите: «Перестань, пожалуйста. Мне вовсе не нужно этого знать. Ты уже говорил с этим человеком напрямую?» Тот, кто передаёт сплет­ни вам, скорее всего, так же легко сплетничает и про вас. Ему нельзя доверять. А людей, слушающих сплетни, Бог называет коварными зло­деями (Прит. 17:4, 16:28, 26:20, 25:9, 20:19). «Злодей внимает ус­там беззаконным, лжец слушается языка пагубного» (Прит. 17:4). «Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19).

Самое грустное заключается в том, что наиболее глубокие раны Божьей пастве чаще всего наносят не волки, а свои же овцы. Павел предостерегает нас насчёт христиан-людоедов, «пожирающих друг друга» и разрушающих общение (Гал. 5:15). В Библии говорится, что таких людей следует избегать. «Кто распускает сплетни, тот и сек­реты выдаст, так что не связывайся с болтуном» (Прит. 20:19 [РБО]). Самый быстрый способ завершить церковный конфликт — это с любовью обличить сплетников и попросить их прекратить распускать слухи у других за спиной. Как заметил Соломон, «кончились дрова — и погас огонь, сплетника нет — и утих раздор» (Прит. 26:20 [РБО]).

Практикуйте Божьи методы разрешения конфликтов. В до­полнение к принципам, перечисленным в предыдущей главе, Иисус объяснил Своей церкви простой процесс разрешения конфликтов, со­стоящий из трёх шагов: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послуша­ет тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послу­шает их, скажи церкви» (Мф. 18:15-17а).

Когда возникает конфликт, всегда хочется пойти и по­жаловаться кому-то третьему вместо того, чтобы муже­ственно и с любовью сказать правду своему обидчику. От этого ситуация только ухудшается. На самом деле нужно идти прямо к тому, на кого вы рассердились.

Самым первым шагом всегда является разговор с глазу на глаз, и сделать это лучше как можно быстрее. Если не получается вдвоём разрешить возникшие разногласия, нужно привлечь несколь­ких свидетелей, которые подтвердили бы наличие проблемы и помогли вам достичь примирения. А что если обидчик заупрямился и не хочет ничего менять? Иисус велел нам рассказать обо всём церкви, а если он и тогда никого не станет слушать, то мы должны относиться к нему как к человеку неверующему (Мф. 18:17, 1 Кор. 5:5).

Поддерживайте своих пасторов и лидеров. Безупречных ли­деров не бывает, но как раз на них Бог возлагает ответственность и власть для того, чтобы сохранять единство церкви. Когда в общине разгорается конфликт, именно лидеры обязаны стремиться к прими­рению противостоящих друг другу сторон. На пасторов часто ложит­ся тяжкая и неблагодарная задача служить посредником между оби­женными, поссорившимися, духовно незрелыми членами. Кроме того, подчас мы предъявляем им невыполнимое требование: сделать так, чтобы всем без исключения было хорошо. А ведь этого не смог сде­лать даже Сам Иисус!

Библия даёт нам очень ясные наставления насчёт того, как мы дол­жны относиться к тем, кто нам служит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ва­ших, как обязанные дать отчет; что­бы они делали это с радостью, а не воз­дыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).

Однажды все пасторы предстанут пе­ред Богом, чтобы отчитаться Ему в том, как они заботились о вашем благососто­янии. «Они не смыкают глаз, заботясь о вас, потому что должны дать Богу

отчёт» (Евр. 13:17 [РВ]). Но на вас тоже лежит определённая ответ­ственность. Вам придётся отчитываться перед Богом в том, насколько вы повиновались и следовали своим лидерам.

В Библии содержатся очень конкретные указания о том, как пас­торы должны поступать с людьми, привносящими в церковь расколы и разделения. Они должны избегать пререканий, в кротости учить про­тивящихся членов церкви, всё время молясь о том, чтобы они измени­лись, предупреждать тех, кто любит заводить споры, призывать всех к согласию и единству, обличать тех, кто неуважительно относится к лидерству церкви, и удалять из общины тех, кто сеет раздор, если они не вняли двум предостережениям (2 Тим. 2:14, 23-26, Фил. 4:2, Тит. 2:15-3:2, Ю-11).

Мы защищаем свою общину, когда с почтением относимся к тем, кто служит нам, ведя нас за собой. Пасторам и дьяконам необходима наша поддержка, наши молитвы, наша любовь и осознание того, что мы ценим их труд. Вот что нам заповедано: «Просим же вас, бра­тия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Гос­поде, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1 Фес. 5:12-13а),

Я призываю вас взять на себя обязанность хранить и созидать единство вашей церкви. Направьте на это все свои силы, и Бог будет очень этим доволен. Иногда вам будет нелегко. Иногда придётся де­лать то, что лучше не для вас самих, а для всего Тела, отдавая пред­почтение чужим нуждам. Это одна из причин, по которой Бог поме­щает каждого из нас в церковь: Он хочет научить нас бескорыстию и заботе о других. В христианском сообществе мы учимся говорить «мы», а не «я», «наш», а не «мой». Бог говорит: «Никто не ищи свое­го, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10:24).

Бог благословляет церкви, живущие в единстве и согласии. В цер­кви «Сэддлбэк» каждый новый член подписывает завет, включающий в себя обещание защищать единство общины. В результате за много лет у нас не было ни одного раскола. Кроме того, благодаря любви и единству, царящему в такой общине, очень многие люди хотят к ней присоединиться! За последние семь лет водное крещение в нашей цер­кви приняли более 9100 новообращённых. Когда у Бога появляются новорождённые духовные младенцы, Он ищет для них самую тёплую церковь-инкубатор, где они могли бы успешно подрастать.

А что вы делаете для того, чтобы в вашей церковной семье было боль­ше любви и тепла? Вокруг вас живёт множество людей, нуждающихся в любви и близких, семейных отношениях. На самом деле, каждому из нас нужна любовь, и все мы хотим, чтобы нас любили. Так что если люди вдруг обнаружат церковную общину, члены которой искренне любят друг Друга и заботятся друг о друге, они будут так усиленно пытаться туда попасть, что удержать их смогут только плотно запертые двери.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: