Вечное и Бесконечное Божественное

ШРИ АУРОБИНДО

Очерки «От Человека к Сверхчеловеку»

Психология и Йога

1912 – 1947

Заметки, наброски и фрагменты[1], представленные в этом сборнике, не были написаны Шри Ауробиндо в такой последовательности, а также он не собирался создать из них единую работу. Они были упорядочены составителями по темам в трех разделах: Философия: Бог, Природа и Человек; Психология: Наука Сознания; Йога: Изменение Сознания и Трансформация Природы.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел Первый. Философия: Бог, Природа, Человек. 2

Бог: Единая Реальность. 2

Вечное и Бесконечное Божественное. 2

Экамэвадвитьям: Единый и нет второго. 6

Небытие, Бытие и Абсолют. 9

Природа: Мировая Манифестация. 12

Божественное и Манифестация. 12

Природа: Мировая Манифестация. 15

Существование, Сознание-Сила, Блаженство. 19

Манифестация, Неиллюзия. 22

Человек и Сверхчеловек. 29

Человек и Эволюционный Процесс. 29

Стадии Эволюции: Материя, Жизнь, Ум, Сверхразум.. 43

Появление Сверхчеловека. 53

Человек – это не финал. 55

Раздел второй. Психология: Наука о Сознании. 58

Проблема Сознания. 58

Тройственная Загадка. 58

Что такое сознание?. 62

Секрет под поверхностью. 67

Сознание и Несознание. 69

Бессознательное. 69

Бессознательная энергия. 74

Сознание и Бессмертие. 76

Наука о Сознании. 77

Психология Веданты. 77

К истинно научной Психологии. 86

Йогическая Психология. 90

Раздел Третий. Йога: Изменение Сознания и Трансформация Природы. 93

Путь Йоги. 93

Изменение Сознания: Значение Йоги. 93

Единение: Цель Йоги. 96

Йога: Частичная и Полная. 98

Частичные Системы Йоги. 105

Джняна Йога: Йога Знания. 105

Бхакти Йога: Йога Обожания. 107

Карма Йога: Йога Работ. 108

Интегральная Йога. 113

Интегральность. 113

Супраментальная Йога. 117

Йога Трансформации. 121


Раздел Первый. Философия: Бог, Природа, Человек

Бог: Единая Реальность

Вечное и Бесконечное Божественное

Есть только три Силы, с которыми мы должны считаться, три и нет других; ибо нет других сил во вселенной или вне её: это Бог, Душа и Природа. И эти трое, как это было, есть различные лики Единого Существования {Существа}.

Любое существование, каким бы ни было его проявление или его процесс бытия, является и тянет свою субстанцию, первооснову, энергию, истину от Духа, который есть начало, середина и конец всего – сам по себе являясь вечным и бесконечным, само-существующим за пределами конца или начала, за пределами Пространства и Времени, за пределами Формы, Качества и Обстоятельств. Это фундаментальная Реальность, от которой зависят все другие истины: те, что утверждают её, также как и те, которые кажется противоречат её. Тогда совершенным законом жизни было бы осознавать эту Реальность и её правильные взаимосвязи с другими истинами или проявлениями существования, жить в ней, направлять её Истиной все наше бытие, сознание, природу, волю и действие. Если наша жизнь является несовершенной, то это из-за того, что её сознание движется в поиске, нащупывая, экспериментируя в фундаментальном неведении реальной истины нашего существования и следовательно является неспособным знать и приводить в исполнение истинный закон её жизни. И только если человек сможет превзойти свое неведение и неспособность, он может надеяться сделать свою жизнь и природу совершенной. Если не существует средств для того, чтобы сделать это, тогда у него нет надежды выйти из своего несовершенства и страдания, которые являются следствием этого. Он может только либо умереть в своем неведении, убегая от неизлечимого несовершенства и страдания, в результате физического угасания, либо убежать из него в результате духовного угасания, достижимого через пробуждение души к иллюзорности рождения, мира и Природы, или [... ] и надеяться выйти из него в некое другое супраземное состояние существования. Тогда человеческая жизнь на земле никогда не вырастет во что-то фундаментально другое, более или менее совершенное, чем она есть сейчас. Надежда на то, что в результате использования нашего разума и исследуя или используя законы Природы мы сможем достичь совершенной жизни здесь [на земле] – тщетна, ибо наша природа здесь, будучи сама по себе невежественной и несовершенной, не сможет достичь ничего большего, чем смягченного несовершенства и неведения. Но если существуют средства, используя которые мы сможем достичь истинного знания реальности позади вещей, войти в её Истину, Свет и Силу, тогда не причин почему бы нашей жизни здесь не стать божественной и совершенной. И именно через Йогу эти средства могут быть найдены и это проявление становится возможным.

Более великое существование и сознание, чем то, которым мы сейчас являемся или же являемся в нашем поверхностном существе, к которому мы все же можем, используя определенные средства, подняться и стать им или войти в него – является постулатом любой Йоги.

Чем же является это более великое сознание и существование? Это нечто или некто вечный и бесконечный, абсолютный и совершенный, в котором находится все, из которого все выходит, к которому все возвращается и которое является тайным я всех вещей. Все существует его существованием, все осознает его сознанием, продолжает существовать под действием его Ананды существования, думает его Умом, живет его жизнью, является формой его Энергии в Космосе. Но все же, то существование, которым мы живем, то сознание, которое мы используем, та высочайшая радость, которую мы испытываем, наш ум, жизнь, тело, сила являются не более чем фрагментарным феноменом от или в Нем. Этот Вечный является Всем, целым, нашим более великим Я, нашей полнотой {завершенностью}, нашей вселенной, и все же это больше, чем вселенная. Если бы не было вселенной, это все же существовало бы.

Это Вечное и Бесконечное есть не только Вечное бесконечного Времени и Пространства. Ибо его вечность может быть реализована не только в бесконечном развитии лет и эонов, но в единственном моменте Времени, его бесконечность не только в безграничном расширении пространства, которому мы не можем установить ни конца, ни границы, но в самом бесконечно малом атоме атома. Но за пределами мгновения и бесконечных эонов вечность Вечного является безвременьем и за пределами пространственного Бесконечного и Бесконечно малого бесконечность Бесконечного является беспространственностью.

Все происходит из Божественного, из Вечного, из Бесконечного, все обитает в нем одном и им одним, все заканчивается или кульминирует в божественном Вечном и Бесконечном. Это первый постулат, необходимый для нашего духовного поиска, ибо ни на какой другой основе мы не сможем найти высочайшего знания и высочайшей жизни. Любое время движется в Вечном; любое пространство распространяется в Бесконечном; все создания и творения живут тем в них, что является Божественным. Это является очевидной истиной внутреннего духовного, но также в конце подтверждает свою истинность и для этого внешнего пространства и времени. Нашему глубочайшему существу известно, что оно живет из-за того, что является частью Божественного, но это истинно также для внешнего и феноменального существа, составленного из невежественного Ума, слепой жизни и подсознательной Материи. Тайное Я – это Альфа и Омега этого проявленного существования; оно также является постоянным элементом, вездесущим «х», в котором все вещи разрешаются вместе или отдельно и которое является их суммой, их строительным материалом и их сущностью. Все здесь тайно является Божественным, все – это Вечное, все – Бесконечное. Но эта тайная истина вещей противоречит внешним проявлениям мира, она отрицается всеми фактами, предоставленными нам умом и чувствами, несовместимо с горем и страданием мира, не сочетается с несовершенством живущих существ и неизменным несознанием вещей. Что же тогда подталкивает ум утверждать это? Что заставляет нас допускать в и дение вещей, которое находится в конфликте с нашим внешним в и дением и опытом?

Ибо на поверхности нашего сознания и вокруг нас все является только временным и преходящим, только ограниченным и конечным. То, что кажется самым обширным для нас, находит свой предел, то, что, как мы воображаем, должно быть длительным подходит к своему концу; даже эта обширная вселенная со своей массой миров, где мир находится на мире, которые кажется протянулись в бесконечность, осуждены в конце концов быть лишь безграничным конченым.

Человек, претендующий быть божественной душой и все открывающим интеллектом, резко и неожиданно останавливается грубым доказательством Природы в его невежестве и некомпетентности и постоянно демонстрирует в своих мыслях склонность к самоуверенной ошибке и в своих чувствах, и в действиях, к мелочной неисправимости, низости и темноте или же внезапно склонен к бездне лжи или глупости, или жестокости своей природы. В управлении миром многое, что является небожественным легко превалирует над тем немногим, что божественно или же они запутано смешены вместе. Идеал рушится на практике, религия быстро вырождается в жесткий сектантский фанатизм или формальность, торжествующее добро обращается в организованное зло. Христианская доктрина падения, Индийская идея блуждающей Душе в космической иллюзии или скептическое утверждение несознательной материальной Природы, создающей причуду сознания, часто кажутся сутью всего вопроса.

И все же, если мы идем достаточно глубоко в нас самих, мы наталкиваемся на нечто, имеющее действенную силу, что доказывает существование завуалированного божественного элемента, который утверждает свое бессмертие, Душу. Если мы уходим за пределы нашего воплощенного ума и чувств, то мы внезапно прорываемся в нечто неизменное, что ощущает себя вечным и бесконечным, которое не может видеть себя как что-либо еще, и мы также не можем постичь его как что-либо другое, отличное от бесконечного Я и вечного Духа. Больше того, в нашей самой тайной сущности мы убеждены в совершенстве или в способности к совершенству, совершенству в нашем глубочайшем духовном существе, в способности к совершенству в нашей природе; у нас есть инстинкт и интуиция Божественного. Даже во Времени и Пространстве наш ум не может установить или представить себе начало или конец; он не может представить первый предел или последний, основополагающий или завершающий момент без того, чтобы сразу же не посмотреть за его пределы. Если мы видим несовершенство вещей, то сама эта идея предполагает потенциальность совершенства, в сравнении с которым они являются несовершенными, и эта потенциальность указывает в запредельность Ума и Чувства, которая является интегрально и неизменно совершенной. Каждая относительность предполагает абсолют.

С давних времен нас просили не верить в эти вещи, доверять только измерительным щупам науки, её расчетам и её тиглям, принимать только то, что материально обнаружимо и измеримо. Но эти измерения есть измерения того, что ограничено – как же мы можем обнаружить этими средствами существование или не существование того, что Безгранично? Инструменты, которыми мы изучаем Природу для того, чтобы найти то, что обнаружимо, гарантированно дают лишь результаты, которые уже содержатся в вопросе или в вопрошающем. Наука дает нам мерки и процесс вещей в пределах физических границ, но она не в состоянии рассказать нам чем являются вещи, их окончательный первоисток и их причину существования.

Во всех этих поисках, с одного конца или с другого, мы не сможем выйти за пределы самих себя и тогда уж лучше посмотреть на внутреннюю сторону нас самих, - почему мы должны ограничивать себя только нашими откликами на внешние факты. Давайте исследуем себя и не только наше чувство или понимание того, что находится вокруг нас. И в нас самих давайте посмотрим не только на наши поверхности, но на внутреннее или на самое глубокое, что есть в нашем существе и природе.

Это само-знание, проведенное достаточно глубоко, покажет нам более глубоко, чем поверхностный ум и более глубоко, чем физическое чувство, более проникновенно, чем внешняя жизнь. Оно также покажет нам Запредельное Ума, Запредельное Чувства, Запредельное Жизни; ограниченное перейдет в безграничное. Если бы не было этой способности к исследованию, то мы бы должны были довольствоваться неудовлетворительным агностицизмом; но эти средства здесь есть, посредством которых мы можем узнать себя и эти Альфу и «Х», и Омегу вещей, или, если и не абсолютно Это, во всяком случае, его статус и его динамизм, закон его бытия и закон его природы совершенно также глубоко, и даже более глубоко, чем Наука может показать нам закон и процесс физической вселенной.

На минуту давайте подтвердим только этот результат, что этот духовный поиск и знание ведут нас за пределы феноменального, которое внешне противоречит ему, к тому что за переделами феноменального выносит нас к Божественному Вечному и Бесконечному.

Укоренившейся и фундаментальной концепцией Веданты является то, что где-то там существует (могли бы мы, кроме как найдя это, доступное для переживания или само-откровения, если уж отвергается интеллектуальным исследованием) единственная истина, всеобъемлющая и интегральная, в свете которой все существование стало бы открытым и объяснённым и в своей природе, и в своем окончании. Это универсальное существование для всей его массы объектов и его разнообразия фактов является единым в субстанции и первооснове; и существует неизвестная величина «Х», или Брахман, к которому это может быть сведено, ибо из этого оно начинается, в и посредством этого все еще существует.

Брахман есть то, что было до начала и будет после окончания вещей. Вначале, говорят Упанишады, было Я, было Бытие или было Небытие; оно видело творение мира в самом себе или из того Небытия, или вечного Бытия, было рождено преходящее существование. Что мешает безвременному Вечному в самом себе зародить Время и прекратить понимание? Но сама идея предполагает время [.]

Говорят: «В начале было Я, Дух, Бог, Вечное». Но не было никогда начала, ибо Вечное и его работы существуют всегда и навеки.

«В начале» – это только фраза, которая не имеет значения, если только мы не говорим о сегментах существования, его сегментах во Времени, его сегментах в Пространстве, его сегментах в субстанции, ибо они имеют начало и конец. Существование само по себе не имеет конца, также как оно никогда не имело начала.

Это относится не только к чистому существованию, существованию, которое в своей сущности без какого-либо движения или признака, но и к существованию со всем что оно содержит и проявляет в своих глубинах, также как и на своей поверхности. Ибо чистое существование – это только состояние бытия и небытия в своей полной истине и интегральном значении. И даже это состояние, хотя оно кажется для успокоенного ума лишенным признаков, движений, сконцентрированное в пустой уникальности, все же не пуст о и не лишено признаков, - оно содержит в себе, окутывая, любую истину признака, любую силу движения, все, что когда-либо было, есть или должно быть проявлено в этой или любой вселенной.

Но верховное божественное Бытие находится за пределами любого разграничения на чистое существования и феноменальное существование, на наличие признака или его отсутствия, наличия формы или бесформенности, бытия или небытия, проявления и непроявленного – ибо все это является разграничениями, отдельными состояниями, противоположными идеями для нашего ума, отдельными переживаниями для Души на ментальном уровне, manomaya purusha. Но Всевышний пребывает за пределами Ума и не нуждается в этих разделениях и противоречиях своей природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: