Цели исторического образования

Целями исторического образования являются:

- овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древности до нашего времени, его социальном, ду­ховном, нравственном опыте;

- развитие способностей учащихся осмысливать события и яв­ления действительности на основе исторического анализа, в их уни­кальности и вместе с тем органической принадлежности к единому потоку исторического движения (прошлое — настоящее — будущее); творчески применять исторические знания;

- формирование ценностных ориентации и убеждений учащих­ся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценнос­тей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

- развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества.

- Объект изучения истории — прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек—природа—общест­во). Основные системные характеристики объекта — историческое время, историческое пространство, историческое движение.

Названный объект может быть представлен на разных уровнях: история человека, история социальных групп и социумов; история всемирная — история цивилизаций и государств — история этнонациональная — история региональная — история края. Основные содержательные доминанты школьного курса — история Отечества и всеобщая история.

В связи с введением наряду с федеральным национально-регио­нального и школьного компонентов образования роль краеведения в учебной и внеурочной работе по истории (как и другим дисципли­нам гуманитарного и естественнонаучного циклов) значительно воз­растает. На уроках отечественной истории учащиеся знакомятся с прошлым своей области, края, автономного округа. Вместе с тем в содержание учебных занятий включаются сведения о родном горо­де, селе, районе, прошлом семьи. У учащихся разных регионов России конкретные знания о крае будут различными, вариативными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев — по исто­рии ближнего и дальнего зарубежья. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России; республики, входящей в состав Российской Федерации; более крупного, в том числе цивилизационного, региона (в составе нескольких территорий или стран, объединенных узами экономических, национальных, религиозных и культурных исторических связей), как частица всемирной истории.

Дидактическая значимость и воздействие истории состоят в из­ложении последовательности свершившихся в прошлом уникальных, неповторимых и необратимых человеческих деяний и событий, где следствия позволяют судить о причинах и сути происшедшего. От­сюда иная, чем в социологии и других общественных дисциплинах, хронологически выстроенная структура предмета «история».

История представляет человека, событие, ситуацию в их конкрет­ности, целостности социальных, нравственно-этических, материаль­ных, идеологических, культурологических и других отношений. Ей присуща особая методология познания, сочетающая элементы ис­торического и логического анализа. Этим и многим другим опреде­ляется место истории в системе общего школьного образования.

История не может быть ни заменена каким-либо набором антроповедческих или обществоведческих курсов, ни растворена в них. Более того, история как учебная дисциплина составляет вертикаль, стержень гуманитарных, обществоведческих курсов в основной и полной средней школе. История обеспечивает всей системе школь­ного образования, в том числе и предметам естественнонаучного, эстетического, технологического циклов, необходимый гуманитар­ный и исторический аспекты. История представляет многообразную картину социального, нравственного, коммуникативного, созидатель­ного и другого опыта людей. Методы исторического познания с их диалектикой исторического и логического также имеют общеобра­зовательное значение.

1.3. Место предмета в базисном учебном плане

Проект Государственного образовательного стандарта по исто­рии составлен, исходя из следующих положений:

- история рассматривается как учебная дисциплина, обязатель­но изучаемая как в основной (V—IX классы), так и в старшей сред­ней школе (X—XI классы);

- в соответствии с установлениями Закона РФ «Об образовании» в рамках средней школы выделяется основная 9-летняя школа с за­вершенным историческим курсом с древности до наших дней (пер­вый концентр), в X и XI классах предусматривается второй концентр; требования к исторической подготовке учащихся определяются на двух уровнях — для основной и полной средней школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: