Направления решения проблемы развития отечественной электронной промышленности могут базироваться в рамках активного сценария на двух стратегических вариантах:
1. Государственная монополизация собственности организаций электронной отрасли и централизованное управление отраслью.
2. Государственно-частное партнерство в развитии отрасли, расширение всех форм международного кооперационного сотрудничества с учетом ключевых интересов государства.
Выбор того или иного варианта стратегического развития влияет на организационную структуру управления реализацией стратегии и уровень достижения результата.
Вариант 1
Выбор этого варианта означает, что ответственность за успех или неуспех в достижении амбициозной цели сокращения отставания отечественной электроники от мирового уровня практически целиком ложится на государство.
В этом случае государство берет на себя функции определения номенклатуры производимой продукции для государственных нужд, ответственность за правильность этого определения и, соответственно, за достигаемые результаты.
|
|
На бюджет ложится обязанность финансирования не только фундаментальных исследований и опережающих разработок «прорывных» продуктов, но и опытно-конструкторских разработок, подготовки производства, а также системы поддержания эксплуатации и последующей утилизации всего ряда продуктов.
Главным негативным моментом в случае выбора этого варианта является относительно малая доля закупок самого государства в общем объеме сбыта электронной промышленности и, как следствие, отсутствие реальной мотивации государства в развитии чисто коммерческих направлений отрасли, которые должны приносить основной объем доходов и обеспечивать необходимый приток капитала для расширения производства, как это делается в мировой практике.
Кроме того, неизбежным последствием принятия такого решения станет фактическая национализация электронной отрасли и резкое увеличение потребности в ресурсном обеспечении такого варианта развития отрасли со стороны государства.
Дополнительным риском этого варианта стратегии развития отрасли является потеря интереса частных собственников к бизнесу в сфере электроники и использования ЭКБ для других отраслей вследствие невозможности влиять на принятие решений при перераспределении ресурсов для реализации тех или иных коммерческих проектов. В свою очередь, государство не будет заинтересовано в развитии коммерческих направлений, и отсутствие такого интереса может негативно сказаться на привлечении инвесторов. В результате доходные сферы бизнеса могут оказаться невостребованными и останутся без развития.
|
|
Совокупность отмеченных негативных факторов делает достижение ожидаемого результата при выборе первого варианта развития отрасли мало реалистичным.
Вариант 2
Альтернативным способом решения проблемы антикризисного развития электронной отрасли является объединение усилий государства и частного бизнеса (отечественного и зарубежного).
Партнерство с зарубежным бизнесом является в данном случае определяющим, так как именно зарубежные фирмы и организации являются лидерами данного направления в мире. Только они обладают необходимыми технологиями и опытом организации данного вида производств, а также их эффективной коммерческой эксплуатации.
Предлагаемая в рамках этого варианта модель развития основана на принципах тесного взаимодействия государства и частного бизнеса, в том числе и зарубежного, и позволяет эффективно сочетать государственные возможности концентрации ресурсов, использование различных преференций с мотивированностью частных собственников в отношении конечных результатов развития электронной отрасли.
Нагрузка на бюджет при развитии может быть существенно снижена за счет все возрастающего финансирования из внебюджетных источников – собственных средств организаций и их иностранных партнеров, коммерческих кредитов и инвестиций.
Однако повышение уровня внебюджетного финансирования развития отрасли не может произойти скачкообразно. Частные инвестиции в российскую электронную промышленность в ее нынешнем состоянии еще длительное время будут оставаться высокорискованными.
Именно поэтому необходима организация партнерства государства с отечественными инвесторами в сочетании с привлечением авторитетных зарубежных технологических партнеров под государственные гарантии для реализации таких проектов.
Наличие государственного партнерства и надежного технологического партнера является ключевым моментом обеспечения большего доверия инвесторов и их заинтересованности в таких проектах.
В рамках предлагаемой по второму варианту модели развития отрасли государству отводится важнейшая роль решения проблемы безопасности в выстраивании системы государственно-частного партнерства, содействии бизнесу в организации инфраструктуры рынка электронной отрасли, в развитии международных кооперационных связей, вхождении в мировую систему разделения труда, продвижении продукции отрасли на мировые рынки, в поддержании и развитии национальной электронной компонентной базы, в обеспечении гарантированного рынка государственных закупок, в решении задачи обеспечения электронной промышленности высококвалифицированными специалистами, подготовленными в системе аттестованных государственных образовательных учреждений и с использованием практики стажировки в передовых мировых организациях.
В этой системе ответственность за определение номенклатуры коммерческой продукции и успех коммерческих проектов на внутреннем и мировом рынках возлагается на частный бизнес. Именно этот подход позволяет сконцентрировать ресурсы на наиболее приоритетных направлениях электронной компонентной базы и согласовывать с государственными ведомствами и заказчиками мероприятия, направленные на решение проблемы по целевым задачам, срокам и ресурсам в существующих, разрабатываемых и перспективных целевых программах, планах, отдельных проектах и комплексах мероприятий научно-технического, производственного, экономического, организационного и правового характера, в сфере электронной компонентной базы, в рамках данной Стратегии.
Таким образом, сопоставление двух направлений развития отечественной электроники показывает, что единственно реалистичным способом развития является государственно-частное партнерство с одновременным расширением форм международного сотрудничества с учетом ключевых интересов государства.