Многие аспекты нынешнего состояния Индии и индуизма можно лучше понять, рассмотрев их происхождение и историю. Ниже мы предлагаем вниманию читателя краткую хронологию, в которой рассказывается о мудрецах, царях, иноземных завоевателях и местных реформаторах Индии, которые сделали свой вклад в сокровищницу самой древней в мире цивилизации. Трудно переоценить тот факт, что индуистская Индия была домом четверти человечества с доисторических времен. Ее история, вкратце обобщаемая здесь, - это важнейший ключ к пониманию человеческой истории вообще.
Та обращенность к духовности, которой проникнуты индийское мышление и индийская история, беспрецедентна в опыте человечества. Царь среди своего двора, мудрец на своей горе и крестьянин в одной из 700 тысяч деревень Бхараты (Индии) - все они следуют своей дхарме, имея в виду общую конечную цель: духовное просветление. Эта всеобщая направленность является источником удивительной устойчивости индуизма к воздействию соревнующихся между собой религий и армий захватчиков. Нет другой нации, которая пережила бы такое количество завоевателей - и сохранила себя. Все эти вторжения приводили самые разные народы мира на субконтинент, равняющийся по площади одной трети Соединенных Штатов. При этом Индия осталась Индией.
|
|
Многими достижениями древние индусы могли бы гордиться: изобретением десятеричной системы счисления и цифр, философией, лингвистикой, хирургией, городским проектированием и наукой управления государством. А также достижением, оказавшимся весьма полезным при составлении данной хронологии: высокоразвитой астрономией.
Даты индийской истории после Будды вызывают мало споров. Даты же до Будды часто устанавливались, к сожалению, на основе не только научных свидетельств, но и просто преобладавших в тот момент мнений или политических соображений. При этом западная ученость всегда демонстрировала упорную тенденцию к отрицанию древности индуизма.
Индийский ученый С. Б. Рой указывает, что повсеместно принятая хронология немецкого лингвиста Макса Мюллера (1823-1900) базируется исключительно "на сказках из "Катхасаритасагары"". Историк Клаус К. Клостермайер соглашается: "Хронология Макса Мюллера, некритически принятая большинством западных ученых, основывается действительно на весьма шатком фундаменте". Хотя Мюллер и много сделал для знакомства Запада с мудростью Индии, он сам признавался в своем тайном стремлении подорвать позиции индуизма. В письме к жене в 1886 г. он пишет: "Перевод Вед многое прояснит в судьбе Индии и в том, как развивались миллионы душ в этой стране. Это корень их религии, и я уверен, что показать им, что собой представляет корень, - это единственный способ искоренения всего того, что выросло из него за последние 3000 лет".
|
|
Современные исследователи, такие как д-р Б. Г. Сиддхартх из Научного Центра Б. М. Бирлы, д-р С. Б. Рой, профессор Субхаш Как, д-р Н. Р. Варадпанде, Бхагван Сингх и д-р Дэвид Фроули, ведачарья, разработали более точную картину древней Индии, собрав новые хронологии на основе высоконадежного метода: датирования эпизодов писаний по упоминающимся в них астрономическим феноменам с учетом прецессии равноденствий. Ось вращения Земли совершает колебания. Это приводит к тому, что созвездия, как они видны с Земли, смещаются с постоянной скоростью по предсказуемой траектории, совершая полный цикл за 25 000 лет. На основе вычислений, например, стих из Ригведы, в котором говорится о зимнем солнцестоянии в созвездии Овна, можно отнести к 6500 г. до н. э. Фроули утверждает: "Прецессионные изменения являются ключом к пониманию индийской астрономии. Нельзя игнорировать их в древних текстах просто потому, что они дают нам даты, слишком ранние для общепринятых воззрений на историю человечества". Кроме астрономических указаний в писаниях, многое поддерживает датировки вышеупомянутых ученых: радиоуглеродный анализ, раскопки городов индо-сарасватийской долины и недавнее установление русла древней реки Сарасвати, важного предмета ведических писаний.
Значительная часть датировок в настоящей хронологии до 600 г. до н. э. взята из работ д-ра С. Б. Роя (Хронологические рамки индийской протоистории: нижний предел, опубликовано в The Journal of theBaroda Oriental Institute, март-июнь 1983 г.) и Дэвида Фроули (Боги, мудрецы и цари). Некоторые исправления в нашей хронологии сделал проф. Шива Г. Баджпай, д-р фил., директор Отдела азиатских исследований Калифорнийского государственного университета, соавтор (наряду спроф. Джозефом Э. Шварцбергом и д-ром Раджем Б. Матхуром) Исторического атласа Южной Азии.
Макс Мюллер был первым евангелистом одной очень зловредной догмы, которую в конце концов навязали индийской истории, а именно теории "арийского вторжения". Термин арья, изначально означавший в Ведах "благородный", затем примененный к праязыку, от которого произошли греческий, санскрит, латынь, германские и другие языки, постепенно стал относиться к тем, кто говорил на этом праязыке, к предполагаемой расе светлокожих ариев. Идея материнской расы овладела умами европейских христианских ученых в XVIII-XIX вв., и они создали разработанные гипотезы о путях миграций ариев из Центральной Азии на запад в Европу, на юг в Индию и на восток в Китай. При этом арии покоряли местные примитивные народы и основывали великие мировые цивилизации. Согласно этой теории, Веды, сердце и ядро Санатана Дхармы, были принесены в Индию извне, а не составлены в самой Индии.
Хотя "арийской" теории недоставало научных доказательств, она (и арийско-дравидское расовое противостояние как следствие из нее) была принята и проповедовалась как установленный факт. Тому было три главных причины. Теория предлагала удобный прецедент для британского, христианского вмешательства в дела Индии. Она примиряла древность индийской цивилизации и религиозных писаний с библейской датой Творения: 4000 г. до н. э. Наконец, она создавала разделение и конфликт между народами Индии, делая их уязвимыми и податливыми для христианских миссионеров.
Современные ученые как Востока, так и Запада считают, что народ Ригведы, называвший себя арья, был автохтонным в Индии, и не было никогда никакого "арийского вторжения". Доказано, что языки Индии имеют общих предков: древнесанскритский и тамильский. И даже эти два вроде бы не связанных друг с другом языка, согласно последним исследованиям "суперсемей", имеют общее происхождение от древнего языка, которому пока дали условное название ностратический.