Русская портретная живопись 17-18 века. (Ф.С. Рокотов)

Экзаменационные билеты для проведения государственной итоговой аттестации по предмету «Искусство».

Билет 1

Композиторы эпохи Барокко (Г.Ф. Гендель, И.С. Бах, А. Вивальди).

Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами. Барочная музыка появилась в конце Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы. И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени. Сочинительские и исполнительские приёмы периода барокко стали неотъемлемой и немалой частью музыкального классического канона. Произведения того времени широко исполняются и изучаются.

В эпоху барокко родились такие произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, оратория «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди,. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера. Большое число музыкальных терминов и концепций эры барокко используются до сих пор.

(Биография одного из композиторов на выбор)

Назвать 5 известных театров оперы и балета.

· Ла Скала» - всемирно известный оперный театр в Милане, Италия

· Нью-Йоркская компания «Метрополитен-опера» была основана 28 апреля 1880. Театр принадлежит к ведущим операм мира

· Большой театр - исторический театр в Москве, построенный по проекту архитектора Иосифа Бове, в котором проходят спектакли оперы и балета.

· Мариинский театр - исторический театр оперы и балета в Санкт-Петербурге, Россия. Открытый в 1860 году, он стал выдающимся музыкальным театром Росси в конце 19 века.

· Дворец Гарнье, также известный как Опера де Пари или Опера Гарнье, но чаще всего, как Парижская опера - это здание 2200 местной оперы на площади Оперы в Париже, Франция, которое было основным помещением Парижской Оперы с 1875 до 1989 года.

· Берлинская государственная опера - один из старейших и наиболее крупных музыкальных театров в Германии. Ее постоянным домом является оперный театр на бульваре Унтер ден Линден в районе Берлина Мите.

Билет 2

Русская портретная живопись 17-18 века. (Ф.С. Рокотов).

История портретного жанра в России ведет свои истоки с XVII века.

Так, в XVII веке на Руси возникла парсуна — портрет, который по стилю, приёмам и материалам живописи первоначально ничем не отличаются от икон. Они создавались как надгробные, мемориальные образы, поэтому очевидна их связь с религиозной мыслью.

К концу XVII века в русском портретном искусстве зарождается портретный жанр, выделяется из иконного письма, и формируется усилиями отечественных мастеров и иностранных художников.

Прорыв в портретном жанре в России, как и во многих других отраслях, случился в петровское время. Пётр I как приглашал зарубежных мастеров, так и способствовал обучению отечественных.

Начиная с Петровского времени, портрет в русском искусстве вышел на 1-е место по степени распространённости и качества.

Особенностью русского портрета XVIII века является отсутствие или же крайняя редкость группового (в том числе семейного) портрета, который в ту же эпоху являлся очень показательным для Англии и Франции.

С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в основном придворных кругов. Лишь с середины XVIII столетия портрет „опускается“ в массы рядового поместного дворянства, под влиянием просветительства возникают пока еще редчайшие образы крестьян и купцов, создаются портреты деятелей культуры.

К концу XVIII века русский портрет по своему качеству сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его представителями являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский.

Левицкий и Рокотов проделывают путь от парадного и полупарадного портрета к камерному.

Фёдор Степанович Рокотов — один из лучших русских портретистов.

Сведения о происхождении Рокотова крайне противоречивы: по одним данным он родился в семье крепостного, принадлежавшего князю Репнину И. П., по другим исследованиям приходится ему внебрачным сыном. В пользу первой версии свидетельствует тот факт, что брат Федора Степановича по документам был крепостным князя. С другой стороны существует запись 1785 года, согласно которой художник числился капитаном. Однако офицером в 18 веке не мог стать выходец из крестьян.

Большую роль в судьбе Рокотова сыграл куратор Московского университета, первый президент академии художеств генерал Шувалов Иван Иванович. По его протекции в 1760 году Федор Рокотов стал студентом Академии. Благодаря влиянию Шувалова молодому живописцу удалось получить дворцовые заказы. Художник изображает высочайших особ: "Портрет великого князя Павла Петровича в детстве" (1761 г.), "Портрет императора Петра III" (1762 г.). Вскоре Рокотов был удостоен звания адъюнкта живописи.

В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную Императорскую Академию художеств Санкт-Петербург за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Когда Екатерина II вступила на престол, то поручила ему, в 1763 г., написать её портрет, для которого давала ему сеансы в Петергофе: портрет этот, изображающий императрицу в профиль, как бы дающую парадную аудиенцию, был подарен графу Г. Орлову, который разместил его в Гатчинском дворце(с 1950-х гг. в Павловском дворце-музее).

Другой портрет императрицы, поясной, был написан Рокотовым также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 году). Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — «из самых похожих». Портрет был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне

Кроме этих двух изображений Екатерины, из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один из них — в московской Оружейной палате) и цесаревича Павла Петровича (лучший — в Государственном Русском музее) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и других.

В 1790-е гг. творчество Рокотова пошло на спад. 19 век художник встретил, занимаясь педагогической деятельностью. Работы этого периода, принадлежащие кисти мастера, неизвестны.

Рокотов Федор Степанович оказал значительное влияние на развитие русской портретной живописи. Он первым из русских художников Нового времени обратился к духовному миру человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: