Исполнение бюджета и составление отчета о его использовании

Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами и подписания Президентом. Кабинет министров по согласованию с нижестоящими органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия включает выполнение доходной и расходной частей бюджета. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.

Важнейшая задача исполнения бюджета – это обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом по каждому источнику, а также финансирование мероприятий.

Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующиеся в результате дополнительных доходов или экономии средств, зачисляется в соответствующий бюджет и изъятию не подлежит. Она используется по усмотрению соответствующего органа власти.

Потери доходов и излишние расходы не компенсируются из вышестоящих бюджетов, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.

Исполнение проводится Министерством РФ, его органами, государственной налоговой службой и Государственным таможенным комитетом и их органами на местах. При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований, утвержденных бюджетом, которые осуществляются по бюджетной росписи доходов и расходов. Это основной оперативный план распределения расходов и доходов, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств в течение года.

Бюджетная роспись ФБ РФ утверждается Министерством финансов РФ. Организация исполнения бюджета и внебюджетных фондов возложена на Федеральное казначейство РФ. Система органов Федерального казначейства состоит из главного управления и подчиненных ему территориальных органов на местах. Казначейство в первую очередь обеспечивает принцип единства кассы в отношении федеральных средств. Все платежи должны осуществляться с единого счета Федерального казначейства. Все остальные счета не должны иметь преходящих остатков (транзитные).

Составление отчета возложено на Министерство финансов РФ и его финансовые органы, а также на Государственную налоговую службу и ее налоговые инспекции, государственный таможенный комитет и его органы. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о ФБ РФ в мае года, следующего за отчетным докладывается Федеральному собранию РФ, которое его утверждает.

2. Фонд накопления - часть национального дохода, используемая в целях расширенного воспроизводства, то есть на увеличение материальных и нематериальных активов, а также страховых запасов. Фонд накопления, его объем и структура (распределение между отраслями народного хозяйства) являются решающим фактором, определяющим темпы расширенного воспроизводства. Размер фонда накопления характеризуется нормой накопления, то есть отношением фонда накопления ко всему национальному доходу, выраженной в процентах.

Фонд потребления - часть национального дохода, используемая на текущее потребление в течение года. При распределении фонд потребления делится на 3 части: фонд оплаты работников сфер материального и нематериального производства, фонд потребления юридических лиц, представляющий распределенную прибыль, а также расходы государственного бюджета на содержание органов государственной власти и управления, трансфертные платежи (пенсии, пособия и т.п.), образование и т.д.

К фондам целевого назначения относятся фонды организа­ции, образуемые из прибыли, остающейся в распоряжении орга­низации, в соответствии с учредительными документами. К ним относятся фонды накопления, потребления и социальной сферы.

Фонды накопления представляют собой средства нераспре­деленной прибыли, зарезервированные (направленные) в качестве финансового обеспечения производственного развития организа­ции или иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества.

Фонд социальной сферы представляет собой средства не­распределенной прибыли, зарезервированные (направленные) в качестве финансового обеспечения развития (капитальных вло­жений) социальной сферы. В составе фонда социальной сферы учитывается также имущество социальной сферы, полученное организацией от других организаций и лиц безвозмездно.

Суммы образованных фондов накопления и социальной сфе­ры, как правило, не списываются. Уменьшение этих фондов (за­писи по дебету субсчетов 3, 4 счета 88) производятся лишь в случаях:

1) направления средств фондов накопления на погашение убытка, выявленного по результатам работы организации за от­четный год;

2) распределения сумм прибыли, зарезервированных в фон­дах накопления, между учредителями организации;

3) списания за счет средств фондов накопления затрат, свя­занных с созданием нового имущества, но по установленному порядку не включаемых в первоначальную стоимость этого иму­щества. Данные затраты подразделяются в учете на предусмот­ренные и не предусмотренные в сводных сметных расчетах сто­имости строительства.

К затратам, предусмотренным в сводных сметных расчетах стоимости строительства, относятся: затраты на подготовку экс­плуатационных кадров для основной деятельности строящихся предприятий; расходы перспективного характера: геологоразве­дочные, изыскательские и другие, связанные со строительством объектов, в случае невозможности их включения в дальнейшем в стоимость строительства объектов; средства, передаваемые на строительство в порядке долевого участия, если построенные объекты будут приняты по вводу их в эксплуатацию в собствен­ность другими организациями; расходы, связанные с возмещени­ем стоимости строений и посадок, сносимых при отводе земель­ных участков под строительство.

К затратам, не предусмотренным в сводных сметных расче­тах стоимости строительства, относятся: затраты застройщика по объектам, не законченным строительством, а также стоимость других материальных ценностей, переданных безвозмездно дру­гим организациям (основанием для списания этих затрат, кроме соответствующих актов приемки-передачи, является также справ­ка принимающей стороны об отражении в учете упомянутых за­трат); расходы по оплате процентов по кредитам банков сверх учетных ставок, установленных ЦБ РФ; убытки по основным средствам строительства, а также от разрушений не законченных строительством зданий и сооружений, возникших от стихийных бедствий (в том числе приведших к их ликвидации); затраты на консервацию строительства; расходы по сносу, демонтажу и охране объектов, прекращенных строительством; расходы, связан­ные с уплатой процентов, штрафов, пени и неустоек за наруше­ния в финансово-хозяйственной деятельности; другие затраты.

Фонды потребления представляют собой средства нерасп­ределенной прибыли, направленные (зарезервированные) на осу­ществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению работни­ков организации и иных мероприятий, не приводящих к образо­ванию нового имущества организации.

За счет фондов потребления оплачиваются:

• доходы (дивиденды, проценты) по акциям акционерам орга­низации;

• дополнительно предоставленные по коллективному догово­ру (сверх предусмотренных законодательством) отпуска работ­никам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;

• надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

• проезд членов семьи работника и провоз их багажа к месту использования отпуска и обратно (в соответствии с законодатель­ством для организаций, расположенных в районах Крайнего Се­вера, приравненных к ним местностям и отдаленным районам Дальнего Востока);

• стипендии студентам и учащимся, направленным организа­циями на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения;

• путевки работникам и их детям на лечение, отдых, экскур­сии и путешествия;

• удорожание стоимости питания в столовых, буфетах, про­филакториях, предоставление его по льготным ценам или бес­платно работникам (кроме специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных законодатель­ством), а также детям, находящимся в детских дошкольных уч­реждениях, санаториях, оздоровительных лагерях;

• материальная помощь, в том числе на жилищное строитель­ство и частичное погашение кредита, предоставленного на жи­лищное строительство;

• расходы на погашение ссуд (включая беспроцентные), вы­данные работникам организации на улучшение жилищных усло­вий, приобретение садовых домиков и обзаведение домашним хо­зяйством;

• расходы по благоустройству садоводческих товариществ (строительство дорог, энерго- и водоснабжение, осушение и дру­гие расходы общего характера), строительству гаражей;

• расходы по возмещению ценовой разницы на товары (рабо­ты, услуги), предоставляемые работникам организации;

• расходы по оплате услуг поликлиникам по договорам, зак­люченным с органами здравоохранения на предоставление сво­им работникам медицинской помощи, по содержанию детей в дошкольных учебных учреждениях;

• стоимость жилья, места в общежитии, квартирная плата;

• проезд к месту работы транспортом общего пользования специальными маршрутами, ведомственным транспортом (кроме расходов, включаемых в фонд оплаты труда);

• другие льготы (оплата абонементов в группы здоровья, за­нятий в секциях, клубах, подписки на газеты и журналы, проте­зирования и т. п.).

Учет фондов ведется на счете 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", по субсчетам: 3 "Фонд накопления", 4 "Фонд социальной сферы", 5 "Фонд потребления".

------------------------------------------------------------БИЛЕТ 27------------------------------------------------------------

1. Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит – превышение доходов над расходами.

Основными причинами БД являются войны, поскольку они требуют использования ресурсов экономики на вооружение и содержание орудий. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, эмиссий денег и выпуска государственных долговых обязательств.

Другим важным фактором, порождающим БД является спады и периоды депрессии производства в годы, когда ВВП и НД сокращаются, автоматически сокращаются налоговые поступления. В то же время расходы остаются на том же уровне. В итоге возникает разрыв между расходами и доходами и растет дефицит. Рост дефицита может быть связан с неоправданным ростом расходов и их неэффективностью.

Негативное влияние на доходы бюджета и соответственно на размеры дефицита оказывают устойчивость национальной валюты и денежного обращения, слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота приводят к развитию бартерных операций и других негативных явлений.

Причиной ДБ может стать необходимость крупных централизованных вложений в развитие производства. Следует отметить, что госбюджеты западных стран с развитой экономикой имеют также хронические дефициты. С начала 90-х годов в ряде развитых западных стран бюджетный дефицит сокращается, а в США преодолен. Величина дефицита определяется при утверждении бюджета.

В России, согласно бюджетному кодексу, размер дефицита не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга. Дефицит обслуживается за счет эмиссии ЦБ, доходов от приватизации госимущества.

Сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и камей за счет кредитов международных организаций и банков.

Источники финансирования дефицита бюджета РФ:

1) Внутренние источники:

- кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

2) Внешние источники:

- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- кредиты правительств иностранных государств, банков и т.д., предоставляемые в иностранной валюте.

С 1990 по 1995 года для покрытия БД в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования бюджета не применяется. Для этой цели используют различные ценные госбумаги, а именно

- казначейское обязательство,

- облигации внутреннего валютного государственного займа,

- облигации федеральных займов,

- государственные сберегательные займы,

- золотые сертификаты.

Главным источником внешнего финансирования служат кредиты МВФ.

Использование внешних источников заимствования при финансировании БД влечет за собой ряд негативных последствий. Так, например, в момент получения займа спрос государства на товары и услуги национального производства резко возрастает, если средства направляются на эти цели. Страны, имеющие крупные внешние задолженности, вынуждены проводить политику жесткой экономии, расширять экспорт, сокращать импорт, направляя доходы от внешней торговли на выплату долга. Однако использование чистого экспорта на выплату долга сокращает ресурсы для собственного экономического развития. В итоге снижается жизненный уровень населения и формируется тенденция экономического спада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: