Признак группы
| Название вида теста
| Краткая характеристика вида
|
По предмету тестирования
(какое качество оценивается)
| Интеллектуальные
| Предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь.
|
Личностные
| Связаны с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности (тесты на установки, характерологические тесты, интересы, темперамент и мотивационные тесты)
|
Межличностные
| Оценивают человеческие отношения в различных социальных группах
|
Практические тестовые задания
| Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями. Предполагают активное использование воображения.
|
По особенностям используемых задач
| Образные задания
| Задачи и упражнения, которые испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями.
|
Вербальные тесты
| Задания на оперирование словами (определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания различных слов, и т.п.)
|
По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым
| Бланковые
| Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т.п.
|
Аппаратурные
| С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ.
|
По объекту оценки
| Процессуальные
| Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, например, процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.
|
Тесты достижений
| Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др. (тесты успеваемости, тесты творческих возможностей, тесты способностей, сенсорно-моторные тесты и тесты интеллекта).
|
Тесты состояний и свойств
| Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др.
|
Особая группа
| Проективные тесты
| Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многозначных объектов, например, бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д. (тест Рор-шаха, Тематический Апперцептивный Тест)
|
Многие задания, которые используются в тестах, имеют комплексный характер, т.е. включают в себя и практические, и теоретические, и образные, и вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкивается человек в реальной жизни, являются комплексными по характеру, а тестирование проводится для того, чтобы предсказать поведение и возможные достижения человека не в искусственной лабораторной ситуации, а в реальной жизни.